Пять досье графоманов - почти критическая статья

Игорь Козлов-Капитан
        По моему опыту и давними встречами с этой категорией пишущей братии я бы разделил графоманов на четыре мужских подвида. И пятый подвид – женского полу.
На каждый подвид составляю досье.

Подвид первый. Графоман – Душка.

По характеру общителен, улыбчив, всем видом дает понять, что он друг. Всегда готов помочь советом или делом. На рожон и на конфликты не лезет.  Активен.
В творчестве старается подражать понравившимся поэтам. Как правило, чтит такие авторитеты, как М.Ю. Лермонтов, Н.Рубцов, А.Блок, А.Беленький, А.Черненький, и т.д. и т.п. Может называть их просто: Юра Лермонтов, Володя Высоцкий, Булат. Старается подружиться или познакомиться с поэтами, которые, по отзывам окружающих, могут так же являться авторитетами.  Источник вдохновения – любовь, желание понравиться противоположному полу. Пытается писать философские стихи. Всегда старается чем-то удивить или рассмешить. Готов выслушать в свой адрес любую критику. Критику воспринимает, как правила игры. Считает себя поэтом.  В литературном кругу при случае будет стремиться занять какое-нибудь административное место.  Напрочь отсутствует образное мышление. Любит выступать на аудиторию. Его аудитория – желторотая молодежь, которая ничего не смыслит в поэзии, но которой нравится манера выступления, артистизм Душки. Стихи читает по тоненькой книжице или по бумажке, вложенной в эту книжицу.
Этот тип имеет ряд газетных, журнальных и даже книжных публикаций. Пишет много. В основном, используя уже известные штампы. Много читает.  Хороший организатор.
В силу своего легкого характера способен увлечь за собой молодежь. И даже возглавить какое-нибудь мероприятие, вплоть до литературного объединения.  Может состоять в каком-нибудь маленьком союзе писателей. Чрезвычайно опасен.

Подвид второй. Графоман - Змееносец.

По характеру замкнут. Всегда серьезен. В конфликтных ситуациях проявляет повышенную нервозность. На контакт и сближение идет нехотя.  Социально активен. Книг не читает.
В творчестве не признает ничьи авторитеты. Среди любимых поэтов – В.В.Маяковский. С корней волос и до пят пронизан идеей.  До фанатизма. Поэтому считает себя не только хорошим поэтом, но и идейным борцом.  Источник вдохновения – борьба за идею, желание понравиться народу. Всегда добивается поддержки и одобрения сильных мира сего: секретаря обкома партии, депутата какого-нибудь совета, мэра города, воровского авторитета. В случае отказа поддержки с упорством маньяка будет громить вышеперечисленных, при этом всегда выступая от имени народа. Зачастую сам занимает место депутата. Никакие стихотворные правила ему не писаны, главное – выдать идею, воплощенную в мысль.  На критику реагирует болезненно, уверенный, что критика направлена не против формы стихосложения, а против самой идеи. Ситуации, где может состояться критика, избегает. Любит выступать на аудиторию, особенно читать стихи на митингах и собраниях. Короткие стихи читает наизусть, длинные – раскрыв толстую книгу. Его аудитория – обиженные и негодующие люди.  В близкий творческий союз вступает только с композитором, который пишет песни на его стихи. Стихов пишет очень много.  Всегда первым откликается на события, происходящие в стране. Как и у первого подвида, полностью отсутствует образное мышление. Имеет ряд газетных публикаций. Имеет много книг, книги выпускает только за счет спонсорских денег.  Может состоять в каком-нибудь маленьком союзе писателей. Чрезвычайно опасен.

Подвид третий. Графоман – Батяня.

По характеру общителен. Спокоен. Уравновешен.  В прошлой жизни непременно занимал какой-нибудь командный пост. В жизни писателей инициативы не проявляет, но с легкостью откликается на любое мероприятие. Человек из той породы, про которых говорят: «Научи дурака Богу молиться, он и рад лоб расшибить.»  Всем видом дает понять: давайте все дружить! Как и второй подвид, имеет какую-нибудь идею, но не доводит ее до фанатизма. Ко всему относится поверхностно.
Источник вдохновения – нравится писать стихи и доставлять радость себе и людям, читая их потом на литературных вечерах.
Пишет от себя, но для народа. Легко находит почитателей творчества в среде, где стихов отродясь не читали.  Критику воспринимает снисходительно или удивленно, типа: «Собака лает, ветер носит…» Но иногда не преминет  ответить тем же: сам дурак, - но при этом излучая полное добродушие.  Миролюбив. Читает мало.  Любит посвящать стихи всем, кого уважает, писать на злобу дня, но больше всего стихов пишет про погоду и природу.  Свои стихи всегда читает по бумажке. Если его спросить, каким поэтом он себя считает, то он неторопливо и задумчиво ответит: «Когда я в прошлый раз читал стихи в библиотеке, люди плакали…»
На самом деле считает себя хорошим поэтом и правильным человеком.  В поэзии, как правило, считает своими учителями классиков. Или тех, кого помнит со школьной скамьи. Как и у первого, и второго подвидов,  образное мышление отсутствует.
Правила в поэзии признает, но как ими пользоваться не знает.
Имеет ряд газетных публикаций и очень много книг.  Кроме всего прочего пишет прозу.  Книги выпускает за счет спонсоров.  Может состоять в каком-нибудь маленьком союзе писателей. Чрезвычайно опасен.

Подвид четвёртый. Графоман – Мыслитель.

По характеру общителен или замкнут. Хмур или весел. Остроумен или циничен. Красноречив или молчалив. Всегда прав. Никаких конфликтных ситуаций для себя не приемлет – с кем конфликтовать или спорить, если никто ничего не знает! Сам знает всё. Или почти всё. Когда-то прочитал научную или научно-фантастическую статью или книгу из узкой области философии или религии, политэкономии или психологии, был страшно удивлён, потом восхищён, а потом для себя понял, что это и есть точка опоры, из которой можно перевернуть мир – и напрягся. Ещё несколько раз перечитал, домыслил, додумал и стал рифмовать.  Кое-как. Тяп-ляп. Абсолютно отсутствует образное мышление. И правила стихосложения ему не писаны. Использует штампы. Но не это главное. Главное – истина, ему одному известная, для всех закрытая. Естественно, что никакой критики не признаёт. Реагирует болезненно или никак, не зная как реагировать. Считает себя не только хорошим поэтом, но и философом и мыслителем.  Источник вдохновения – удивить и понравиться тем, кого признаёт за авторитеты – людям знающим, мыслящим, известным. Поэтому много пишет, особенно в научные журналы, в международные комитеты, в редкие объединения и сообщества.  Выступает крайне редко, так как его мало приглашают. Перед коротким стихотворением – длинная аннотация и предисловие, в которых раскрывается суть написанного. Весь текст – из толстой рукописи, поскольку выучить такое наизусть никому не по силам. Собственной аудитории не имеет, а если имеет, то это родные и близкие люди, товарищи по работе, давно махнувшие рукой на его творчество.  Печатается мало. Имеет ряд газетных публикаций. Может иметь книгу или две.  Может состоять в каком-нибудь маленьком союзе писателей. Чрезвычайно опасен.

Подвид пятый. Графоман-Муза.

Увы, женщина. Не знаю сам, как посмел поднять перо на женщину, но… надо… ради объективности. Хотя мы давно уже привыкли, обходя конфликтные углы в общении с поэтессами, называть их непоэтическую поэзию «женской», а никак не графоманской.

По характеру нервозна. Вспыльчива. Агрессивна.  Самовлюбленна. Артистична. Редко бывает одинокой. Зачастую замужем. Пишет в основном о трудном женском счастье, о неразделённой любви, о несбывшихся надеждах, о природе-погоде и о том, как писала стихи. К сильной половине общества относится крайне притензиозно, почти враждебно. Аудитория – одинокие и замужние женщины, которые, по мнению Музы,  всё равно одинокие. Хорошо поёт, танцует. Мечтает и добивается, чтобы на её стихи композиторы писали музыку.  Любит выступать, блистать, командовать. Во мнениях и суждениях категорична. Печатается в газетах, журналах. Имеет ряд книжных публикаций в коллективных сборниках и самиздатовские книжечки, которые с радостью продаёт и дарит налево-направо именитым поэтам. На критику реагирует крайне болезненно, считая критику желанием критикующего досадить, уязвить, расстроить. Образное мышление полностью отсутствует. Правила стихосложения писаны не для неё.  Зачем всё это, если женщины и так благодарят и плачут. С собратьями по перу близко не сходится, предпочитая держаться и держать на расстоянии. Мстительная. Её оружие – интриги и сплетни. Хотите критиковать – а на пулемёт нарваться не хотите?! Хороший организатор весёлых праздников и тусовок, поэтому вокруг неё всегда, хоть и на расстоянии, придворная публика, готовая понести шлейф. Может состоять в каком-нибудь маленьком союзе писателей, где будет добиваться лидирующего положения.
Опасна, но не более, чем другие женщины.

      Однажды я прочитал у какого-то поэта очень краткую, но точную характеристику: «Графоман, это труженик, но только без таланта!»  А вообще, даже разбив графоманов на подвиды, я составил только собирательные образы.  На самом деле те или иные качества или наклонности могут переходить из одного подвида в другой. Общим у всех являются следующие позиции:

1.  Полностью отсутствует образное мышление.
2.  Полное или частичное небрежение правилами стихосложения.
3. Желание быть на виду и иметь в каких-то кругах репутацию поэта.

      Думаю, что подобные наблюдения есть у многих поэтов. Поэтому буду рад, если данные досье кто-то пополнит своими.
Делитесь наблюдениями!


Член Союза Писателей России
Игорь Козлов.