Глава VII Вышивка слывет звездой жемчужин чувашско

Маргарита Седова
Основу народного искусства чуваш составляли резьба по дереву, керамика, плетение, в том числе из соломы, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами. Самым массовым видом творчества была вышивка. Каждая чувашская женщина с ранних пор учила свою дочь этому виду народного искусства. Чуваши выделялись мастерством художественного тканья поясов с геометрическим орнаментом, тесьмы, витьем шнуров. Особенно искусно украшали они бисером, монетами, мелкими раковинами каури женские и девичьи головные уборы – хушпу и тухью. Символика, которая часто используется в вышивках и аппликациях чуваш, как мир, стара. Это обозначение Солнца и Земли, огня, воды и неба, мироздания и дерева жизни, знаков женского и мужского начала. Символы – это отображение в материальной культуре народа знаков некоей другой реальности.  Через символику вышивки и плетения народ учится постигать иную реальность, а, принимая участие в обрядах, люди имеют возможность испытать все богатство эмоционального опыта народа, пробуждая,  обуздывая и направляя могучие эмоции – страх, любовь, радость и горе.

Уливанова Катя
Светлый город Болгар был столицей булгар.
Русский князь Святослав спас его от хазар.
Окруженная крепость, перед ней большой ров:
Так надежней защита от незваных врагов.
Рядом с крепостью князя разместились дома.
Здесь селились крестьяне, сея хлебом поля.
Жизнь у волжских болгар шла своим чередом.
Возводились дома, засевались поля,
Развивалась торговля только честным трудом.

Семенова Лена
Был на белом свете Булгар – город чистый и красивый.
Он стоял дворцом чудесным на высоком берегу.
Булгар для народов мира был известным и любимым,
Окружен людской молвою, недоступен был врагу.
***
Чуваши светом от Шуйтана защищались
И в белое, как все святые одевались.
Чуваши сильно трепетно любили маленьких детей,
И оттого деревья не срубали. Почитали матерей.
И верили они в богов: в Кепе и Пихампара, - так из рода в род.
И вообще, те древние чуваши – хороший был народ.

Никоноров Дима
Чуваши потомкам хотели сказать,
Чтоб жили предков заветами.
А  люди всегда свою мать
Почитали, как Туру божественного.
Чтоб не было всходов Шуйттана
В сердцах, подаренных Турой и мамой.

Никольская Евгения
Они носили белые одежды, а в душе хранили надежды.
Мечтали они об одном: на холме, чтоб стоял их дом,
Чтоб красивым, большим он был, человек в безопасности жил.
И трудились они всегда, чтоб была на столе еда.

Николаева Инна
Вышивка слывет звездой жемчужин чувашского народного искусства.
Что вызывает искренние чувства. Она таит в себе загадки буден.
 Вот, например, одна такая: что означает «свастика», гадаем.
Нам говорят, что это символ Солнца, под ним тепло всем,  радостно живется.

Федоров Павел
Дремучие леса… Чуваши жили в них. И в Солнце верили они,
И создавали солнечные вещи. И жили долго, вечно. Века, года, и месяцы, и дни.
А матери молили бога, чтоб дал он душу малышу.
И мать-гора вдруг шевелилась, Мать-дерево тянулось веткой к небу,
Где Пюлехсе давал ребенку душу и наделял божественной судьбою.
Чтоб передать потомкам предков реликвию одежды, вязь законов,
Чтоб в наши дни мы знали все о них.

Гаврилова Ирина
Веток в чувашском этносе – три. Вирьял, анат-енчи, анатри.
Науку, изучающую народы этнографией называют сроду.
«Мамма» с латинского переводится «грудь», женщиной, родившей сына, ты будь,
Чтоб украшенье «ама» носить; ведь главная функция мамы – кормить.
Мужчины на поясе носят ремни, чтоб в явленный мир не проникли враги –
Злые духи из нижнего мира, и не устроили мужчинам секиру.

Семенова Наташа
Чувашская одежда от иной отличалась; производилась в основном из холста и кожи.
Ведь культура никогда не ошибалась, чтобы в символах чувашка казалась моложе.
Ткет сукно тонкое ровно, просто на диво. Не жалея нежных ручек, вышивает,
Чтобы в этой одежде быть ей красивой. И в защите, пока ее Бог охраняет.
Для выхода чувашка едет к торговцу, закажет шелк, бисер и тесьму цветную…
Для родных – кумач, китайку, бейку и переметь.
Ведь в мастерице муж видит жену молодую. А чего еще надо ему хотеть?
Для соседок вирьялок и анат-енчи рубахи вышивает
Из тонкого белого полотна с вышивкой видной.
А для себя, анатри, - цветными оборками покрывает
Рубаху из пестряди, без пояса, без вышивки обильной.
Для незамужней дочери ткет льняной платок. На праздник купит ей тухью,
А для себя – сурпан, конечно, и хушпу. А где купить? Сходи в ларек!
Раз смастерить самой невмоготу.
Но это только думы: вначале деньги заработай,
Затем терпенье накопи, потом, как мельница, работай!
Вот так и живет по сей день культура чувашей, ведь чувашская культура всех краше!

Ильина Катя
Одежда у чуваш как море на земле,
Как ветер на руках, как Солнце в небесах.
Увидела хушпу. Как серебро на Солнце,
Блестит, монетами сверкает.
Как будто специально стрелу направила мне в сердце,
Чтоб помнить и любить культуру края.

Гурьева Марина
Ама напоминает слово «мама». В чувашском языке она
Нагрудным украшеньем названа.
С латыни «мамма» - грудь обозначает, кормилица ама на шею надевает.

Быкова Диана
Жила-была женщина – чувашская жительница. Чистую одежду, как другие, любила.
Весенним солнышком и снегом белила. Женщина под сердцем ребенка носила.
Пищиххи – пояс всегда надевала,
На груди два креста –  символ оберега вышивала.
И любила она, и грустила она, чувашскую культуру в себе несла.

Данилов Юра
Чуваши, что хотели вы сказать в своих узорах древних?
Быть может, вы хотели рассказать легенды, сказки, мифы?
Иль может, вы хотели что-то утаить? Возможно, вы хотели объяснить,
Что дружно следует нам жить… И сможем ли мы все узнать?
Возможно…  Сколько следует нам ждать?
Зачем гадать и раньше времени искать
Загадки тайны этой, поэты?!