Работа с тенью!

Сергей Полищук
Специфика магической силы заключается в том, что она может быть получена как внутри системы (работа с порядком, Коагуляция), так и вне её (работа с хаосом - сила Solve). Т.е. можно молиться божеству и получать силу, можно заниматься богохульством и получать силу. Оба метода рабочие и равноценные. Однако наш социум предпочитает пользоваться преимущественно первым методом. Это ведет к тому, что в человеке возникает две сущности – первая хочет соблюдать запрет и боится его нарушить. Вторая сущность хочет нарушать запрет, но эго боится допускать эту сущность к проявлению. Все то, чего мы боимся – это наша Тень. Обычный человек изгоняет свою тень многими путями. Способы изгнания Тени – сублимация (боюсь, поэтому занимаюсь творчеством), рационализация (боюсь, поэтому ищу оправдание в виде "потому-что"), вытеснение (боюсь, поэтому подавляю истинные мотивы, в которых неприятно признаться себе и окружающим), проекция (боюсь, поэтому обвиняю в своих недостатках окружающих), отрицание (боюсь, поэтому исключаю значимость фактов) и пр.
Несмотря на то, что человек изгоняет свою Тень, она никуда не уходит и в определенные моменты даёт о себе знать в тайных сексуальных фантазиях, в сновидениях, в преступлениях, в изменах, в богохульствах и увлечениях черной магией, в попытках поносить, высмеивать и дискредитировать других, в больном воображении…
Основные составляющие Тени – это страх одиночества и страх смерти. Первый страх связан с потерей того, что снаружи. Второй – с потерей того, что внутри.
Бездна пересекается на собственной Тени, поэтому очень важно обрести единство с Тенью, исследовать её, полюбить и поглотить её. В мифологиях известен мотив, в котором у существ "не от мира сего" Тени нет вообще. Младший Адепт добивается гармонии с Тенью. Мастер Храма – единства с ней.
Можно сказать, что Тень является Демоном-Хранителем человека. Посредством Тени индивид проводит границу между "я" и "не-я", что позволяет ему организовать в себе равновесие эго и выжить.

Я разработал небольшую практику для работы с Тенью. Для этого используется медитация или астральная проекция. Безусловно, для полноценной отработки Тени этого мало, но подобной практики достаточно, чтобы уловить Дух Тени. И уже на основе контакта с Духом далее выстраивать какие-то свои схемы работы, поведения, мышления и т.п.

Описание структуры:

1. Встреча с Азазелем
Нагнетание до предела страха одиночества. Концентрация на мотивах выпадения из всеобщего (выход из слияния с матерью, страх потери внимания, страх разлуки с партнером, с обществом, страх смерти близких и т.п.). Ощущение себя как чего-то ненужного, бессмысленного, брошенного, ощущение разрывающего на части чувства тоски по иному, трагизм существования эго как бесконечно малой крупицы космоса, обреченной и страдающей. Образы и сюжеты для вызова страха одиночества пусть каждый выберет на своё усмотрение. Одним из возможных эффектов практики является чувство забывания языка, поскольку одинокое существо лишено коммуникации. Собирание в себе и концентрация до предела страха одиночества и превращение его в черный камень печали в левой руке. Созерцание камня, общение с ним. Глотание камня. Камень в желудке, который есть Земля, которая все переварит и все растворит.

2. Сатурн пожирает своих детей
Нагнетание до предела страха смерти. Концентрация на мотивах потери себя и своей индивидуальности. Ужас необратимого растворения себя в стихии всеобщего. Ощущение себя как загнанного в угол животного, обреченного на смерть. Ужас боли, ада, муки души и тела, страх оторваться от привычного мира и привычной среды существования себя как индивида. Видение перед собой Смерти, которая намерена разорвать в клочья и сожрать. Ощущение дикой жажды жить, когда жизнь вот-вот оборвется. Ощущение приговора. Все необратимо. Возвращения больше не будет, шанса на жизнь нет… Образы и сюжеты для вызова страха смерти пусть каждый выберет на своё усмотрение. Собирание в себе и концентрация до предела страха смерти, превращение его в белый камень ужаса в правой руке. Созерцание камня, общение с ним. Глотание камня. Камень в желудке, который есть Земля, которая все переварит и все растворит.

3. Камень Ваджры или Бафомет
Созерцание и ощущение черного камня печали и белого камня ужаса в своём желудке. Желудок есть Земля, которая все переварит и все растворит. Созерцание растворения камней в течение кальп и юг. За миллионы лет камни в желудке бьются друг о друга, перемалываются и превращаются в прах, из этого праха во Тьме появляется новый камень жизни и смерти, генерирующий в себе опыт всех предыдущих трансформаций, но вы о нём ничего не знаете и знаете одновременно всё. Вы и есть этот камень цвета радуги! Тени больше нет, Микрокосм стал Макрокосмом.
Теперь вы можете поступать согласно Истинной Воле – без тени сомнения и стеснения, без страха и заблуждения, будучи всем и ничем, ни живым и ни мёртвым, без жажды результата, без греха и ограничения, будучи во всем и вне всего. Теперь властна только Любовь ко всему. Любовь, которая убивает и воскрешает. Любовь к Жизни и Любовь к Смерти! Нет разницы между собакой и Буддой! Нет разницы между числом и числом! Нет разницы между голубем и змеем! Тени больше нет!
Ом! Сострадание всем обузданным Тенью существам!




АРХЕТИПЫ

Архетипы — прообразы базисных особенностей личности. Термин восходит к представлениям о прототипе строения, лежащем в основе реально существующих форм организмов (прарастение, праязык, праживотное). Понятие архетипа может быть распространено на морфологию (конституцию), поведение, сознание и так далее. Культуральные прототипы связаны с поискам истоков данного этноса и культуры. Психодиагностические единицы, например типологии личности [всякие сангвинники, холерики и т.д. прим. NL8] , также являются архетипами.

Согласно аналитической психологии существуют три основных составных части индивидуальной личности, которые встречаются в сновидениях как отдельные фигуры, — иногда они похожи на знакомых людей, иногда выступают как воображаемые характеры или символические олицетворения. Чаще они воспринимаются как нечто значимое и существенное с чертами загадочности. В фантазиях и сновидениях эти образы нередко бывают осевыми и посещают нас на протяжении многих лет. Они определяют принятие или аверсию (отвержение) нами других людей и себя. На архетипы указывают отдельные сюжеты, число которых ограничено (до шестнадцати), и множество вариаций. Такие сюжеты относятся к мифологемам. Предполагается что, каждая мифологема связана с определённой стилистикой поведения — бихевиоремой, которая выступает как интуитивное стремление к конкретной стихии, цвету, интересам, внешнему образу. Каждый, даже искусственно созданный, имидж сводится к архетипу.

Негативная сторона личности получила название его Тени, она является олицетворением недостатков и слабостей [!!! C точки зрения сознания. Часто в недостатках могут оказаться таланты. Вообще, это просто вытесненая сторона личности, не обяз. злая и плохая. Следите за поступающей инфой. прим. NL8. ]. Теневые стороны можно обнаружить в Оно (деструктивные желания), Эго (неверное отношение к себе и окружающим) и Сверх Я (негативная мораль).

Анима, или, когда речь идёт о женщине, Анимус, являются воплощением противоположного пола в бессознательном: у мужчин это всё женское и эмоциональное; у женщины — её мужские атрибуты.

Самость — высший потенциал, который индивид способен достигнуть и который может общаться с ним через сновидения. Таким образом, Самость — неопределённая фигура, потенциальное становление чего-либо в будущем.

Противоположности могут быть интегрированы в личности, и благодаря этому человек может стать целостной, многосторонней реальной Самостью. Несмотря на неоднозначный характер компонентов сознания, утрата любого из них, в том числе Тени, приводит к глубоко деструктивным переживаниям. Неспособность осознания Тени выражается как игнорирование собственной негативности и неверный прогноз собственных поступков, а также поведения других людей .
Так как основным качеством внутреннего психического состояния является энергия, каждое из сновидений представляет различные точки её приложения и указывает на степень выраженности данной энергии. Фактически — это энергия инстинктов, обусловленная конечным числом гормонов, которое может синтезировать наш организм [Это только одна из точек зрения на источник энергии. прим. NL8.].

При подходе к архетипам важно рассматривать сюжет сна от начала до конца, при этом каждый архетип будет имеет собственную территорию, без вторжения на территории других. Постоянный конфликт вдоль этих границ укрепляет характер, а все части (Анимус, Анима, Тень), первоначально дифференцированные в онтогенезе, в конце концов интегрируются в целостную личность, ядром которой является Самость.

Воплощением такой Самости является стилистика завершённого, кристаллизованного сюжета фантазии или сновидения. В этих случаях обычно личная мифологема соответствует по своей окраске культуральной. Тогда возникает ощущение понимания и принятия Мира. Мысли, сомнения, эгоцентризм, эгоизм в большей степени относятся к Эго-эгоцентризму — неистинной Самости, поскольку истинная Самость интегрирует личность в целом и носит социальное звучание.

ЭГО

«Я» в сновидениях и фантазиях. Эго является лишь частью целостной Самости, и его конфликты с другими силами внутри личности доминируют в сновидениях. Наиболее устойчивым свойством Эго является преувеличение собственной личности, а также поглощение всех аспектов Самости. Это приводит к ригидному, искажённому и материалистическому взгляду на действительность, то есть игнорируются потенциальные возможности и духовная сфера. Так возникает эгоцентризм, недоверие к другим, слабое принятие любви.

В результате данного процесса в сновидении открываются огромные пространства, перспективы и происходит экспансия деструктивной энергии бессознательного (шторм, буря). При слабости Эго возникает подчиняемость и неуверенность. С другой стороны, Эго, являясь основным рецептивным органом (сознательного и бессознательно), то есть своеобразным гидом реальности, может находиться в реальной опасности. В этом случае Эго вынуждено защищаться с помощью ригидности, отказа от части себя, с помощью построения интеллектуальных конструкций.

ТЕНЬ

Вытесненная сторона индивида, часть его никогда не развитого потенциала, сторон характера, которые всегда недооцениваются и нередко фрустрированы. Каждый имеет свою индивидуальную Тень, и она почти всегда является наихудшей стороной личности. Существуют редкие исключения из этого правила, встречающиеся у индивидов, сознание которых подразумевает, что Тень индивида является олицетворением лучшей стороны. Сенситивный альтруист, следовательно, будет иметь брутальную эгоцентрическую Тень, отважный индивид — трусливую Тень. Осознание Тени — путь большего понимания других, интуитивного восприятия отношений в группах.

Осознание Тени часто приводит в чувство нормальные инстинкты, видимые реакции, творческие импульсы, которые преданы забвению сознательным. Недооценка себя подразумевает большой потенциал развития именно благодаря Тени. В сновидениях Тень выступает как фигура того же пола, но с необычными для индивида поступками.

Тёмная сторона нас самих не может быть истреблена одним лишь игнорированием. Одним из наиболее очевидных путей открытия внутренних качеств является навязчивое и сверхэмоциональное неприятие (например гомосексуальности, алкоголизма, демонстративности) или сверхценная оценка данных качеств у других людей. Существует множество описаний ошибочных проекций личности, которые разрушались во внешнем мире войной или борьбой, а во внутреннем мире бредом или паранойей. Бред является фактической внутренней борьбой против неосознанной Тени.

АНИМА/АНИМУС

В сновидениях — фигура противоположного пола по отношению к сновидящему. Известно, что молодые люди впервые вступают в мир любви с собственной идеей женщины/мужчины, проецируют данную мечту на любимое лицо и приходят в шок в случае сильного различия их мечты с реально существующим лицом. Эта идея и есть Анима/Анимус. Феминная фигура в мужчине и маскулинная в женщине получили название соответственно Анима и Анимус; они играют многие другие роли в жизни индивида.

Предположение о существовании данных образований вocxoдит к представлению об исходной бисексуальности, точнее гермафродитичности человека, которая разрешается доминированием конкретного полового сознания в возрасте около пяти лет. То есть у каждого человека можно говорить о степени вклада мужского и женского. Этот вклад даже количественно может быть определён в поведении (стилистика мимики, позы, жеста) и конституции (индекс полового диморфизма).

С точки зрения этологии целый ряд поведенческих элементов человека проявляется именно при общении с представителями противоположного пола (поведение флирта), но даже отдельные элементы поведения у мужчин и женщин имеют разные оттенки. Например, при стрессе женщины чаще прикасаются к волосам и груди, а мужчины демонстрируют агрессивно-предупредительные признаки поведения. Мозг мужчины отличается от мозга женщины, в частности, тем, что у женщин более развито каллёзное тело [Не смотрите на меня! Я не знаю, что такое каллёзное тело! прим. NL8.].

Конфликты соотношений Анимы и Анимуса с внешним миром могут привести как к напряжённости между мужем и женой, так и к конфликтам между матерью и сыном и т. д. В дальнейшем этот внутренний гермафродитный (амбивалентный) потенциал может быть либо реализован и осознан, ли проигнорирован с одним из двух следующих результатов.

В одном случае женщина становится истерически эмоциональной, а мужчина строгим и сдержанным.

В другом случае низшие, то есть противоположные для данного пола, функции могут овладеть индивидом, и тогда мужчина становится погожим в своём поведении на женщину, у него возникает сентиментальность, капризность, нестабильность, в то время как женщина стремится к авторитарности, ориентируется на интеллектуальные утверждения или, проще говоря, становится сварливой [вот так. вот.  прим. NL8.].

Охваченность противоположным половым сознанием нередко считается нормой для позднего возраста, то есть часто женщины в старости маскулинизируются, а мужчины феминизируются. Между тем, семьи, в которых наблюдаются данные сочетания, относительно стабильны именно благодаря взаимному дополнению противоположностей.

Если бы ближе подойти к терминам Анима и Анимус, то можно заметить, что они являются источниками понимания противоположного пола. То есть близкий нам человек способен нередко понять именно нашу противоположную сущность, именно за это качество мы его и ценим. Эта сущность может, например выступать в хобби, о котором нам интереснее говорить, чем о своей работе.

Анима. Центр всей женской энергии внутри человека. Эмоциональная, интуитивная сторона натуры. Все женщины, с которыми индивид был знаком в своей жизни, и особенно его мать, способствуют формированию этого образа. В сновидениях женские фигуры могут иметь характерные черты знакомых женщин, или же это может быть незнакомая женщина, а также животные, имеющие божественную женственность в мифологии, например, корова.

Рост сознательности способствует интеграции спонтанных, рецептивных сенситивных и адаптивных качеств, но более всего Анима развивает сердечность. Её функции в целом уравновешивают мужскую агрессивность.

Анима обязательно проявляется при игнорировании мужчиной своей женской стороны, особенно во второй половине жизни. Неудачи, ассимиляция жизненных функций внутри себя часто ведут благодаря Аниме к сварливости, ригидности и упрямству, а также усталости и безответственности, сочетающихся с тенденцией к алкоголизму. Репрессивные женские характеристики могут выражаться в иррациональной угрюмости. Пренебрежение Анимой осложняет отношения мужчины с женщиной.

Например, можно проецировать собственный образ женщины на реально существующую женщину и, таким образом, потерпеть неудачу в реальном сосуществовании с конкретной женщиной. С другой стороны, если мужское восприятие женщины формируется как негативное, в частности, он воспитывается жестокой или эмоционально холодной матерью, тогда у мужчины возникнет представление об отталкивающей Аниме. В этом случае мужчина может проецировать данную фигуру на любую другую женщину, хотя при этом он не боится и не избегает всех женщин.

Иногда мужчины проецируют свою Анима на недоступные женские образы, избегая контакта с противоположным полом. Подобное проецирование, в частности, характерно для рыцарских поисков Прекрасной Дамы. В этом и других случаях Анима становится феей сновидений, разрушающей реальные взаимоотношения, затмевая истинные качества другого человека, которые создают иллюзию гермафродитической достаточности и цельности.

Анима открывает свою истинную мудрость только мужчине, который серьезно воссоединился с ней, зная, для чего она существует. Только тогда она способствует наиболее полному раскрытию личности: потенциала, истинной Самости.

Анимус. Представляет мужские черты в характере женщины, правильно интегрируясь, он представляет женщине качества проницательности, самопознания и способности к взвешиванию обстоятельств. Это неотъемлемая часть женского потенциала. Анимус у мужчин и женщин формируется в ходе контактов с мужчинами и различен у каждого индивида, его ипостаси (роли) варьируют в иерархии от низшей к высшей ступени, например от героя, с его социально окрашенной ролью, к простому отцу семейства. Если этот архетип развивается в целостной, уравновешенной личности, тогда Анимус выполняет контролирующую роль на уровне глубинного бессознательного. Так как данный архетип является источником некоторых женских взглядов и убеждений, то его характеристикам, при нарушении осознания себя, угрожает опасность остановиться на примитивных стадиях.

То есть Анимус, как и Анима, развиваются, а не остаются в неизменном виде. Это же случается, если женщина пренебрегает своим Анимусом: тогда она становится доверчивой к устойчивым коллективным убеждениям, магическому мышлению и часто становится жертвой насилия. Если её негативный Анимус позднее начинает доминировать в жизни, особенно, если мужчина слишком с ней мягок, тогда женщина становится, упрямой и самоуверенной, считая, что она всегда и во всём права, раздавая указания направо и налево, становится иррациональной: «Я точно знаю...».

Большинство образов Анимуса встречается в сновидениях, развивая мужские, интеллектуальные стороны бытия и отношение к миру, без утраты своей истинной женской натуры. Вероятно, по отношению к Анимусу Анима у женщин вырабатывает необходимый феминный антипод.

Как и Анима, Анимус может проецироваться на какое-то лицо с последующим разочарованием: женщина считает, что тот, с которым она живёт, является частью её самой, и это показывает её незрелость, которая часто обусловлена инфантильной привязанностью к матери. Поэтому для мужчины так важно выражать свои мужские позиции в семье. Сновидение может отражать конфликт Логоса (интеллект, сознательный дух) и Эроса (эмоции и бессознательная душа). Только баланс между ними прокладывает путь для интеграции целостного характера.

САМОСТЬ [Она же Целостность. прим. NL8.].

В русской трансляции «Весь Я». Тень и Анима/Анимус являются теми частями потенциала индивида, которые игнорируются, в то же время основные характеристики личности могут быть реализованы через Самость. Самость — архетип будущего, потенциальное развитие индивида. Она напоминает фигуру, манящую из прошлого, непременно того же пола, что и индивид, но впоследствии становящуюся символ целого, включающего в себя все аспекты личности, прошлое и будущее, активное и пассивное, созидательное и рецептивное.

Самость является высшим духовным единством человека, неизвестным качеством человеческой натуры с его богоподобным универсализмом и способностью понимать окружающее. Когда образы данного архетипа неожиданно возникают в сновидениях, они, вероятно, означают начало процесса становления, отождествляясь с чем-то иным, чем наша повседневная Самость. Если образы архетипов проявляются в негативной, деструктивной форме, это может свидетельствовать о том, что данные силы игнорируются.
Существуют четыре основных аспекта женской и мужской самости, и каждый относится к одной из четырёх функций сознания.

Самость становится целостной, когда все эти различные аспекты развиваются независимо и в конечном итоге интегрируются в пределах каждого индивида.

Женская Самость. Каждая женщина — область воплощения женской энергии желаний и инстинкта. Это архетип природы и жизни, земного и эротического. Существует четыре аспекта женского потенциала, относящиеся к четырём функциям сознании: Мать (аффект); Принцесса (эмоции); Амазонка (интеллект); Жрица (интуиция). Как женская сфера компенсирует мужские характеристики, так же и женственность дополняет мужественность. Женоподобный эмоциональный мужчина, живущий с амазонкоподобной женщиной, не такая уж и редкость. Преимуществом такого мужчины является то, что любая соматическая патология у него протекает более благоприятно, что характерно в целом для женщин по сравнению с мужчинами.

Мужская Самость. Является воплощением логики, интеллекта, духа сознания. В архаических сообществах этот принцип менее развит, чем в цивилизованных сообществах. Так называемый современный человек стремится к сверх дискриминации, тоталитарности, быстро становится, обладая властью, излишне критичным и несправедливым, морализирует и сбивается с пути в сухую интеллектуализацию. Этот процесс повторяется вновь и вновь в каждом последующем поколении. В мужской Самости существует четыре основных аспекта реализации, каждый из которых относится к одной из четырёх функций сознания: Отец (аффект); Вечный Юноша (эмоции); Герой (интеллект); Маг (интуиция).

Виктор Самохвалов «Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий»

Так пару слов из своей практики.

Такие понятия, как Анима и Анимус, Тень совсем недавно открылись для меня.

Сильно повлияло на практику сновидений.

Действительно, в моих снах часто появляется девушка, обычно её вид меняется ото сна ко сну (либо вообще в самом сне). Её можно отнести к моей Анима. В отличии от других персонажев сна, взаимодействие с ней даёт кучу приятных ощущений и эмоций.

Уже после понимания Анима и Тени, я предпринял несколько попыток по взаимодействию. Был внутренний настрой. Получилось несколько люцидных и осознанных сновидений.

В этих сновидениях я знал, что передо мной стоит моя Анима или Тень.

Перед своей анима истыпываешь самые восхитительные чувства. Я гулял с ней за руку, получал огромное удовлетворение, что даже ничего не хотелось.

Встретил свою тень в таком облике. Агрессивное существо, состоящее целиком из сгутков молний. Оно вызывало во мне страх. Однако желание взаимодействовать было огромное. Я приблизился к существу и кажеться вошел в него (смутно это помню). Далее понмю чётко: оно превратилось в два чёрных кольца с отдельными лепестками стрелками. Кольца оделись на две моих руки. Я мог по желанию управлять стрелками на кольцах. То есть, при взаимодействии с тенью я получил какие-то новые возможности (украшения для себя - символ кольца), которые стали управляемые, а раньше находились в области бессознательного.

Архетип
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
  Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Архети;п — в аналитической психологии К. Г. Юнга — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифологических рассказов, волшебных сказок, художественных произведений.
Архети;п — в литературе и истории — хронологически древнейший неизвестный современным исследователям текст какого-либо письменного памятника.
Архети;п - означает "первообраз". Это не просто образы, аналогичные воспринимаемым нами. Это более глубокие и устойчивые следы, которые могут, однако, до поры до времени оставаться неосознанными. Архетип можно сравнить с сухим руслом, которое способно направить или изменить развитие человека или целой культуры, если окажется на его пути.
Архетипы являются общими для всего человечества и передаются по наследству. Миф – лишь осознанное проявление архетипа, одна из множества возможных его вариаций, неспособная исчерпать весь потенциал первообраза. К примеру, существует множество упоминаний и представлений о братской вражде, но сама центральная идея неизменна.
Содержание
[убрать]
• 1 Концепция К. Г. Юнга
• 2 Черты архетипа
• 3 См. также
• 4 Ссылки

[править] Концепция К. Г. Юнга
Концепция Леви-Брюля, сформулировавшего основные отличия мышления и мироощущения первобытного человека от мышления и мироощущения современного человека, основанная на трудах выдающихся этнографов XVIII—XX веков, смелых и любознательных европейцев и североамериканцев, может быть усилена не только идеей субъективности общины, но и наблюдениями и умозаключениями другого замечательного ученого — Карла Густава Юнга, одного из двух великих патриархов психоанализа. Юнг охотно пользуется «коллективными представлениями» и часто ссылается на Леви-Брюля.
Основываясь на своей клинической практике врача-психоаналитика, трудах этнографов и собственном мистическом опыте, он выдвинул идею архетипа. Архетипами Юнг называл сложные состояния сознания, передаваемые по наследству и воспроизводящие глубинные мифологические символы, самые важные из которых — это Тень, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Старик. Среди менее значимых архетипов находится архетип Отца, Троицы, Антропоса.
Архетипы, по Юнгу, имеют важное конституирующее значение в жизни бессознательного в человеке, так что, по его словам, «нам никогда легитимно не отделаться от архетипических основ, не согласившись поплатиться за это неврозом, точно также как нельзя без самоубийства отделаться от тела или его органов». «Ибо архетип — о чем никогда не следует забывать — душевный орган, который имеется у каждого. Плохое объяснение (архетипа) означает собственно плохую установку по отношению к этому органу, из-за чего последнему наносится ущерб. В конечном счете всякий сетующий — просто скверный толкователь». «Архетипы — непоколебимые элементы бессознательного, но они постоянно изменяют свой облик». Например, архетип ребенка содержит мотивы потенциального будущего, мотив осознавания («Да будет свет!»), мотивы заброшенности, покинутости, подверженности опасностям и непреодолимости («Один дома»), гермафродитизма, целостности, восприятия ребенка как начальной и конечной сущности. Отдельный архетип, сам будучи очень сложным органом сознания, сплетен с другими архетипами и вместе они «образуют схватываемое единство».
Теория архетипов Юнга претерпела три стадии развития. В 1912 году он описал исконные образы, сходные с общеисторическими культурными мотивами, представленными повсеместно на протяжении истории; их основные свойства – сила, глубина и автономность. Исконные образы предоставили Юнгу эмпирический материал для построения теории коллективного бессознательного. В 1917 году он описал доминанты – узловые точки психики, притягивающие энергию и влияющие тем самым на функционирование личности. Термин «архетип» был применен Юнгом лишь в 1919 году. Этим термином он хотел избежать любого намека на то, что речь идет о содержании, а не о наследственной, непредставимой фундаментальной структуре.
[править] Черты архетипа
Для более полного понимания архетипа стоит описать его важнейшие черты, иначе говоря, критерии определения.
• Архетип по определению является архаическим феноменом, поэтому должен иметь проявления в мифах, фольклоре и т.п.
• Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи (разумеется, в различной степени).
• Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
• Архетип, отраженный в сознательном, должен иметь как концепт, так и символ (возможно, не один).
• Архетип является цельной, амбивалентной структурой, имеет позитивный и негативный аспекты. Односторонний образ (к примеру, обладающий только светлой или только темной стороной) не может быть архетипом.
• Архетип должен иметь устойчивость, т.е. сопротивляться попыткам исказить его структуру.
• Архетип, претендующий на самостоятельное существование как объект, должен иметь достаточное количество собственных элементов, не принадлежащих другим известным архетипам.
• Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
• Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным».
• Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов, которые имеют проработанное цельное мировоззрение.
• Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.
• Архетипы обладают собственной инициативой, они заключают в себе определенный способ реагирования. В благоприятной для его проявления ситуации архетип способен порождать мысли и импульсы, таким образом вмешиваясь в нее, возможно, искажая истинные намерения человека. Архетип — самостоятельная область психики.
• В архетипах заключена специфическая собственная энергетика.
[править] См. также
• Берн, Эрик
• Архетипическая психология
• Ильясов Ф. Н. Архетипы поло-репродуктивного поведения и конфликт западноевропейской и исламской цивилизаций//Человек, 2005. №2. С. 113-120.
[править] Ссылки
• Бирич И. А. Современный русский язык — хранитель древнего миросозерцания (главные архетипы русского сознания) // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 1 - Философия. Политология.
• Архетипы: Психологический словарь Статья Архетипы
• Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. Статья Архетипы
• Советский Энциклопедический Словарь. М.: «Советская Энциклопедия», 1983.
• Юнг К.-Г. О природе психе
• К.Г. Юнг. Человек и его символы. М., 1997
• Юнг К.Г., Подход к бессознательному //Архетип и символ, М., Ренессанс, 1991, стр.65
• Психоаналитические термины и понятия, под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Файна, М., Класс, 2000, стр.32-33

  Это незавершённая статья по психологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.