Мудра ли Татьяна Гладкая?

Объективный Критик
   Стаж общения с интернетом у меня невелик.  А стаж пребывания на сайтах стихи.ру и проза.ру вообще мизерный.
 
   Однако, несмотря на всё это, даже я сумел обратить внимание на то, что многие авторы, открыв страницу, допустим, на прозе, тут же спешат продублировать ее и на стихире, и наоборот. Кстати, сам я тоже решил поступить аналогичным образом (см. http://www.proza.ru/avtor/kritik5). Говорят, что это позволяет заполучить бОльшее количество читателей. Посмотрим.

   Героиня нашего сегодняшнего разговора так же до недавнего времени выставляла свои произведения и на стихире, и на прозе. Однако, ныне она имеет возможность делать это только на прозе, поскольку ее страница на стихире была заблокирована модератором (теперь там красуется надпись: «Оказание услуг по публикации произведений этого автора прекращено»).  Причины, побудившие администрацию сайта сделать это, надеюсь, станут понятны из того, что будет изложено мною немного ниже.
 
   Правда, заблокировав ее страницу, модераторы сильно усложнили мою работу, поскольку львиная доля произведений этого автора, которые я собирался рассмотреть, была расположена именно на стихире, а на прозе выложена лишь небольшая их часть. Может, она теперь опубликовала их под другим ником, и я со временем обнаружу эти произведения.  Но пока придётся довольствоваться тем, что есть. Не взыщите.

   Итак, представляю автора. Зовут ее Татьяна Гладкая (см. http://www.proza.ru/avtor/ta25glad). Как я понял и из опубликованных ею произведений, и из написанных рецензий, она уже достаточно пожилая женщина, на пенсии, и, судя по всему, житель городской. Может быть, именно этим объясняется ее плодовитость, ибо  на стихире ею было опубликовано свыше 150  вещей  различной тематики и направленности, начиная со стихов и заканчивая статьями по литературоведению. Но меня интересует другая тема, затронутая ей. Дело в том, что Татьяна Гладкая довольно жестко нападает на христианство вообще и Иисуса Христа в частности. Делает она это то от лица своей лирической героини, которую именует Женой Всевышнего,  пародируя этим Христово «Сын Божий», - мол, если Он называл Себя Сыном, почему бы мне не назвать себя – Женой? – то от своего собственного лица.

   Первое, и самое основное, что бросается в глаза при знакомстве с этими произведениями, осведомленность автора с последними неопсихологическими открытиями в области НЛП и родившаяся отсюда некоторая зацикленность на том, что ныне называют «позитивом», «позитивным мышлением».

   Именно в среде людей, принявших на вооружение постулаты «позитивного мышления» родилось предубеждение против, например, частицы «не» в своей речи. Считается, что слова с «не», якобы программируют людей на совершение противоположных по смыслу поступков, допустим, «не убий» воспринимается подсознанием как «убий», и т.п. Такое восприятие человека – как машины, которую можно легко запрограммировать на что угодно, - свойственно и Татьяне Гладкой. Она серьезно считает, что пресловутая частица «не» способна испортить человеку жизнь: «Часть речи, выражающая  волеизъявление  – глагол. Сила выражаемого глаголом волеизъявления многократно превосходит силу  волеизъявления, заключенного в предшествующей глаголу повелительного наклонения  запретительной частице «не».  Именно поэтому КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ внушать детям и взрослым запреты или адресовать пожелания, распоряжения, советы, выражаемые глаголами повелительного наклонения с частицей «не»… Вдалбливать запреты вместо того, чтобы воспитывать насущную потребность в делании добра –   значит, формировать в человеческом подсознании порочные стереотипы поведения»…

   Основываясь на этих утверждениях, Татьяна Гладкая делает следующий  «вывод:  автор пяти из десяти библейских заповедей, выраженных глаголами с частицей «не», не Всевышний Творец,  а  далекий от духовного совершенства человек, возможно, Моисей», чтобы затем подвести своего читателя к другому выводу: «Не пресловутый «враг рода человеческого», а  УГНЕЗДИВШИЙСЯ В ПОДСОЗНАНИИ ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ, легко преодолев слабое  противостояние частицы «не», посылает побудительные импульсы, воспринимаемые человеком как  страстное  желание и побуждающие человека совершить ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ ГЛАГОЛОМ действо».(«Частица не и враг рода человеческого»).

   Оказывается, человек грешит не по собственной воле, не потому, что он  с а м  так захотел, а потому, что его к этому побуждает  частица «не».

   Здесь, как нигде лучше, и проявилось восприятие Татьяной Гладкой человека, как машины, а не свободного существа, которое само совершает поступки и само же способно ответить за них, не сваливая вину на некую частицу «не». «Сколько говорено о вводящем в искушение ВРАГЕ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, А НА ПОВЕРКУ ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЭТО ВСЕГО-НАВСЕГО СКРОМНАЯ БЕЗЛИКАЯ ЧАСТИЦА «НЕ», бессильная  предотвратить   ВОЗБУЖДЕННЫЕ НЕГАТИВНЫМИ ГЛАГОЛАМИ ПОРОЧНЫЕ ДЕЙСТВА» (там же).

   Стремление Татьяны Гладкой искоренить из жизни любой «негатив» и является, пожалуй, основной причиной ее нападок на Христа и христианство.

   «Осип Мандельштам сказал: "Слово... есть плоть деятельная, разрешающаяся в событие". Добрые слова разрешаются в благие события, слова негативные - в события соответствующего рода. Описывая придуманные или увиденные беды, писатель сеет в пространство своей судьбы и судеб своих читателей плевелы аналогичных бед, которые по закону слововоплощения и по жребию Рока однажды произрастут в реальные события. Каждый литератор, приступивший к описанию бед или низменных сюжетов, прежде, чем писать о них, то-есть, придавать им импульс к очередному воплощению, должет подумать: "На чьи судьбы выпадет воплощение написанного мной?" Вероятней всего, если автор не обладает вселенским пророческим даром, семя описанных им бед останется в духовном пространстве его семьи, его рода и воплотится в жизни его кровных родственников и друзей. Пословица "Ради красного словца не пожалеет мать и отца" предельно сжато говорит о том, о чем более развернуто рассказала здесь я.
   Пожалейте своих прямых потомков, благословенные господа писатели - благотворящим словом создайте им почву для счастливых судеб» («Ради красного словца...»).

   Усвоив эти и многие другие  догматы «позитивного мышления», она и Библию в целом воспринимает с позиций этих догматов. Отсюда ее навязчивое желание «переписать» Библию, исправить и дополнить ее. Ибо, с ее точки зрения, Библейские пророчества должны быть позитивными, а не негативными, потому что негативные пророчества, естественно, разрешаются «в события соответствующего рода». («Я тоже переписываю библейские псалмы на свой лад, - упоминает она, например, в статье «Пройдите со мной поприще, г-н Новожилов-Красинский», - но переписываю их так, чтобы в них не было негативных слов, именующих явления, деяния, свойства, недостойные предстать перед Слухом Всевышнего Творца».) Вот почему она постоянно противопоставляет словам Христа слова Жены Всевышнего:

   «Иисус Христос внушал ученикам:
   «Исходящее от человека оскверняет человека; ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Марк 7, 20-23).
   А Жена Всевышнего наставляет:
   «Исходящее от человека освящает человека, ибо из глубин личности, из сердца человеческого исходят любовь, нежность, верность, дружба, благодарность, милосердие, доброта, щедрость, благодеяния, добрые начинания, мудрость, чистые помыслы, прекрасные идеалы, Поэзия. Весь этот свет из глубины личности исходит и освящает человека».
   Иисус Христос сказал:
   «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить».  Кстати, закон субботы Иисус нарушал.
   Прежде, чем исполнять пророков, должно определить, от какого духа исходят пророчества и что несет людям их исполнение.  Если пророчества предвещают трагедию, их должно обезвредить  - предотвратить их воплощение в реальность. Поэтому Жена Всевышнего говорит: «Я пришла заменить неправедные, неэффективные, устаревшие законы на законы совершенные. Я пришла очистить духовное пространство  Земли от гибельных пророчеств».
   Иисус вещал:  «Предаст же брат брата на смерть, и отец сына, и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Матф.10,21).            
   Альтернативное пророчество Жены Всевышнего гласит: «Благословит брат брата на благодеяние и отец детей, и примут дети от родителей заветы Святого Духа» («Мудр ли Иисус Христос?»).

   Но, пожалуй, самое часто цитируемое Татьяной Гладкой место Евангелия, содержит следующее высказывание Христа: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;  и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук.14:26-27). Это – один из главнейших пунктов обвинения христианства со стороны Татьяны Гладкой в распространении «негатива» и ненависти по отношению к родственникам. Увы, она так и не удосужилась прочитать этот отрывок до конца, где сам Христос и дает объяснение своим словам: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,  говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук.14:28-33). Таким образом, речь здесь идет не о ненависти, а об отрешении от излишней привязанности к родственникам и людям, могущим отвратить человека от Христа, когда их мнение и желания  становится важнее для него слов и заповедей самого Христа.


   Итак, основные мотивы, которыми руководствуется Татьяна Гладкая в своей полемике с христианством, надеюсь, стали нам ясны. Это – стремление вычеркнуть любой «негатив»  и насадить повсюду один только «позитив».  Поэтому, христианство, которое, с ее точки зрения, не несет людям «позитива» является вредной религией, а его пастыри – недалекими людьми: «О какой мудрости христианства в целом и православия в частности может идти речь,  если высокопоставленным христианским пастырям и богословам неведомо то, что обязан, как таблицу умножения, знать каждый выпускник педагогического училища, каждый воспитатель детсада, каждый школьный учитель, каждый родитель?» («Частица не и враг рода человеческого»).

   А теперь давайте обратимся к трудам христианских богословов, которым «неведомо то, что обязан, как таблицу умножения, знать каждый выпускник педагогического училища, каждый воспитатель детсада, каждый школьный учитель, каждый родитель».

   Стоит заметить, что христианским подвижникам и богословам  не было неведомо знание о разрушительном влиянии негативного мышления на жизнь человека. Но дело в том, что ими никогда не предавалось того гипертрофированного значения словам, как это делается той же Татьяной Гладкой, например. Помыслы и слова приходят и уходят, но принять эти помыслы, облеченные в слова и образы, или нет, послушать их или отвергнуть – целиком в воле человека, и поэтому не слова, не негативные мысли виноваты в совершенных грехах, а сам человек, учат Отцы Церкви.

   Мышление человека искажено в силу того, что, прежде всего, извращена его воля, а отсюда и желания.

   В самом деле, попробуйте человеку с извращенной волей и желаниями логично объяснить, что, например, воровать грешно, и он придумает тысячу отговорок, почему он этим всё равно будет заниматься. Попробуйте блуднику доказать, что он делает это во вред своей душе, и вы услышите о массе причин и поводов, почему это всё таки делать следует.

   Поэтому, пока не будет изменена воля человека, т.е. приведена в соответствие с волей Божией, ни о каких долговременных изменениях в мышлении и желаниях речи идти не может.

   Изменение своей воли – процесс трудный и мучительный и начинается он, что вполне логично, с изменения своего мышления, т.е. того, что на языке христианского аскетизма называется «хранением ума» от – нет, не негативных, а – искушающих, т.е. побуждающих к греху помыслов. Хранение же ума, в свою очередь, способно привести к цели и смыслу христианского аскетизма – очищению сердца.

    «Все науки и искусства имеют свою цель (scopon) и свой конец (telos), - пишет Иоанн Кассиан Римлянин, живший в четвертом-пятом веках,  – смотря на которые, рачительный любитель искусства охотно переносит все труды и издержки. Так земледелец, терпя то зной, то холод, неутомимо распахивает и разрыхляет землю, имея ц е л ь ю, – очистив ее от всякого стороннего сора, сделать плодороднейшею; убежден будучи, что иначе не достигнет к о н ц а,  т.е. получения обильной жатвы, для содержания себя и умножения своего достояния. Так и подвижничество наше имеет свою цель и свой конец, ради которого неутомимо и с удовольствием подъемлем мы все труды…

   Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие, а цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца. К этой цели приковав взор наш, и должны мы направлять наивернейше течение наше, как по прямой линии, и если хотя несколько помышление наше уклонится от ней, тотчас возвращаясь к созерцанию ее, исправлять его, как по норме какой.

   Так учит св. Павел, когда к приявшим благое иго Христово говорит: "имате плод ваш во святыне, кончину же – жизнь вечную" (Рим. 6, 22).  Этим он сказал как бы: цель ваша – в чистоте сердца, а конец – жизнь вечная. Итак, что может нас направить к сей цели, т.е. к чистоте сердца, тому мы следовать должны всею силою, а что отвлекает от ней, того избегать, как гибельного и вредного. Ибо для ней все подъемлем мы и делаем; для ней оставляются родители, отечество, чины, богатство, утехи мiра сего и все удовольствия, – чтобы т.е. сохранно удерживать постоянную чистоту сердца. Если посему будем мы всегда иметь во внимании эту цель, то все действия наши и помышления будут направляться прямо к достижению ее. Если же она не будет неотходно стоять пред очами нашими, то все труды наши и силы, не будучи направляемы на одно это, напрасно будут иждиваемы...

   Ибо когда пребудет у нас сохранною и невредимою сия главная добродетель, то никакой не будет беды, если какой-нибудь из сказанных подвигов придется в каком либо случае по необходимости опустить: когда же мы все их выдержим, а ее одну нарушим, то никакой не будет от этого пользы; потому что все должно быть делаемо для нее. Они (подвиги) не суть совершенство, а суть средства к совершенству. Почему напрасно будет трудиться, кто, удовольствовавшись ими одними, будто верховным благом, на них остановит стремление своего сердца, а не будет простирать его до достижения конца, для которого они сами желательны».

   Однако, стоит учесть, что «Святые Отцы под сердцем понимали не эмоциональную сферу человека (как понимают это слово в наше время), а единство познавательных сил, тот центр, откуда исходит наша мысль, где рождаются желания, принимаются решения, уже затем в области сознания воспринимающиеся как слово, эмоция и императив к действию», - пишет Архимандрит Рафаил Карелин в своей работе «Скрытый демонизм». Т.е. фактически речь идет о том, что сегодня в науке называется «подсознанием».
 
   Поэтому, ч т о б ы  с о в р е м е н н о м у  ч и т а т е л ю  э т о  с т а л о  б о л е е  п о н я т н ы м,  т о,  к о г д а  в  т р у д а х   х р и с т и а н с к и х   б о г о с л о в о в   з а х о д и т   р е ч ь   об   о  ч и щ е н и и   с е р д ц а,  т о   р аз г о в о р   и д е т   о б   о ч и щ е н и и,  и з м е н е н и и   с в о е г о   п о д с о з н а н и я.

   Именно в этом смысле и следует воспринимать такие, например, слова Ефрема Сирина, христианского подвижника, жившего в четвертом веке: «В очищении сердца преуспеем мы, если всегда будем противоборствовать и противоречить лукавым помыслам – тщеславия ненависти, кичения, лести, похоти, соперничества, любоначалия и проч., - со всею строгостию испытывая самих себя, и сохраняя ум свой от союза и согласия с тайными душевными страстями, и напротив с усилием предаваясь всякому доброму начинанию, труду и подвигу».

   «Некто из Святых сказал, - читаем у Ефрема Сирина в другом месте, - «Думай о хорошем, чтоб не думать о худом, потому что ум не терпит быть в праздности». Почему посвятим ум свой поучению в словах Божиих, молитвам и добрым делам. Ибо занятие суетными мыслями рождает и дела суетные; а занятие добрыми мыслями рождает и добрые дела».

   «Невозможно, чтобы страсти, живущие внутри человека, не обнаруживались в его помышлениях, словах и действиях», - писал Игнатий Брянчанинов. Поэтому, «кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем». Вот почему «подвижник Христов должен отречься не только от совершения греха делом, но и от совершения его в воображении».

   Вот как, например, может проходить эта борьба с собственными страстями и помыслами: «Воздавать злом за зло можно не только делом, но и словом и видом, -  учит Авва Дорофей, живший в шестом-седьмом веках. -  Иной думает, что он на деле не воздает злом за зло, но оказывается, что воздает словом, или видом, или движением, или взором; ибо и всем этим можно оскорбить брата своего, – и это также есть воздаяние злом за зло. Другой же не старается мстить за зло ни делом, ни словом, ни видом, ни движением, но в сердце своем имеет неудовольствие на брата своего и скорбит на него. Другой хотя не имеет скорби на брата своего; но если услышит, что кто-нибудь оскорбит брата того в чем-либо, или что его побранили, или унизили, – и радуется тому, то и он оказывается воздающим злом за зло в сердце своем. Другой не питает злобы в сердце своем, и не радуется, слыша об унижении оскорбившего его, даже и печалится, если ему нанесут оскорбление, однако не радуется и благополучию его, – когда, например, видя, как того прославляют и тому угождают, скорбит; и это есть также вид злопамятности, хотя и легчайший.

   Иной, если случится кому оскорбить его, и они поклонятся друг другу и примирятся между собою, живет в мире с тем и не имеет против него никакой злой мысли в сердце своем; когда же чрез несколько времени тому опять случится сказать что либо скорбное для него, то он начинает вспоминать и прежнее и смущаться не только о втором, но и о прежнем. – Сей подобен человеку имеющему рану и положившему на нее пластырь, и хотя он в настоящее время заживил рану, и она заросла, но место еще болезненно; и если кто бросит в него камень, то место сие повреждается более всего тела и тотчас начинает источать кровь. То же самое претерпевает и оный человек: была у него рана, и он приложил пластырь, – т.е. сделал поклон и исцелил рану, т.е. гнев, примирением; начал также усиливаться и против злопамятности, стараясь не питать ни одной злой мысли в сердце своем. Это значит, что рана зарастает; но она еще не совершенно зажила, – есть еще остаток злопамятности, от которого удобно возобновляется рана, если человек получит хотя легкий ушиб».

   Интересно, был ли в то время автор, который с такой же ясностью,  силой и проницательностью сумел осветить глубины человеческой души?

   Средством к тому, чтобы приучить свой ум постоянно пребывать с Богом, отвращаясь он злых помыслов, очищая сердце,  служит – молитва. Да-да, именно молитва, над которой глумятся и смысла которой не понимают ни Татьяна Гладкая, ни Анти-Христ.  И не просто молитва, а постоянная молитва. Почему? Да потому что лишь постоянно молясь и можно приучить свой ум думать по-другому, это первое; и второе, постоянная молитва позволяет в то же время и отражать, пресекать множество помыслов, которыми бывает обуреваем человек.

   Как писал Нил Синайский, «молитва есть приличное достоинству ума делание, или лучше, настоящее его употребление». Таким образом, хранение ума осуществляется постоянной молитвой, или – собеседованием с Богом. В православии же в качестве постонной молитвы была  выбрана коротенькая молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного».

   «Тому, кто подвизается внутри, - учит Преподобный Исихий, - в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре (делания): смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву. Смирение, – чтобы, как брань у него идет с соперниками – гордыми демонами, всегда иметь в руке сердца помощь Христову: ибо Господь ненавидит гордых. Внимание, – чтобы всегда держать сердце свое не имеющим никакого помысла, хотя бы он касался добрым. Противоречие, – дабы, как только уразумеет, кто пришел, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому, как говорится: и отвещаю поношающим ми слово (Пс. 118, 42), – не Богу ли повинется душа моя (Пс. 61, 2)? Молитву, – дабы после противоречия, тотчас из глубин сердца возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным. И тогда сам подвизающийся увидит, как враг его поклоняемым именем Иисуса, как прах ветром развевается и гонится прочь, или как дым исчезает с своим мечтанием».

   Как говорил Симеон Новый Богослов, «кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем». Поэтому без хранения ума невозможно и очистить сердце. «Самым существенным моментом  в аскетическом искусстве является «хранение ума» - т.е. не отдавать ума суете мира и извне навязываемым впечатлениям и мыслям», - пишет Н.Пестов в работе «Душа и тело». Ибо «как невозможно жить теперешнею жизнью без пищи и пития: так без хранения ума и чистоты сердца, – что есть и называется трезвение, – невозможно душе достигнуть чего-либо духовного и Богу угодного, или избавиться от мысленного греха, хотя бы кто страхом мук и удерживал себя принудительно от грешения делом», - говорил уже цитированный мною выше Преподобный Исихий.

   Итак, мы видим, что христианскими подвижниками и богословами было хорошо изучено и понято явление, которое ныне было названо «негативным мышлением», что ими были выработаны свои средства борьбы с этим явлением, средства, которые актуальны и поныне, и поэтому, чтобы обвинять христианских пастырей в непонимании этой проблемы, надо вообще не знать и не изучать соответствующую литературу.

   Поэтому то, что сегодня выдается за последние достижения и невиданные доселе откровения со стороны психологов, было некогда досконально исследовано христианскими писателями-подвижниками. И единственный недостаток, который здесь можно обнаружить, - отсутствие научной организации и системности в работах христианских мыслителей, живших на заре христианства. И то, этот недостаток постарались преодолеть составители замечательной книги «Добротолюбие», упорядочив и систематизировав учение Отцов Церкви (множество цитат из нее я привел здесь).  Так что всех, заинтересовавшихся данной темой, я отсылаю к «Добротолюбию».