Маленький мальчик купил кимоно

Уменяимянету Этоправопоэта
1

Мне не попадались выдающиеся стихи о спорте и спортсменах.
Возможно лучшим из того, что я читал, является это:

http://www.stihi.ru/2009/08/16/619

Бой

Ян Торчинский
                Фреду Вышкинду

    Мой тренер говорит: «Давай!
    Все шансы за тобой.
    Держись свободно, не зевай
    И выиграешь бой.

    Да ты противника не дрейфь,
    На титулы наплюй:
    Он не боксер уже, а блеф,
    И старый рукосуй.

    Пусть он двукратный чемпион,
    Ты вовсе не слабей.
    Запомни только свой резон:
    Уход — и слева бей!»

    А рефери взмахнул рукой,
    Как вилкой по стеклу.
    И не успел начаться бой —
    Я сразу на полу.

    Но я встаю, иду опять.
    А всё лицо в огне.
    И невозможно сосчитать,
    Что достается мне.

    Партнер мой — парень-молоток,
    А тренер врал, что стар…
    И, словно пневмомолоток,
    Удар,
    удар,
    удар!

    Удар!
    И вспыхивает свет.
    Удар!
    И гаснет свет.
    Ответов нет.
    Защиты нет.
    Меня почти что нет.

    Как будто самое нутро
    Перчатка достаёт.
    И ринг, поднявшись на ребро,
    Меня с размаха бьет.


    И сразу отпускает боль,
    Да только не вздохнешь.
    И тонко пахнет канифоль,
    Слетевшая с подошв.

    А где-то в небе, надо мной
    Мерцают фонари.
    А здесь смеется надо мной
    Проклятый рефери.

    Он на меня махнул рукой,
    Мол, кто там на полу…
    А вдалеке противник мой
    Стоит в своем углу —

    Несокрушим и триедин,
    Ну, не боксер, а бог.
    А за меня лишь я один,
    Лишь я один да бокс.

    Но если так, то я встаю
    И обрываю счет.
    Так в наступленье шли в бою
    На бьющий пулемет.

    Раз так, я бокс не подведу.
    И я сейчас иду
    Искать противнику беду
    Или свою беду.

    Я знаю, что сейчас и здесь
    Меня такое ждет…
    Я без остатка влился весь
    В последний апперкот.

    Удар в упор! Удар в просвет,
    Как в бубен зазвеня!
    Партнера нет!
    И ринга нет!
    И больше нет меня!

Интернет не дал ответа на вопрос о том, кто такой Фред Вышкинд.

2

Самым древним, из дошедших до нас видов драки, является японская борьба сумо. Один первобытный человек стремился оттолкнуть другого, не менее первобытного, человека от: пищи, костра, женщины; а по возможности, и вытолкнуть вон из пещеры. Шансы на победу в таком отталкивании-выталкивании получал более тяжёлый – так закрепились стандарты мужской красоты и привлекательности.

Постепенно хитрые и худосочные выработали ряд приёмов борьбы, уравнивающие их с толстыми. Эти приёмы были связаны с укусами, удушением, выкручиванием конечностей, ударами головой, руками и ногами. Групповые столкновения людей делали не результативной борьбу без ударов, поэтому удары стали доминировать в боевых искусствах.

Со временем стало понятно, что не следует ждать драки, а необходимо тренироваться.

Так в недрах цивилизации у всех народов появились различные виды единоборств. Пути их разошлись довольно далеко. История народов также наложила свой отпечаток на развитие видов борьбы и драки.

На определённом этапе выяснилось, что постоянная внутренняя готовность человека сражаться очень важна для будущей победы и стала развиваться особая философия, в которую посвящали бойцов.


3

В сельской и провинциальной России до Октябрьской Революции массовые хмельные кулачные бои были традицией.
Эта традиция в той или иной форме сохранилась в СССР вплоть до 70-х годов 20-го века.
Возможно, поэтому население нашей страны живо заинтересовалось, когда в конце 60-х годов к нам пришло карате.
Указывают и другие причины: беззащитность граждан перед властью и уголовным миром, природный интерес к иностранщине, неразвитость физкультурных обществ для взрослых, заорганизованность официального спорта и так далее.

Как бы там ни было, но интенсивный культурный обмен с Японией и появление в Москве и Питере японских студентов положили начало триумфальному шествию карате по территории СССР.
К началу 70-х самодеятельные группы каратистов, их тогда называли секции, имелись в самых отдалённых уголках страны.

Начался самый настоящий бум, ажиотаж.
Люди, видевшие японский фильм 1948 года «Гений дзюдо» стали на вес золота.

От руки перерисовывались учебники и переписывались трактаты по карате; визитировали столичные инструкторы; проводились неформальные семинары; паломники как-то пробирались даже в Китай; в каждой средней школе были активисты движения, наблюдались разногласия между различными школами карате: шодан, шотокан и вадо-риу; рассказывали о показательных боях московских японцев и соревнованиях между городами; общение молодёжи происходило при непременной демонстрации новых ударных приёмов и техники боя.

Все размахивали ногами и руками. Младшие подглядывали за старшими.
Народ набивал о деревянные чурбаки кулаки, пальцы и ладони. Часто это заканчивалось заражением крови и ороговением кожи.

Костяшки на кулаках среднего и указательного пальцев у многих выглядели уродливо.

Ходили слухи о существовании высших и высочайших техник, смертельных ударов, тайных неотразимых приёмах.

Человеку всегда хочется думать, что есть заветное слово или жест, знание которого гарантирует счастье или, по меньшей мере, победу над врагом.

Неудивительно, что в 1972 году специальным указом карате запретили.
Указ имел поэтичное название "Указ Спорткомитета СССР о запрещении секций культуризма, каратэ, женского самбо и карточной игры в бридж" и привёл к тому, что про эти виды занятий узнало 100 миллионов людей.

Несмотря на то, что попытки выполнить указ были, он, указ от 72-го, в части карате выполнялся плохо – народ продолжал заниматься, поэтому в 1978 году карате разрешили.

Вот пример властям бумеранга запрета: не запрещай и не придётся потом разрешать.

Одной из причин запрета карате был травматизм на тренировках.

Помните детскую страшилку?

«Маленький мальчик купил кимоно,
Пару ударов увидел в кино.
С криком «кий-а» и ударом «маваши»
Выбил мозги из родного папаши».

Удар этот называют «маваши» и «маваси». Видимо существуют тонкости с японским произношением.

Рассказывали, что в одной из секций имел место групповой несчастный случай. Инструктор показал приём противодействия удару «маваси в голову». Выполняя защитные действия, необходимо заблокировать полусогнутой рукой летящую тебе сбоку в голову ногу, перехватить ногу противника той же рукой, поддёрнуть ногу противника вверх и совершить своей противоположной ногой заднюю подсечку пятки противника, совершив четверть шага вперёд. Если свободной рукой, защищающийся не поддержит падающего противника в области бедра, то противник рухнет на собственный затылок с высоты твоего роста. Что и произошло одновременно в пяти парах спортсменов – четыре травмы шейных позвонков и позвоночника, несмотря на наличие мягкого татами.

Карате запрещали ещё один раз в 1982 году. Этот запрет распространялся исключительно на самодеятельные секции. Указом Президиума Верховного Совета СССР была введена уголовная ответственность «за незаконное обучение каратэ». Рассказывали, что были случаи реального лишения свободы.

В глухой провинции бум карате не слишком реагировал на запреты.
В нашей стране имеет место «выборочное применение законов», «строгость которых компенсируется необязательностью их выполнения» (совмещённая цитата из Генри Резника и Салтыкова-Щедрина).

К середине 80-х повальный интерес к карате у населения иссяк, и  в секциях занимались в основном спортсмены и крепкие старички, для которых единоборства стали образом жизни.

В это время в страну вместе с видеосалонами пришло кунг-фу. Во дворцах культуры на сцене стоял маленький телевизор и на его экране с галёрки виднелись крохотные фигурки сражающихся китайцев, одним из которых был Брюс Ли.

Ли Чжэньфань, гражданин США от рождения, на четверть немецкого происхождения, выпускник школы китайского балета, взявший псевдоним Брюс Ли, принёс на экран Голливуда восточные единоборства, которые изучил в Гонконге.

Про Брюса Ли в СССР, ещё с 70-х, ходили невероятные легенды: якобы он сражался с тигром, а потом погиб в Тибете будучи вызванным на бой Великим Бойцом из Китая.

Это домыслы.
Брюс Ли был отличный танцор и неплохой спортсмен. В 1973 году в возрасте 33 лет он скоропостижно скончался от «гиперчувствительной реакции головного мозга на таблетку от головной боли».

В конце 80-х стало понятно, что единоборства и сопутствующая им гимнастика являются народным времяпровождением населения Юго-Восточной Азии. В душе её народа эти виды занятий имеют глубокие исторические корни и в значительной степени превратились в танцы, имея, впрочем, и боевые, и спортивные ответвления.

Трудно сказать, что именно в душе китайцев и их женщин вызывает желание имитировать драку во время утренней зарядки – китайская культура удивительна и непонятна – недаром изучающим боевые искусства европейцам рекомендуется читать классиков японской и китайской литературы. Список рассказов и повестей, обязательных для прочтения включает ряд отвлечённых произведений, где ни слова не говорится о сражениях и схватках, а всё больше о полётах бабочек и прогулках при полной луне

Несмотря на то, что массовое увлечение занятиями карате миновало, человечество, по-прежнему, живо интересует вопрос: кто сильней каратист или боксёр.

Для разрешения этой важной мировоззренческой дилеммы придуман целый вид спорта: бои без правил. В боях без правил многие годы лидировали мастера джиу-джитсу из Бразилии. На сегодняшний день пальму первенства удерживают российские кикбоксёры.

Бои профессионалов во всех видах единоборств довольно скучное зрелище для неподготовленного зрителя.
Исключение составляет английский бокс – в этом главная причина его популярности. Секрет английского бокса в плотности боя. Во время поединка английских боксёров происходит в среднем в три раза больше событий, видимых зрителю, особенно на телеэкране.

Советское карате разделилось на множество видов единоборств, среди которых активно развиваются тайский бокс, кекусинкай, айкидо, тэквандо, и даже совершенно экзотическая вещь - капоэйра и другие.

Много пишут о так называемом русском стиле, который ещё называют системой Кадочникова.
При выполнении задач подготовки армейских и разведывательных спецподразделений смешивались различные виды борьбы и бокса, и создавались новые школы.
Так на стыке ряда направлений появилась система Кадочникова, в основу которой положен ряд приёмов айкидо, получивших дальнейшее, исключительно эффективное, развитие и довольно оригинальный арсенал ударов из тайского бокса. Но главное, конечно, психологическая и духовная готовность.

Периодически в Гималаях и Тибете находят древние трактаты, где якобы описаны утраченные секреты борьбы. Говорят и пишут, что древние люди были великими бойцами.

На самом деле прогресс в спорте таков, что современный перворазрядник легко смог бы победить мастера спорта 70-х годов. Это касается всех времён и народов и всех видов борьбы и бокса, но не касается гениев, которым, как и в литературе, никакой закон не писан.

Родители часто не знают, на какой вид единоборств отдать ребёнка. Ответ такой: выбирать нужно не вид спорта, а тренера и удобство посещения спортзала.

Для получения преимущества в уличной драке с неподготовленным противником подходит знание любой борьбы и отдельных приёмов – главное элементарная физическая форма, сила духа, готовность терпеть и решимость причинить боль, действуя жестоко и беспощадно.

С моей точки зрения воспитать эти качества невозможно, их можно только пробудить.
Парадоксально, но вместе с ними пробуждается и осторожность, и умение не ввязываться в драку, никого не провоцируя.

Ведь главным искусством бойца в любом виде единоборств является умение уклониться от поединка, избежать столкновения.

Человеку, который регулярно и систематически занимается единоборствами менее двух лет, вообще драться противопоказано – себе он причинит больше вреда, чем противнику.

А специалист средней руки в состоянии одним только взглядом остановить разбушевавшегося молодчика.

Мастер боевых искусств повадкой напоминает ленивого кота: он исключительно спокоен, светел лицом и взором;  за спиной у него всегда стена или дерево, руки его опущены, движения неторопливы и плавны; если перед ним несколько соперников он смотрит на кончик своего носа, а если один, то прямо ему в глаза и там видит своё и ваше ближайшее будущее за десятки секунд до совершения актуальных действий.

Десять секунд в реальной схватке равносильны четырём часам в шахматной партии.

И раз уж мы заговорили о шахматах, то самым сильным шахматистом на планете, конечно же, является Майк Тайсон и спорить с этим глупо.