Разговор с актером

Елена Ерошкина
               
  Свет рампы и запах кулис манят многих. Но лишь единицам дано Богом зажигать своей игрой свет в сердцах других людей. Одним из таких немногих является заслуженный актер России и просто дорогой для сердец многих людей человек – Александр Михайлович Новоженин, ведущий актер Новомосковского драматического театра имени Качалина. Не смотря на все сложности актерской профессии, он считает свою судьбу счастливой – ведь она подарила ему знакомство с Фаиной Георгиевной Раневской, счастье подавать руку кинодиве Любови Орловой.
- Здравствуйте, Александр Михайлович! Сегодня Вы состоявшийся актер, горячо любимый публикой. А как все начиналось?
-  В 16 лет я приехал в Москву из совершенно периферийного города. Вначале поступил в Институт культуры, так как на экзамены в театральные ВУЗы я опоздал. Но, вняв советам и своему внутреннему голосу, в том же году поступил в театральное училище им. Щепкина на экспериментальный курс, куда набирались студенты разных возрастов. Для показа я подготовил отрывок из «Молодой гвардии», стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» и басню «Квартет», исполнение которой в моем лице оказалось десятым. Сдавали мы это все тринадцатого числа в понедельник, в тринадцатой аудитории, но это не помешало мне сразу перескочить на 3 тур (даже не пришлось делать этюда). Правда, было поставлено серьезное условие: за полгода исправить волжский говор. Это стоило мне упорного нелегкого труда, но, в конце концов, удалось.
- Уже этот пример показывает, что учеба в театральном ВУЗе – труд, и достаточно тяжелый.
- Титанический! На заводе смену отработал и забыл, а актерский труд круглосуточный. Хотя годы учебы оставили и массу приятных впечатлений: общение с очень интересными людьми-педагогами и сокурсниками, тепло человеческих отношений; нежная опека со стороны старших. Я всегда был очень худым, поэтому меня старались  чем-нибудь  подкормить: приносили всевозможные бутерброды.
- Вы работали во многих театрах. Где атмосфера была наиболее теплой?
- Теплые отношения могут сложиться с тем или иным человеком, в театре же главное – это рабочая атмосфера. В театр им. Моссовета я попал «зеленым» юношей, не имел понятия о каких-то интригах, на все смотрел открытыми глазами. Это моя «альма-матер», чувство теплоты, к которой я сохраню до конца жизни. Очень хорошо работалось в Ульяновске, где режиссером была замечательная женщина Вера Андреевна Ефремова (сейчас она работает в Твери).  Где-то в 1981 году я приехал в Новомосковск в силу целого ряда причин;  какое-то время работал опять в Москве в театре на Перовской, где сегодня уже многие «заслуженные». А тогда мы были молоды и дружны, впрочем, последнее сохраняется. Я могу и сегодня туда вернуться, но Новомосковск оказался для меня своеобразным городом-магнитом. Хотя Паша Курочкин зовет в Зеленоград, в театр «Видогонь».
- Это театры, а сколько, наверное, сыграно ролей!
- Очень много, более трехсот! Если все это перевести на жизни…. К тому же один только спектакль «Валентин и Валентина» я сыграл триста раз. В Новомосковске для меня очень дороги спектакли «Чайка» и «Кровавая судьба», поставленные замечательным режиссером Колей Рябовым.
Из репертуара последнего времени очень люблю спектакль по пьесе Григория Горина «Чума на оба Ваших дома». Это продолжение «Ромео и Джульетты» Шекспира, но герои далеко не юные люди, с богатым жизненным багажом. Телеканал «Культура» не так давно транслировал телеверсию этого спектакля в исполнении актеров театра имени Маяковского.
В свое время из Москвы я привез пьесу Надежды Птушкиной «Рождественские грезы» (сейчас она идет в Москве, в Тульском драматическом театре; по ней поставил фильм Олег Янковский). Она ставила в Новомосковске свой дипломный спектакль и подружилась со Светланой Аркадьевной Таршис. В этом спектакле мне очень легко играть: замечательная пьеса, партнеры, с которыми я очень дружен, с которыми мы понимает друг друга с полуслова. Это Светлана Аркадьевна Таршис - до сих пор очень красивая женщина и заразительная партнерша; за долгую сценическую жизнь мы с ней, не смотря на большую разницу в возрасте, переиграли и любовников и мужа с женой,  Наташа Жданова, с которой мне тоже всегда приятно работать.
Лучшее же, надеюсь, может быть, еще не сыграно! Большое значение может иметь любой эпизод. Яркий пример – спектакль «Дом, где все кувырком» поставленный Мариной Карпачевой, где у меня очень небольшая роль, но в ней можно быть всегда разным, не нарушая режиссерского рисунка, роли, ерничать и импровизировать.
Существует распространенное мнение, что режиссеры – люди тяжелые, но я могу спокойно работать практически с любым, если это действительно профессионал своего дела. Тогда я послушен как институтка, хотя, конечно, роль рождается только в соавторстве актера и режиссера. Личностное начало всегда присутствует. Еще со своего детства я вынес фразу, которую часто говорил мой отец: «Учись так, как учит учитель, но не делай так, как делает учитель».
       - А кроме родителей и педагогов, кто больше всего повлиял на Ваше становление?
- Мои старшие друзья, которые меня от много плохого в этой жизни оберегали: Ия Савина, Сергей Юрский, Вадим Бероев, Валя Талызина – всех и не перечислишь! И книги, я жуткий библиофил!               
- Сегодня много говорят о проблеме взаимопонимания поколений.
       - Я очень люблю работать с нашей молодежью, когда они на все смотрят свежими глазами. Они замечательные ребята, но им нужно очень много трудиться и совершенствоваться. У них есть все, чтобы состояться: красота, голос, талант, пластичность, мозги. Остальное в их руках, и предстоит им, как говориться, и огонь, и вода, и медные трубы. Надеюсь, что они это одолеют. Самовлюбленность- вещь страшная! На этом актер заканчивается. Как только о себе начинаешь думать очень высоко, тяжело падаешь и больно-больно ударяешься. Я это прошел благодаря моей подруге Кларе Шунько, которая, как настоящий друг, эту горькую пилюлю подслащать не стала.
- Театр это не только актеры.
- Очень точное замечание. Тепло и трепетно я отношусь к обслуживающему персоналу в театре: гримеры, костюмеры, бутафоры. Это все не знакомые зрителям, но дивные люди, служащие своему делу практически на чистом энтузиазме. Всегда подадут и отгладят рубашку, помогут одеться. Теплое отношение к людям – это очень важно.
- А какие еще качества в людях Вы особенно цените?
- В первую очередь порядочность. На мой взгляд, это основа основ. Я могу очень многое простить человеку, но не  предательство. Горжусь, что никого не предавал и не продавал.
Люблю,  когда держат слово,- отец всегда говорил: «Обещание -  уже долг!» И я это помню свято.
Не люблю черной зависти, когда видят, что кто-то делает это лучше, чем ты, и начинают под него «копать». Чужой успех должен нести радость и стимул для собственного роста!
Еще великий Станиславский сказал, что для актера самые главные качества: вера и наивность. Без веры вообще человек мертв. Жить с этими качествами непросто, но я верю и наивен. Иначе профессии нет, как нет ее и без труда, к чему меня, слава Богу, приучили с детства. Очень важно, чтобы молодежь это понимала!
- А что больше всего огорчает в сегодняшней жизни?
- Очень огорчили события с захватом заложников. Всю ночь не мог отойти от телевизора, просто рыдал. Это самое страшное. Слава Богу, большую часть людей удалось спасти! Я, может быть, не самый добрый человек, но не могу ударить даже животное, не говоря уже о том, чтобы поднять руку на женщину. Убивать же это запредельно! Хочется видеть на улице людей с улыбками и светлыми глазами. И если после спектакля с моим участием три человека вышли счастливыми, значит, я не зря живу. Ведь мы не за деньги работаем. Они, конечно, нужны всем, но огорчает, когда свет золотого тельца застилает людям глаза.
- И, напоследок, какое напутствие Вы могли бы дать молодежи, которая собирается связать свою жизнь с актерской профессией?
- Помнить, что это кровь, пот, разочарование, но ее редкие сияющие минуты радости разгоняют тьму тоски. Так меня напутствовала великая   Серафима Бирман.