2 тур ТТК, замечания Аделы Василой

Новый Конкурс
Адела Василой, судья Нового Конкурса (об остальных её поэтических достижениях – говорить можно на несколько страниц – и всё равно все не перечислить :) ; чтобы не занимать место и не скатываться в слишком уважительную и почитательную интонацию – лучше почитать её стихи), любезно предоставила критические заметки и по стихотворениям второго тура Третьего Тематического Конкурса. Вновь публикуем замечания только о выбывших стихах. С благодарностью за огромную работу. Текст – Адела Василой. Адела ставила собственные оценки в своих личных баллах, которые потом трансформировались в баллы конкурса. Напомним также, что оценки стихов складывались из оценок всех 7 судей.


Наверное, несправедливо давать комментарии только к  стихотворениям, которые содержат  технические  ляпы...
Поэтому попробую прокомментировать и те стихотворения, которые не вызвали желания покритиковать их...
Судье всегда приятно, когда от чтения стихотворения не отвлекают всяческие сбои – от ритмических  до логических и смысловых.  Тогда  можно оценивать его  по-настоящему  - насколько это поэзия и насколько  оно впечатляет. То есть, оценив по объективным показателям за технику – на 5 баллов,  перейти сразу  ко второй совокупности критериев, объединённых  под  общим названием «художественное впечатление».

Группа 1.

Стран-Ник.  Туман на море
          
Есть чёткая последовательность образов, создающих общую картину.
За технику — 4, художественное впечатление — 4,5  итого – 8,5

В этом мире, которому имя - штиль,                хорошие две строки, образ отличный.
Белый шар над водою – какая малость…
Режет воду кусочками острый киль,                «воду кусочками» - трудно представить...   
В отраженьях дробя всё, что мне осталось...      ритмически «недобоваримо», спондей.

В этом мире я странный немой Икар,
Поменявший крыло на ненужный парус.
Продираюсь сквозь липкий, густой нектар        откуда нектар?
И огни маяков мне рисуют - «каюсь»...              почему «каюсь»?

В этом мире хохочет время в лицо,                отличный образ! И «вписывается в полотно».
Поселившись внутри беспощадных чаек.
В старой гавани спят без надежд и снов
Позабытые боги из ржавых гаек.                Тоже хорошо!

В этом мире, как души, плывут огни...
Их съедает туман, утоляя голод.                Тоже хорошо.
Я на лодке иллюзий - с крылом одним,              И это хорошо.
Возвращаюсь в родной, молчаливый город.       Здесь запятой не нужно.

В этом мире, которому имя - сон,
Я замру ЛевиАфаном у причала                ужасный перенос ударения!
И тревожный и сладкий услышу стон...         
Просыпаются боги! Рассвет! Начало…              Концовка тоже неплохая.



Евгения Костюкова            
 За технику — 4 балла, за художественное впечатление — 4,   итого — 8  баллов. Нет чёткой связки образного ряда: сначала «спицы в руках судьбы», потом «водяная стрельба у криницы», затем «стайки мальков» - в кринице, что ли? Потом червячок, ходы в яблоке – сладкие? Очень противно на вкус, кто нечаянно попробовал, знает... мечта с ласковыми глазами, солнышко из родника, которое эта мечта с аппетитом ест, похрустывая и т.п.. А в нём ещё, оказывается, арии птиц и пчёл. И падалица моментов, и яркий шёлк лета. В общем, типичная образомания  - производит впечатление погремушки: ярко, громко, мудрено, однако...  ни чёткого смысла, ни цельной поэтической картинки нет, несмотря на «обещания».

Дробно мелькают спицы в ловких руках судьбы.
Дерево у криницы... звук водяной стрельбы
Стайки мальков не словят хитрого червячка,
знает он сто уловок, яблоко-дом с бочка
лопает, прогрызая сладкую вязь ходов,
чтобы мечта
(босая, с ласковыми глазами, полными светлячков)
из родника достала, мамин запрет забыв,
брызнула соком алым, солнышко надкусив
с хрустом, в котором спеты арии птиц и пчёл.
Падалица моментов. Лета летящий шёлк.



Валентина Ратушная    Нарушена схема рифмовки, рифмы слабые или их нет вообще, эпитеты сплошь штампы - «стройная гряда», «радостный мотив», «твердыня веры». И как можно «танцевать мотив»?  А сиять «без компромиссов»? Оценка — 6,5 баллов.

Осень у Георгиевского монастыря

Совсем не скучно,мне поверьте,
Осенним днем на Фиоленте.
Обрывов стройная гряда ,
Теплее воздуха вода,
Сиянье волн под низким солнцем,
Ковыль, поющий на ветру
Так выразительно и тонко.
Простора радостный мотив
Прибой неистово танцует.
Ввысь колокольный звон взлетит
А скалы грянут "Алилуйя!"
Так грандиозен здешний мир
И ярок ,что без компромисов
Твердыня веры- монастырь
Сияет в рамке кипарисов.
Его святыню - островок ,
Здесь чудодейственно красиво
Вложил творец великий - бог
В ладони каменных обрывов.



Вторая группа.

Анатолий Баранов

Вот год прошел...                Оценка — 8,5 баллов

Вот год прошёл, декабрь вернулся,
И снегом снова замело
Неотогревшиеся чувства
И недопитое вино.                «замело-вино»?  слабо

По всей земле метёт, как прежде,
И засыпает города,
Чужую боль, мои надежды,
Со снегирями провода,

Мосты, каналы и прохожих…
В невероятной тишине
Клубится дым из труб, похожий    «прохожих-похожий» - слабая рифма
На облака под Монпелье.             «тишине-Монпелье» слабая рифма



Марта Синельникова

Замечательная зарисовка – выразительная, динамичная, упругая (вот здесь, кстати, слово «грязь» не шокирует вовсе – оно на своём месте). И отличная концовка-разрешение «конфликта».  Хочется поставить вторую «десятку»... и добавлю полбалла за плотность и лаконичность повествования, что, на мой взгляд, является большим достоинством!  Итак – 10,5 баллов.

Ледоход.

От боли корчилась природа.
С зелёных льдин стекала грязь,
И в ожиданье ледохода
Следов затейливая вязь
сбегала в сумрачную воду
Кидались льдины друг на друга
И разбивались, как стекло...
Сверкало, капало, текло…
Мир был азартным и упругим
Река до крика напрягалась
Мгновение … и пролилась
На займище и огороды…



Владимир Алексеев Псков. 

Солнце садится         

В общем хорошо, несмотря на парочку ляпов. Оценка — 9,5 баллов

Бледно-лиловый восток,
Дымчато-розовый запад.
Огненный солнца цветок
Дремлет на облачных лапах.

Можно ли пересказать
Всё многоцветье заката!
Южных небес бирюза
К северу зеленовата.

Сумрак клубится вокруг,
Тьмой оседая в низинах.
Кисти рябиновых рук
Светятся в ярких рубинах.

Кажется - в землю из сот,
Зов тяготения внемля,                «зову Плутонову внемля»... Несогласование с глаголом.
Медленным мёдом течёт                Если оно течёт «медленным мёдом», то вряд ли
Неощутимое время.                неощутимо.
               
Ночь поднялась из низин,
Мгла горизонты укрыла.
Только и ярок вблизи
Жёлтый цветок девясила,

Да сквозь задумчивый сад,
Полдня последняя нега,
Льётся молочный закат                «молочный закат», мне кажется, не соответствует
В неозарённое небо.                исторической правде... :)



Третья группа.

Надежда Самородова

Комментарий. Очень лиричное, мягкозвучное, мелодичное стихотворение. Однако, используются в основном штампы — «свежее дыхание», «дивное молчание», «ласковый привет», причём он дважды ласковый и вдобавок свежий...  Жаль, что автор не нашла лучших решений, потому что, если не «заморачиваться» на деталях, стихотворение производит приятное впечатление. Оценка —  7 ,5 баллов.

Ночь у моря

Морского ветра свежее дыхание
Доносится как ласковый привет...
Вокруг палатки - чуть заметный свет
И летней ночи дивное молчание.

Сон не приходит. Может быть о нём
Вздыхает ветер - тёплый, бесприютный.
Нет ни звезды, Луны лишь контур мутный
Горит вдали мистическим огнём.

Волна и ветер к нам от побережья
Доносят запах моря и песков,
Ракушек, влажной хвои, тростников -
Привет полночный, ласковый и свежий.

Всё в этой ночи : сказка и покой,
Пьянящий воздух, сердца откровение...
Такие ночи посланы судьбой
Как нашей жизни лучшие мгновения.



Ависага Сунамитянка               

Лирично, мелодично, лёгкий слог... но непродуманные образы вызывают досаду.
Оценка — 8,5 баллов

Обручены?

Ряска зелёная, белые лотосы,
Зноя янтарная лень.
Юности прописи - мокрые лопасти            что за «прописи»?
Вёсел, и в лодке - сирень.

Плёсы тенистые, ивами скрытые,
Солнечный в заводях дым.
Утро так схоже с твоими ланитами,           архаизм
День - с поцелуем твоим.

Белое платье рифмуется с облаком
В лёгкой беспечной строке.
Обручены ли плывущие об руку               можно «об руку» и одновр. орудовать вёслами?
В лодке по сонной реке?



Виктор Люсин               

Симпатичное стихотворение.  Безупречно по технике, хорошие образы. Оценка — 9,5 баллов

Осень

Ярко, неожиданно и громко
С модной рыжей челкой на челе,
Осень как приезжая девчонка
Сразу всем понравилась в селе.

В юбочке, короче не бывает…
(Языками цокают деды);
Яблонька поныне предлагает
Искушений сладкие плоды.

Блеск в глазах, во взгляде с поволокой,
У березки в утренней росе.
Вечер ранний с зорькою у окон,
Не стыдясь, целуются при всех.

Ива, будто девка площадная,
Веткою цепляется ко всем.
Глупая, сама того не знает,
Что ещё зеленая совсем

У полей на загорелом теле
Вдоволь не познавшие воды,                «не познавших» правильно... или тире после «теле»
Полосы лесные чуть светлее,
Словно от купальника следы...

Речка ласково журчит о чем-то;
Листьями скрывая неглиже,
Рыжая глядит в неё девчонка,
Платье белое ей шьют уже.



Группа 4.

Галина Ржевская               

Хорошая зарисовка... хоть и вызывает сомнение «страдательная способность пня. 
Оценка — 9 баллов

Летняя зарисовка

Между берез сквозная тень
Рисует странный иероглиф,
А у дороги старый пень
Страдает тем, что он уродлив.

Зудят уставшие бока
Полуразрушенной корою,
И воздух выпит до глотка
Июльской приторной жарою.

А по краям, приткнувшись в ряд,           по краям чего?
Кораллы земляники спелой
Багровым отсветом горят...
Что до уродства им за дело?               



Полякова Любовь Аркадьевна

Комментарий.  Простите, во второй строфе лучше обойтись без жёлтых пятен. Может быть — ярких? Или  «ярких искрах»?  В последней строфе все строки начинаются с «и», стоит разбавить, думаю...   В первой строке можно «Мне хочется...»  Перечисление из двух элементов без союза в предпоследней -  слабость стиля. А если: «Боюсь, что сил не хватит, и таланта,»?
Оценка -  9,5 баллов

Весеннее настроение

Наполнен город светом и теплом,
И солнечным вином напоен щедро,
И подпевают птицы песням ветра,
Сугробы тают, с крыши потекло.

На Каме лёд всё тоньше, всё темней,
Ещё немного – и река проснётся…
Снег живописен – в жёлтых пятнах солнца      
С контрастом фиолетовых теней.               

И хочется оставить на холсте               
И цвет, и свет и солнечные пятна,               
И страшно, что не хватит сил, таланта...         
И радостно, что красота – везде.               



Софья Иосилевич   

За технику — 4 , за художественное впечатление - 4

Гроза

Чуть громыхнув, наверно для острастки,
И яркой вспышкой ослепив глаза,
Обрушилась на мир, смывая краски,
Роскошная июньская гроза.

Прибила пух, презрев дела людские,
Прохожих провоцируя на бег,
Дороги превратила городские
Воды потоком в русла новых рек.                -   инверсия

Так принялась за дело,... что есть силы:
Рукой хозяйской пыль вокруг смела
И зелень на деревьях освежила,
Отмыть успела храма купола                -  инверсия

До золотого праздничного цвета ...                -   перенос фразы  в  другую строфу
Но, подустав и выдохнувшись, вдруг,
Вернула нам все краски, радость лета,                -  перечисление из двух элементов, без союза
И неба цвет, и солнца жаркий круг.                (лучше:  «вернула радости и краски лета»)



Группа 5.

Ия Сонина       Вообще — хорошо, живописно.  Но «целится прицельно» - увы, тавтология.
                Оценка — 8,5 

Пейзажик

Накрахмаленное небо,
Синей складкой горизонт.
Погромыхивая, влево
Грозовой уходит фронт.

Запах клевера и мяты.
Распрямляясь во весь рост,
Куст взъерошенный, помятый,
Отряхает мокрый хвост.

След ранений в нашем сквере –
Капли красные листвы,
Лета первые потери
На полях его войны.

Осень целится прилежно,
И прицельно, и вразброс,
Желтые пробиты бреши
В обороне из берез.

Лето терпит пораженье,
Но, крепится, зубы сжав,
До последнего сраженья
На зеленых рубежах.



Дмитрий Тиме                Оценка — 9,5 баллов

Под серым небом серые дома...

Под серым небом серые дома,
и под ногами серые ступени.
За паутиной выцветших явлений
просвечивает пепельная тьма.

Сквозь сумрак улиц из конца в конец
мелькают лица хмурых себялюбцев.
И схожие мечты похоже бьются
о мрачность неба, словно о свинец...

И падают из облачной тоски,
серфуя заключительное сальто,
на плоскость темно-серого асфальта,
чтоб зеркалом разбиться на куски.

Но ран не видно - в хромовых тенях
кровь потеряла цвет, когда-то ярко-алый...     2 лишних слога
И жизнь скользит бесцветным сериалом
на бледном фоне пасмурного дня.



Унегомыселнетака

Грибы                Весело! Оценка — 9,7 баллов

Тёмные среди аллеи лужи -
В крапинах берёзовых семян.
Частый ельник груздями запружен,
Кровью подосиновиков пьян.

Мох пестрит не от листвы опавшей -
От волнушек розовой гурьбы,
И волхвами в хороводах пляшут
Вдоль опушек белые грибы.

Вновь на пнях опят явились грыжи,
А под одинокою сосной
Золотым червонцем зреет рыжик,
Мухомор большится расписной.         Ох, неологизьм!

Нынче сбор грибной не понарошку,
Муха всех явившихся не съест,
И грибами полнится лукошко,
Словно депутатами на съезд.



Группа 6.

Павел Тимофеев               

Очень лирично. Несколько утомляет нагромождение «там»-ов.            Оценка — 9 баллов

Я вернусь ненароком...

Я вернусь ненароком в родные места,
Я узнаю всё с первого взгляда –
Там в колодце вода холодна и чиста,
Там с утра благодатна прохлада.

Там все живы и счастливы видеть меня,
Там намыты полы в старом доме,
Там в распахнутом воздухе птицы звенят,
И бежит муравей по ладони.

Там дороги скрываются за поворот,
Упираясь в лесные секреты.
Там черникой испачканы руки и рот,
Плечи – солнечной сказкой согреты.

И приличная дырка на правом носке,
И сандалии в самую пору.
Можно грозные крепости строить в песке,
Или палкой трещать по забору.

Целый справочник шалостей перелистав,
И набегавшись без передышки,
Возвращаюсь устало в родные места,
И горят от крапивы лодыжки.

Поздний вечер. Комар. Голова набекрень.
Я, забыв простынею укрыться,
Засыпая, подумаю – «Славный был день.
Завтра заново всё повторится».

http://www.stihi.ru/2003/05/26-531



Наталья Малинина            Оценка — 9,5 балла

ДОВЕРЧИВЫЙ "ТИТАНИК"
Густой, тяжёлый, волглый -падал снег.
В него, как в марево, ныряешь из-под арок.
Себя он вносит в осень, как подарок;
Но, не заплакав, не разлепишь век.                А где тут противопоставление?

И мой тысячелетний Ярославль
Лишается знакомых очертаний:
И храм не отличить от прочих зданий,
И город превращается в корабль.

И вот уже поплыл знакомый дом
в пучину Ленинградского проспекта;
А снег всё нёс и нёс благую лепту
В падении своём глухонемом.

Он обелял надсадный чёрный стыд,
Он мягко бинтовал больную память,
Где наш с тобой доверчивый "Титаник",
Навстречу неминучему летит.                «неминучему» - сниженно-разговорное и арх.

...Рождённое задолго до меня,
Мне станет не по росту это знанье.
И - батискафом - падает сознанье
В седую пелену. И нет ей дна.

http://www.stihi.ru/2009/06/20/4450



Анарко            Интересное стихотворение, хорошо продуманная цепочка образов. Напрягает постоянный перенос фразы из одной строки в другую.  Лучще бы смотрелось в формате А4. Оценка — 9.

Лето тает

Лето дремлет. На макушке
словно лысина - луна.
Холм пологий, как подушка
плешь прикрыл, видна одна
половинка. Дышит лето
тяжело, устав за год,
утомилось. Утро где-то
переходит море вброд.
Собрались вверху подружки
и звездят, цикад дразня,
свет по каплям цедят в крушку           Может, «кружку»?
ночи. Серая мазня
облаковая мешает
щедрость проявить сполна.
Лето спит и молча тает...

Зачерпну его со дна.

http://www.stihi.ru/2009/08/25/3492