Поэтическое отступление о шахматах...

Георгий Радуга
Поэтическое отступление о шахматах.

Шахматы – игра, столь богатая драматическими поворотами, удивительными метаморфозами, эмоциональными потрясениями, словно создана для того, чтобы служить источником поэтического вдохновения.

 Вот знаменитое рубаи Омара Хайяма, знакомое многим поклонникам шахмат:

Мир я сравнил бы с шахматной доской:
То день, то ночь. А пешки? – мы с тобой.
Подвигают, притиснут, – и побили,
И в тёмный ящик сунут на покой.

Нелёгкая участь пешек, идущих только вперёд, в самые горячие точки сражения, и бестрепетно исчезающих с «лица доски», подсказала поэту их неочевидное, но убедительное сходство с простыми смертными, к которым он относил и себя, помогла ему создать образную модель человеческой жизни.
Нельзя не вспомнить и А.С. Пушкина. Две строчки из «Евгения Онегина»:
И Ленский пешкою ладью
Берёт в рассеяньи свою
– вызвали горячий отклик у шахматных композиторов…

Замечательное стихотворение Бориса Пастернака «Марбург», написанное за год до Октябрьской революции 1917 года, завершает такая строфа:
И тополь – король.
Я играю с бессонницей.
И ферзь – соловей.
Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает,
Фигуры сторонятся.
Я белое утро в лицо узнаю.

В этом шахматном фрагменте поэт превосходно отразил сложное опосредованное восприятие им мира. Сопоставления неожиданны, интуитивны, созданная мощным воображением картина отражает душевное состояние автора и оставляет читателю простор для толкований.
А следующее стихотворение написано почти семьдесят лет спустя, осенью 1984-го. Его автора, поэта Александра Межирова, вдохновило первое сражение за шахматную корону между Карповым и Каспаровым в Колонном зале Дома союзов в Москве.

В ЦЕЙТНОТЕ
Может быть, и пройдёт эта пешка по краю доски,
Но жестокий цейтнот всё тесней мне сжимает виски.
Как Высоцкий поёт про своих одичалых коней,
Так жестокий цейтнот мне сжимает виски всё тесней.
Ход решающий. Вот этот фланг, эта пешка а5,
Но жестокий цейтнот мне виски продолжает сжимать.
Но жестокий цейтнот мне виски продолжает сжимать.
Но жестокий цейтнот, лютый гон, одичалая прыть,
Проиграть не даёт и тем паче не даст победить.

ШАХМАТЫ
Шахматная доска олицетворяет в статическом варианте карту окружающего нас мира, в котором в потенциале силы инь и ян уравновешивают друг друга. Шахматное поле разделено на 64 клетки, из них 32 заняты чёрным полем инь – силы и 32- белым полем, воплощающим ян – силу. В каждой клетке нарисованы по паре триграмм, образующих гексаграмму. Нижняя пара триграмм олицетворяет тело - чувства - ум в последовательности снизу вверх, и вся гексаграмма полностью характеризует 6 чакр до Сахасрары, гексаграммы состоят из двух видов черточек: сплошной черты 3\4, олицетворяющей энергию ян, и пунктирной ---, олицетворяющей энергию инь. Заряд каждой чакры этими энергиями и их сочетание и образуют гексаграмму, а все возможные варианты этих сочетаний образуют шахматное поле. На этих сочетаниях и основана знаменитая книга перемен, по которой древние китайцы предсказывали судьбу. Например, можно было взять в руки определенное количество костей, перемешав их, бросить на поле. Кости могли скатиться с поля, а могли остаться на клеточках. Считались только те, которые остались. По ним человеку предсказывали ход случающихся с ним событий, что его ожидает. Когда гадающим выбрасывались кости, он никогда не лелал этого автоматически. Предварительно он разговаривал с клиентом, настраиваясь энергетически и эмоционально на его вибрации, и через своё энергополе обволакивая энергополе клиента, настраивался на поток, под воздействием которого находился человек, и руками гадальщика руководила уже сила потока, которая действовала на клиента. И разбросанные по полю кости говорили о предстоящих событиях, либо об удачном или неудачном исполнении задуманного. Словом, давали ответ, чего можно ожидать и на что можно рассчитывать. При этом сочетание в гексаграммах показывало, в каком энергетическом ключе будет происходить событие. Позднее кости были заменены фигурами и стали игрой.
В игре участвуют два противника, две стороны, каждая из которых доказывает свою правоту, пьедесталом которой является ЭГО. Борьба есть столкновение двух ЭГО, каждое из которых имеет свое представление о справедливости, о добре и зле, которые объединяются в карту мира противников, и в каждой карте сопернику отводится весьма незавидная роль. "Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы для нас орудие одно". И ради утверждения своей нелепой правоты ЭГО превращает весь мир в арену битвы.
На шахматном поле фигура короля олицетворяет ЭГО. Король весьма ограничен в движениях, поскольку, с одной стороны, ЭГО движет человеком, но с другой – широта представлений о мире весьма сужена. ЭГО человека постоянно защищается, оправдывает свои действия, и для этого идут в ход не только определенные позиции, которые могут разыгрываться на шахматной доске другими фигурами, но и постоянная защита самого короля, с помощью рокировки и дополнительных фигур, которые неотлучно находятся при короле (ЭГО) и являются его резервными фигурами (как в картах – козырями). ЭГО всегда подтверждается у человека каким-то его основным качеством характера (основной чертой), которая проявляется в образе его мышления, в чувствах, которые человек испытывает, в его поступках. Словом, оно проходит красной нитью через всю его жизнь. Это качество может быть как плохим, которое постоянно мешает человеку в осуществлении его планов, так и полезным – поддерживающим и помогающим в трудных жизненных ситуациях. Например, такое качество, как упрямство. Оно проявляется во всем, что бы человек ни делал, и может как помогать ему, так и тормозить в самые неподходящие моменты, не давать человеку гибко проявиться в ситуации. Если такой человек, допустим, поставил перед собой цель поступить в институт, он будет, упрямо отметая всё, что ему мешает, рваться к своей цели, и здесь упрямство вполне уместно. Но если тот же самый человек пытается упрямо доказать свою правоту в споре там, где она не очевидна, и из чувства упрямства не хочет изменить свою позицию, то в данном случае это качество играет с ним дурную шутку. Качество может быть основным принципом, по которому человек сверяет всю свою жизнь, например, благородство. И человек пытается с этой позиции подходить к жизненным ситуациям, не понимая, что не всегда можно руководствоваться этим критерием своих поступков и что иногда благородство не уместно и приносит травмы и моральные потери при столкновении с действительностью. На шахматном поле это качество представлено фигурой ферзя, свобода его передвижения говорит о том, что это качество постоянно и во всем диктует у человека линию его поведения. Человеком чаще всего правят его желания, которые вызывают в нём определенные чувства. И чтобы не делал человек, конечная его цель – исполнение желаний. И ради их удовлетворения он готов залить кровью мир. Каждое чувство имеет вполне конкретное название, и оно может качнуть маятник событий из одной крайности в другую, поэтому слон, олицетворяющий чувства и желания человека, имеет свободу передвижения в пределах всей шахматной доски. Для исполнения своих желаний, человек с достаточно развитым интеллектом всегда стремится найти умственную подоплеку, теоретическую платформу, логически обосновывающую стремления. Ум каждого человека ограничен, и сам ум ограничивает человеку жизнь, он всегда осторожен и является своего рода тормозом – ограничителем, осторожно прощупывающим все "за" и "против", но, как чаще всего и бывает, ум может загнать и в тупик, и ситуация будет требовать решения, не построенного никакими логическими рассуждениями. И в момент, когда ЭГО смолкает, у человека наступает озарение и ясная картина дальнейших действий.
На шахматном поле ум и представлен конём, очень осторожной фигурой, совершающей за раз не более двух перемещений. Эти перемещения не однозначны, а имеют замысловатую конфигурацию, что говорит об изощренности ума, который ищет любые теоретические лазейки для оправдания своих поступков. И основная черта любого человека – попытка себя оправдать. Целые системы философских заблуждений и логические концепции служат для оправдания любого творящегося на земле зла. Ум так же, как и ЭГО, является своего рода тормозом, постоянно сдерживающим свободу жизни. Даже когда человек не прав, его неправота очевидна и представления человека о происходящем выходят за всякие рамки логики и, казалось бы, ум должен сдаться, но ему на помощь может прийти ЭГО, которое в буквальном смысле слова затемняет человеческий рассудок, и человек с упорством ничего не видит и ничего не хочет понимать. Такие моменты хорошо прослеживаются в научном мире, когда какой-то учёный открывает новую теорию, разрушающую старые представления о ходе вещей и грозящие нанести удар по какому-нибудь научному направлению, возглавляемому солидной фигурой в научном мире. Эго тут же встает на стражу интересов этого направления и, на учёного, осмелившегося покуситься на старые представления, обрушивается град насмешек, необоснованной критики, ему не дают печатать статьи, на защите диссертации его ожидают чёрные шары, его терпеливо и планомерно будут выживать. Те же самые моменты мы видим во всех проявлениях человеческой деятельности. Ум, подхлестываемый ЭГО, будет изощряться в Создании прочной атмосферы нетерпимости и выживания.
Ладья на шахматном поле олицетворяет тело и имеет больше степеней передвижения, чем ум, но в отличие от чувств, перемещающихся по одному цвету, ладья в своих перемещениях охватывает одновременно потоки ян и инь. Чувства человека имеет вполне конкретную энергетическую подоплёку, либо чувства человека подогреваются сильной янской энергией, либо они мягкие иньские. Тело может в одно и то же время испытывать слабость и желание. Тело в определенных ситуациях диктует и чувствам, и уму последовательность действий. Представьте голодную кошку. Её тело, движимое чувством голода, устремляется на поиски добычи, при виде возможной жертвы, тело срабатывает должным образом на ситуацию. Тело диктует состояние чувств, которые возникают при виде образа, ум отсутствует, работает только инстинкт тела, зажигая эмоциональные состояния. И, если ум человека на этой цепочке образ-оценка-реакция включён на этапе оценки ум, то у кошки на этом этапе оценка идёт интуитивно на уровне тела. Возникает энергетический импульс. Перерастающий, например, в ярость или ещё какое-нибудь состояние, и тело готово к реакции. Если бы вы шли по лесу и наткнулись на медведя, то ваш ум мгновенно бы отключился, а тело сработало инстинктивно и вы бы не заметили, как оказались на дереве, а потом с запозданием пришло бы чувство страха, а потом бы ваш ум с удивлением заметил, что в обычном своём состоянии вы никогда бы не забрались на дерево, а теперь и не знаете, как с него слезть.
Пешки олицетворяют наши мелкие качества или привычки, которые либо помогают, либо мешают нам в жизни. Пока человек варится в собственном соку, находится, как говорится на своей территории, этим мелким качествам можно дать волю, потому на своей территории пешка может сделать сразу два хода, но попав в развертывающиеся события, на чужой территории, мы должны действовать осторожно, выжидая момент для проявления этих качеств. Пешка же дошедшая до последней горизонтали становиться любой фигурой...

Добавим, число 64 (Шестьдесят четыре)
Считалась священным числом в древнекитайском символизме. "Книга Перемен" говорит о 64 гексаграммах, смысл которых необходимо разгадать. Помимо данной книги, сакральность данного числа хорошо иллюстрирует игра в шахматы, поскольку шахматная доска, как известно, разделена на 64 клетки. Значение фигур и их передвижение глубоко символично. Мэнли Холл даёт следующее описание эзотерического смысла шахматной игры, принятым как в индийской, так и в персидскозороастрийской традиции:

"Белый король – это Ормузд, чёрный король – Ариман, и в просторах космоса разыгрывается бесконечная война между Светом и Тьмой через все века. С философской стороны король представляет дух, королева – ум, епископы (слоны) – эмоции, рыцари (кони) – жизненность и замки (ладьи) – физическое тело. Пешки и фигуры на стороне короля – положительные, а на стороне королевы – отрицательные. Пешки (восемь частей души) являются чувственными импульсами и инструментами восприятия. Белый король и его свита символизируют Я и его средства. Чёрный король со свитой символизирует не Я, а ложное Эго и его легион. Игра в шахматы, таким образом, представляет вечную борьбу частей человеческой сложной природы против собственной тени. Природа каждого шахматиста открывается в способе, которым он двигает фигуры, а геометрия является ключом к его интерпретации. Например, ладья (чело) движется вдоль клеток, а слоны (эмоции) двигаются по диагонали: король, будучи духом, не может быть пленен, но проигрывает игру, будучи окружен таким образом, что не может избегнуть плена…"

В Мире также ещё изобретены шестигранные(вместо клетки сота, шестигранник) http://ishahmaty.ru/theory/variety/ и круговые шахматы, есть и доски сразу для трёх игроков, в круговых противников может быть бесконечное множество. Также Автор предложил объёмные Шахматы… Они все расширяют ходы фигур,  увеличивают количество шахматных комбинаций.

Если у кого есть поэтические зарисовки о Шахматах, напишите отзыв и дайте ссылку , я посмотрю и отвечу тоже!