Воспоминание о Венеции

Александр Ляшко
               

                1.

                Вне подозрения мир пред очами,
                Но неизвестно, а что предвещают
                Беглое слово да женский кивок.
                Не потому ли поменян  нарочно
                Знак Пастернака на звук Чимарозы:*
                Им не воскреснуть. Но мне каково?

                Мне, полудикому  гиперборейцу,
                Больно - как вене от быстрых порезов.
                Бельмами окон сверкают дворцы,    
                Да наряду с новоявленным смогом
                Смолка воды за гондолою смолкла,
                Смолка воды и мостов антрацит.

                Голод не тетка, но, страстью влекомый,
                Я насыщаюсь растущим глаголом,
                Мне обьясняющим, что есть в мирах,
                Ах! - в непристойно подпольном борделе
                Пуговка просится вон из петелек!
                Поздняя осень, грачи улетели...
                Это - Венеция? Или мираж?

                Надо бы стихнуть и чуть оклематься,
                Надо бы встать, устыдясь декламаций,
                И полушепотом молвить: виват...
                Ах, оглянись! - а по студню канала
                Сносится рыбье-медузьей канальей
                Чья-то  перчатка, а может - вуаль!

                Да, я отстал, затерялся, отбился
                От обязательств, от дрязг и от писем,
                И остается отныне добром
                Уговорить себя, что в переулки
                Это не столько побег, как прогулка
                В кожаной кепке, воздетой на бровь.


                2.

                Из-за угла пресмыкается дождик,
                Венецианские вроде бы дожи
                Тоже дождю проливаются в рот.
                Если все это не так, а иначе,
                Значит, октябрь небесами не плачет
                Или Венеция попросту врет.

                И за порогом таверны, где катит
                Смех,орошаемый  бронзовым кьянти
                ( То есть вином), где омар на стене,
                Где радиола, иль нечто вроде,
                Воспроизводит не Паваротти -
                Значит, Венеции попросту нет.

                Значит, придумал ее с перепугу,
                Либо тоска оказала услугу
                Худшую, нежели русский медведь.
                Значит, пора бы, пока не штивает,
                Выйти наружу, где меж домами
                Реют знамена сырого тумана -
                Пасть ошарашенным и умереть.

                Или, напротив, за самым огромным
                Домом наткнуться на Савонаролу,
                Что по ошибке подался под дождь.
                Либо прослушать уж вовсе руками,
                Как шелушится чешуйками камень
                Под абразивом осклизлых подошв.

                Сколько столетий нырнуло, как в омут!
                Но неизбывна доселе и в форме
                Резвая струйка резьбы по живому
                Мрамору розовых с виду дворцов!
                Ночь на  излете. Как пусто в палаццо...
                Но красоту промеж скрюченных пальцев
                Вновь углядеть бы! И дело с концом.


                3.

                Что мне мудреного утро готовит,
                Не поднанять ли какую гондолу
                С парнем, что стребует аперитив?
                Трогай,ямщик мой! чумазая роза,
                Либо, коль хочешь,чухонская рожа,
                Трогай и чахлой струной Чимарозы
                Душу до крови мне разбереди!

                Ах! Замолчи, гондольер и замолкни...
                Дольше, видать, не снести мне сегодня
                Это бельканто канцон и баллад!
                Вот разве после, в чаду поединков,
                Вспомню все это на севере диком
                Да изойдусь не слезою, так криком -
                Значит, Венеция все же была.

               
                -------
                * Композитор и музыкант-виртуоз былых времен.


(Из книги "Краеугольный камень". 1995)