Дядюшкин сон оказался прекрасным сном

Елена Ерошкина
   Так, или приблизительно так, думало подавляющее большинство зрителей после премьеры «Дядюшкиного сна» Ф. М. Достоевского в НДТ. Счастливчиков (в связи с демонтацией кресел зал не мог вместить всех желающих) не испугал дискомфорт провести два часа на стульях – они его просто не ощутили: когда происходящее на сцене действительно завораживает, не замечается ни холод, ни другие посторонние ему обстоятельства – все внимание приковано к жесту, мимике персонажей, поглощено собственными нахлынувшими чувствами и эмоциями. 
    Полностью выдержан заявленный жанр трагикомедии. Мелочь? Но удается крайне редко! Так полюбившегося новомосковцам после «Браво, Лауренсия!» тульского режиссера Д. А. Краснова вообще отличает удивительное  и столь редкое умение балансировать на грани.
   Проблема поколений, родственных связей, ответственности родителей за судьбу детей, и за вмешательство в нее, поднятые Федором Михайловичем не только не исчезли из нашей жизни, а скорее обострились: засунуть отпрыска в «выгодный» институт, навязать «правильного» спутника жизни.
И это еще один несомненный успех – четкое попадание в выборе материала:
Меняем князя на банкира, за которого можно выдать дочку замуж, и сразу, без труда попасть в высшие эшелоны! И мы уже в дне сегодняшнем!
   Почему в название Достоевским вынесен  именно князь? Потому, что это раздражитель и лакмусовая бумажка Мордасовского общества. Играющему его засл. актеру А. М. Новоженину очень тонко удалось донести трагизм и щемящую комичность своего персонажа. Прячась за маской большого ребенка, он  в финале раскрывается как: мудрый, знающий жизнь философ и, во многом, психолог, с ранимой, тонко чувствующей душой, умеющий отличить зерна от плевел.
   И еще об актуальности: все больше в нашей жизни семей, устроенных по типу семьи Москалевых – сильная женщина Марья Александровна (акт. В. Ф. Кинарова), подмявшая под себя домочадцев дочь и мужа (акт. М. Лагутина, акт. С.С. Мочалов), подчинившая их своей воле, ведущая их к счастью, исключительно в своем понимании, совершенно не думая о том, что только сам человек может быть строителем собственной жизни!!!
    Она даже играет на светлом и чистом чувстве своей дочери Зиночки  к больному Васе (акт. М. Казанцев), у которой не хватает характера и сил бороться, которая переступает через себя, приносит в жертву. Но вот нужна ли кому-нибудь эта жертва?
    Словно вихрь проносится по дому Москалевых, как, впрочем,
и по воображению зрителей Софья Петровна Фарпухина (акт. Н. Жданова).   
Ее натиску, темпераменту просто невозможно противостоять. Стравить, оказаться в роли обезьянки, наблюдающей за схваткой тигров и скидывающей на их головы бананы, подняться и стать первой дамой в Мордасове! И крушение всех надежд! Яростный дебош – достоин великого проигрыша!   
   Не приходится отказываться от комплиментарного стиля  говоря о костюмах и оформлении спектакля. Все настолько органично, действенно, отвечает эпохе (и это замечание историка!).
   И еще об удачах и находках. Первый блин дебютанта Максима Игнатова в роли месье Мозглякова отнюдь не оказался комом. Это притом, что вчерашнему студенту пришлось сразу окунуться в сложнейший материал!
   И все это сошлось, состоялось в одной постановке! Не иначе, что так было угодно звездам: ведь такие совпадения как, полное взаимопонимание, существование на одной волне актеров и режиссера спектакля бывает только по большому случаю! А самый важный итог – герои и события продолжают будоражить воображение, рождать новые мысли и чувства!!!
/Ерошкина Елена/