Продолжение1. Феномен Старой Майны

Шанти Яцковская
Книгу жизни каждый пишет сам,
В меру силы обыграв сюжет.
Тот, который изначально дан –
Бог – соавтор, человек – поэт.

Бог – суфлёр, готовый в миг любой,
Подсказать забытый нами текст:
Можешь в пьесе быть самим собой,
Можешь вторить заданный ответ.

Но не думай, что играя так,
В жизни что-то новое открыл –
Стоголосым эхом мир в веках
Эту пьесу тоже повторил.

Цензор ты, и критик тоже ты,
Ты актёр, и режиссёр, и зритель.
Вот ответы нужные добыты.
Соучастник ты? Или Творитель?

Кто первый вслух высказал это смелое предположение о том, что истоки Киевской Руси надо искать на древней земле Старой Майны уже не суть важно.
Важно то, что это всколыхнуло не только творческую интеллигенцию, но и простой народ. С разных концов нашей необъятной Родины родственники и просто знакомые звонят: «А, правда?»…
Это сенсация, которая если не переворачивает представление о зарождении Руси, но позволяет предположить так же, по ряду фактов, о том, что Старая Майна является самым древним поселением в России.
19 марта 2007 года - в первый лунный день и в день солнечного затмения, /а это кардинально важно и не случайно/, - в Ульяновске, в областном, краеведческом музее имени Гончарова, состоялась краеведческая конференция, на которой в частности в секции «Археологические исследования на территории края» обсуждались результаты полевых работ лета 2006-го года на территории Старомайнского района.
Развернулись бурные дебаты. Учёные, с горячностью достойной восхищенья, отстаивали свою точку зрения.
Так что? У каждого своя правда? И что есть истина? И где она?

Великий мудрец Ишан Кайзер в «Речи мудрецов» сказал: «То, что люди называют истиной, связано с их ситуацией, но они не смогут найти её, пока не осознают этого».
Осознаем ли мы эту грандиозную идею? И можно ли даже при наличии артефактов утверждать, что истоки Руси здесь, в России, на старомайнской земле, а не на территории теперь уже запредельной Украины?
Для нас симбирян, и в частности для жителей старомайнского района всё очень важно и серьёзно.
И дело не только в финансовых инвестициях, которые « заткнут дыры» в бюджете и поднимут благосостояние народа. Если Старая Майна получит статус археологического заповедника, перед нами развернутся радужные перспективы. Омываемая красивейшей рекой, с лесами, которые пока, слава Богу, не успели вырубить, наш посёлок имеет все шансы стать прекрасной жемчужиной на Великом Волжском Пути.

Колесо истории двигают люди…
 И, конечно, она переписывается множество раз.. Ракурс?

«Новости с полей» подняли интерес к истории нашей земли, которая до поры оставалась «белым пятном», серьёзно не изученном ни одной, ни другой стороной, потому что земли старомайнского района разграничивают Россию и Татарстан. Отрадно, что учёные всерьёз и вплотную занялись исследованием наших территорий.
По преданию, село основано монахами из Костромского монастыря в честь святого Богоявления 1655 – 1661 годах. Раньше село называлось Богоявленским. Это название сохранялось до 1917 года, т.е. до начала революции, и многие старожилы помнят и даже называют его Богоявленским.
Официальной же датой основания села считается 1670 год, когда по повелению царя Алексея Михайловича, как его называли – «Тишайшего», был воздвигнут Майнский острог, чтобы защитить границы Руси от захвата и грабежа кочевников. Строителем этого острога был прислан полковник Гаславский, который сыграл большую роль в его основании и устройстве.

Итак, колесо судьбы закрутилось.
Эта грандиозная идея о «первородстве» Старой Майны в качестве колыбели России всё больше и больше захватывала. Завязывались новые знакомства, как по заказу поступала нужная информация. Кто-то уверенной рукой вёл меня по сценарию этого спектакля.
Важность происходящего подтвердило повышенное внимание к землям нашего посёлка. Цены на участки резко подскочили. Подключилась и заграница. Бизнес-люди остро чувствуют доход.
Наши же - старомайнцы - особого воодушевления не проявляли: «Ну, 1.700, ну и что? Нам-то что от этого?».
Инертен наш народ. Безинициативен.
Я понимаю. Легче всего хаять правительство, уютно чувствуя себя в роли «кухонных политиков», беспомощно разводя руками. Главное – делать ничего не надо - «Моя хата с краю – ничего не знаю».
Простая мудрость, что для того чтобы что-то получить, надо что-то дать, к тому же от сердца, а не через силу, почему-то в расчёт не берётся.