Мумии

Александр Долин
   
          В буддийской секте Сингон (Слово истины) из века в век передается
        тайное учение,  которое в начале 9 в. великий подвижник и просветитель
        Кукай принес из Китая, куда оно, в свою очередь, проникло из Индии.
        Хранители учения монахи-ямабуси практиковали экстремальную форму
        буддийской йоги. Путем сочетания тяжелейших физических упражнений,
         медитации, жестокого поста и приема бальзамирующих снадобий они в
        течение нескольких лет заживо  превращали себя в мумию, иссушая ткани
        тела и постепенно прекращая работу  внутренних органов. Таким путем ,
        как полагали, человек может при жизни выйти из юдоли сансары,
        преодолеть свою карму и стать буддой.
             После добровольного успения монаха мумия  становилась реликвией и
        объектом поклонения прихожан. Всего в Японии сохранилось девятнадцать
        мумий. Крупнейший центр учения ямабуси до сих пор существует в горах Дэва,
        в префектуре Ямагата, в полутораста километрах от моего дома.

В храме секты Сингон на священной горе Хагуро
Обитают монахи, которые верят в добро.
Им известно давно: хоть зло и нельзя побороть,
Его можно смирить, как смиряют строптивую плоть.

Это знанье пришло от подвижников древних времен,
Постигавших веками в Тибете буддийский Закон,
От хранителей сутр, в Гималаях нашедших приют,
От жрецов, что вершат над заблудшими душами суд,

Из санскритских трактатов, палийских магических книг,
Из загадочных Вед, сочетающих с вечностью миг,
Из даосских святилищ, от старцев с вершины Удан,
Из тантрийских ашрамов, из юрт, где камлает шаман.

Это тайное знанье сулит избавленье от зол
Здесь, в юдоли земной, где вышний царит произвол,
Где влачат свою карму и грозный правитель, и раб,
Где один всемогущ, а другой беззащитен и слаб,

Где одним выпадают здоровье, достаток и честь,
А другим – злоключенья и беды, которых не счесть,
Где богатый вкушает из чаши прижизненных благ,
А бездомный бродяга до гроба унижен и наг,

Это путь из сансары в спасительный вечный покой,
В тот рассветный туман, что клубится над спящей рекой,
В ту манящую тишь, где не слышно ни птиц, ни цикад,
К первозданному свету далеких небесных лампад.

Это путь искупленья,  жестокий, но праведный путь:
Изнурить свою плоть до конца – и в нирване уснуть,
Извести до предела молитвой и строгим постом,
Приглушить кровоток, твердо зная, что будет потом,

Умирать, усыхая в течение нескольких лет,
Превратиться при жизни в обтянутый кожей скелет,
Созерцать свою смерть, ощущая страданье как дар,
И раствор мышьяка принимать как целебный отвар.

В храме секты Сингон на священной горе Хагуро
Обитают монахи, которые верят в добро.
В неустанном раденье проходят их ночи и дни.
Между жизнью и смертью не видят различья они.

Между телом и духом  открылась им кровная связь:
Дух в истерзанном теле живет ничего не страшась,
Человечья угрюмая карма не властна над ним –
Дух един с мирозданьем, бессмертен и необорим.

               09.10.15