Чернетки медведионских доцентов-2

Надия Медведовская
1.1. Интеллектуальный уровень

Литература


Биографический материал о Л.Н. Толстом:
Дополнительная литература по соционике:
Лев Толстой: глазами этической соционики
Д. О. Павлов, "Соционическая газета", 2003, № 22 (25); повторная публикация: СПиМО, 2004, № 6.
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
И. Кант


Гита
разводильщик
подвижных уровней
по разносоставным
ритмологическим
стрелкам

В.Г.

Содержание:
1. Полярность «статика-динамика»
1.1. Интеллектуальный уровень
1.2. Социальный уровень
1.3. Психологический уровень
1.4. Физический уровень

Иосиф Бродский

IV

Их либе ясность. Я. Их либе точность.
Их бин просить не видеть здесь порочность.
Ви немекайт, что он любил цветочниц.
Их понимайт, что дас ист ганце срочность.
Но эта сделка махт дер гроссе минус.
Ди тойчно шпрахе, махт дер гроссе синус:
душа и сердце найн гехапт на вынос.

От человека, аллес, ждать напрасно:
"Остановись, мгновенье, ты прекрасно".
Меж нами дьявол бродит ежечасно
и поминутно этой фразы ждёт.
Однако человек, майн либе геррен,
настолько в сильных чувствах неуверен,
что поминутно лжёт, как сивый мерин,
но, словно Гёте, маху не даёт.

Унд гроссер дихтер Гёте дал описку,
чем весь сюжет подверг а ганце риску.
И Томас Манн сгубил свою подписку,
а шер Гуно смутил свою артистку.
Искусство есть искусство есть искусство...
Но лучше петь в раю, чем врать в концерте.
Ди кунст гехапт потребность в правде чувства.

В конце концов, он мог бояться смерти.
Он точно знал, откуда взялись черти.
Он съел дер дог в Ибн-Сине и в Галене.
Он мог дас вассер осушить в колене.
И возраст мог он указать в полене.
Он знал, куда уходят звёзд дороги.

Но доктор Фауст нихц не знал о Боге.

Д.П.

Содержание:
Лев Толстой: глазами этической соционики
Вступление
Жизненный путь
Анализ: дихотомийно-комбинаторный подход
Анализ: функциональный подход
Анализ: особенности типа
Заключение

Гита
Развод1
>

В.Г.
2. Полярность «позитивизм-негативизм»
2.1. Интеллектуальный уровень
2.2. Социальный уровень
2.3. Психологический уровень
2.4. Физический уровень

Иосиф Бродский

III

Сверкает в тучах месяц-молодчина.
Огромный фолиант. Над ним - мужчина.
Чернеет меж густых бровей морщина.
В глазах - арабских кружев чертовщина.
В руке дрожит кордовский чёрный грифель.
В углу его рассматривает в профиль
арабский представитель Меф-ибн-Стофель.

Пылают свечи. Мышь скребёт под шкафом.
"Герр доктор, полночь". - "Яволь, шлафен, шлафен".
Две чёрных пасти произносят: "мяу".
Неслышно с кухни входит идиш фрау.
В руках её шипит омлет со шпеком.
Герр доктор чертит адрес на конверте:
"Готт штрафе Ингланд, Лондон, Фрэнсис Бэкон".

Приходят и уходят мысли, черти.
Приходят и уходят гости, годы...
Потом не вспомнить платьев, слов, погоды.
Так проходили годы шито-крыто.
Он знал арабский, но не знал санскрита.
И с опозданьем, гей, была открыта
им айне кляйне фройляйн Маргарита.

Тогда он написал в Каир депешу,
в которой отказал он чёрту душу.
Приехал Меф, и он переоделся.
Он в зеркало взглянул, и убедился,
что навсегда теперь переродился.
Он взял букет и в будуар девицы
отправился. Унд вени, види, вици.

Д.П.
Подчеркиваю, что в этой статье я буду исследовать структурные формы мышления, а не его содержание. Мое внимание будет направлено не на то, о чем мыслит человек, а на то, как он это делает. Иными словами, предметом моих рассуждений послужит инструментально-техническая сторона мышления.

1. Полярность «статика-динамика»
В общем смысле эта полярность означает альтернативную ориентацию либо на место (пространство) — это будет полюс статики, либо на время — это полюс динамики. Категории пространства и времени как важнейшие априорные формы мышления подробно исследовал еще И. Кант в своей «Критике чистого разума». Он их противопоставил как протяженность и длительность.

Дело в том, что статики больше зависят от места, чем от времени, динамики же — наоборот. Наполнение пространства предметами характеризует поведение статиков так же, как динамиков — насыщение времени событиями. Статики не терпят вокруг себя пустого пространства — тут же заполняют его имеющимися под рукой вещами. Динамики не выносят пустого времени — скуки, безвременья, длительного пребывания в одном и том же состоянии. В известном смысле статики могут быть названы людьми места, а динамики — людьми времени.

А теперь рассмотрим эту полярность по отдельным уровням коммуникации.

Гита
Перевод1
+

В.Г.
3. Полярность «эволюция/инволюция»
3.1. Интеллектуальный уровень
3.2. Социальный уровень
3.3. Психологический уровень
3.4. Физический уровень
4. Причинно-следственное мышление
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.

Иосиф Бродский
II

Не подчиняясь польской пропаганде,
он в Кракове грустил о фатерланде,
мечтал о философском диаманте
и сомневался в собственном таланте.
Он поднимал платочки женщин с пола.
Он горячился по вопросам пола.
Играл в команде факультета в поло.

Он изучал картёжный катехизис
и познавал картезианства сладость.
Потом полез в артезианский кладезь
эгоцентриизма. Боевая хитрость,
которой отличался Клаузевиц,
была ему, должно быть, незнакома,
поскольку фатер был краснодеревец.

Цумбайшпиль, бушевала глаукома,
чума, холера унд туберкулёзен.
Он защищался шварце папиросен.
Его влекли цыгане или мавры.
Потом он был помазан в бакалавры.
Потом снискал лиценциата лавры
и пел студентам:"Кембрий... динозавры..."

Немецкий человек. Немецкий ум.
Тем более, когито ерго сум.
Германия, конечно, юбер аллес.
(В ушах звучит знакомый венский вальс.)
Он с Краковом простился без надрыва
и покатил на дрожках торопливо
за кафедрой и честной кружкой пива.

Д.П.
Жизненный путь
Для начала давайте рассмотрим основные вехи в жизни Толстого. Так как нас не интересуют конкретные даты, я просто дам приблизительный возраст писателя в тот или другой период.

~0-16 года: детство, юность. Этот период нас не очень интересует, поскольку неинформативен для наших целей.

~16-22 года: молодость. В это время Толстой достаточно "бестолково" проводит время, то поступает в университеты, то бросает их, то ведёт светскую жизнь, то отказывается от нее, то отрицает религию, то возвращается к ней. Примечательно, что именно в этот период составил так называемые "Правила для развития воли" (для себя), куда входили императивы преимущественно этического характера (например "будь хорош, но чтобы никто не знал, что ты хорош", "ищи в людях хорошую сторону", "говори правду"), которые сам же он успешно и не выполнял [3, стр. 24].

~22-27 года: участие в Крымской войне.

~27-31 года: вхождение в круг писателей. В это время проявился весь его характер, так как он успел познакомится и поругаться с несколькими писателями, из-за резкости своих суждений.

~31-34 года: временное прекращение писательской деятельности из-за неприятия критикой его последних произведений, занятия хозяйством, школой, педагогические изыскания.

~34-51 года: женитьба, достаточно спокойная жизнь во время создания "Войны и мира" и "Анны Карениной"

~51-58 года: духовный перелом. Именно в этот период Толстой пришел к своим идеям "непротивления".

~58-82 года: "новые" произведения: "Крейцерова соната", "Отец Сергий", "Дьявол", "Воскресение". В это время особенно замечается его разлад с семьей.

~82 года: уход из Ясной Поляны и смерть.

Гита
Перерасход1
?

В.Г.
5. Диалектико-алгоритмическое мышление
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.

Иосиф Бродский

V

Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье - слепота, а чаще - свинство.

Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако интерес у всех различен.
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.

У человека есть свой потолок,
держащийся вообще не слишком твёрдо.
Но в сердце льстец отыщет уголок,
и жизнь уже видна не дальше чёрта.

Таков был доктор Фауст. Таковы
Марло и Гёте, Томас Манн и масса
певцов, интеллигентов унд, увы,
читателей в среде другого класса.

Один поток сметает их следы,
их колбы - доннерветтер! - мысли, узы...
И дай им Бог успеть спросить:"Куды?" -
и услыхать, что вслед им крикнут Музы.

А честный немец сам дер вег цурюк,
не станет ждать, когда его попросят.
Он вальтер достаёт из тёплых брюк
и навсегда уходит в ватер-клозет.

Д.П.
Вступление
По поводу социотипов известных людей всегда существовало несколько версий, но их ценность напрямую зависит от того, что и каким образом определял исследователь. Однако именно это чаще всего и остается "за кадром", например, в кочующих из рук в руки "списках знаменитостей" от очередного составителя. Поэтому главной целью этой статьи является демонстрация того, как проводится конгруэнтная диагностика в рамках школы этической соционики В.Гуленко [8 – 10], хотя, без сомнения, вывод, сделанный относительно соционического типа Льва Толстого, тоже интересен как с теоретической, так и с практической точки зрения.

До сих пор в соционических публикациях предлагались только две версии о его социотипе: СЭЭ (А.Аугустинавичюте [7]), ЭСИ (В.Стратиевская [11]).

Гита
Прямоворот1
Х+Х

В.Г.
6. Голографическое мышление
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.

Иосиф Бродский
* * *
I

Я есть антифашист и антифауст.
Их либе жизнь и обожаю хаос.
Их бин хотеть, геноссе оффицирен,
дем цайт цум Фауст коротко шпацирен.

Д.П.
Как определить, что человек интенсивно мыслит? Присмотримся со стороны. Он то теряет душевное равновесие, то восстанавливает его (работает статика/динамика). То сомневается, то уверенно утверждает что-либо (работает негативизм/позитивизм). То конкретизирует, то обобщает — переходит с одного логического уровня на другой (данный процесс контролируется, как я покажу ниже, особым признаком эво/инволюция). Эмоциональная окраска, степень быстроты суждений, следование одной линии в изложении (то есть привычные логика/этика, экстра/интроверсия, рацио/иррациональность) при этом играют, конечно, свою специфическую роль. Но три полярности, которые объединяют соционические типы в ревизные группы, оказывают все же более заметное воздействие на совокупный социальный интеллект в том виде, в каком он сложился исторически.

Гита
Переворот1
Х"Х"

В.Г.
7. Вихревое мышление
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
6. Заключение

Иосиф Бродский

VI

Фройляйн, скажите: вас ист дас "инкубус"?
Инкубус дас ист айне кляйне глобус.
Нох гроссе дихтер Гёте задал ребус.
Унд ивиковы злые журавли,
из веймарского выпорхнув тумана,
ключ выхватили прямо их кармана.
И не спасла нас зоркость Эккермана.
И мы теперь, матрозен, на мели.

Есть истинно духовные задачи.
А мистика есть признак неудачи
в попытке с ними справиться. Иначе,
их бин, не стоит это толковать.
Цумбайшпиль, потолок - преддверье крыши.
Поэмой больше, человеком - ницше.
Я вспоминаю богоматерь в нише,
обильный фриштик, поданный в кровать.

Опять зептембер. Скука. Полнолунье.
В ногах мурлычет серая колдунья.
А под подушку положил колун я...
Сейчас бы шнапсу... это... апгемахт.
Яволь. Зептембер. Портится характер.
Буксует в поле тарахтящий трактор.
Их либе жизнь и "Фелькиш беобахтер".
Гут нахт, майн либе геррен. Я. Гут нахт.

Д.П.
С точки зрения своей структуры, способ мышления, по моему мнению, наиболее удачно моделируется комбинацией трех биполярных шкал, а именно: статика/динамика, позитивизм/негативизм и эволюция/инволюция. Почему именно этими?

Я пришел к пониманию этой закономерности двумя путями. Во-первых, я заметил, что самый быстрый и полный информационный обмен происходит в группах ревизии, которые и образованы данными парами признаков. И, во-вторых, отыскивая соционические аналогии тем или иным образцам осмысления действительности — картинам мира, я обнаружил, что информационный обмен в каждой из четырех групп ревизии воплощает в себе в концентрированном виде одну из утвердившихся в истории познавательной деятельности техник мышления.

Если мои выводы справедливы, тогда информационная активность групп ревизии и есть то, что в когнитивной психологии именуется обычно стилями (или формами) мышления. Приведение строгого дедуктивного доказательства моей теории я не ставлю своей целью. Ниже я просто изложу полученные результаты. Индуктивные обобщения, идущие из практики консультационной, преподавательской и тренинговой работы имеют для меня гораздо больший вес, чем столь милые сердцу некоторых социоников математические выкладки.

Гита
Недоперелёт1
первая версия чайки
провалилась
с треском в Петербурге
Чехов
после позорного провала
зарёкся
быть драматургом
http://chehov.niv.ru/chehov/bio/olga-knipper.htm

Антон Павлович
Чайка.
Комедия в четырех действиях
Действие: 1 2 3 4 

Вперед



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса.
Константин Гаврилович Треплев, ее сын, молодой человек.
Петр Николаевич Сорин, ее брат.
Нина Михайловна Заречная, молодая девочка, дочь богатого померщика.
Илья Афанасьевич Шамраев, поручик в отставке, управляющий у Сорина.
Полина Андреевна, его жена.
Маша, его дочь.
Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист.
Евгений Сергеевич Дорн, врач.
Семен Семенович Медведенко, учитель.
Яков, работник.
Повар.
Горничная.

Действие происходит в усадьбе Сорина. - Между третьим и четвертым действием проходит два года.
http://chehov.niv.ru/chehov/text/chajka.htm

 
Ольга Леонардовна
Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1868 - 1959)

 Жена писателя, родилась в г. Глазове в семье инженера. С 1898 в МХТ. Первая исполнительница ролей в пьесах А. П. Чехова (Маша, Раневская - "Три сестры", "Вишневый сад"), М. Горького (Настя - "На дне"). Государственная премия СССР (1943).

Первые ее встречи с Чеховым произошли на репетициях спектаклей МХТ- "Чайка" и "Царь Федор Иоаннович" (9, 11 и 14 сентября 1898 г.). Книппер в пьесе А. К. Толстого репетировала роль Ирины. Чехов писал после этих встреч: "Ирина, по-моему, великолепна; Голос, благородство, задушевность - так хорошо, что даже в горле чешется... лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину" (А.С. Суворину, 8 октября 1898 г.). О знакомстве с Чеховым она вспоминала впоследствии: "...с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни" (Книппер-Чехова, ч. Ч, с. 47).

Письма А.П.Чехова и О.Л.Книппер-Чеховой
О.Л.Книппер-Чехова. О А.П.Чехове
О.Л.Книппер в Ялте и Гурзуфе
http://chehov.niv.ru/chehov/family/semya.htm

Гита
глоттохронология
Иосиф Бродский
8 сентября 1965 года, Норенская
Источник: Библиотека Agat.spb.ru


Литература:
http://socionics.kiev.ua/category/articles/