мастер интриги... по Чехову

Сергей Брыковский
                Горячее желание холодного человека

Все творчество Антона Павловича Чехова проникнуто юмором. Но это юмор особый. Ирония, смешные ситуации, и даже тонкий сарказм - это метод, способ сообщить читателю о непростой жизни, окружающей нас, ее горечи и несправедливости. Короткий рассказ "Анна на Шее" - яркий пример уникального, чеховского сочетания искрометного юмора и горькой действительности. В рассказе много действующих лиц, но самым загадочным и недопонятым персонажем является Модест Алексеич, муж главной героини. Его интригующее поведение, а именно женитьба на очень молодой девушке, необъяснимо без попытки анализа его личности и внутренних мотивов.
Чехов рисует перед нами человека некрасивого во всех отношениях. Описывая внешность Модеста Алексеича, писатель не жалеет красок. Да, наш главный герой не красив и внешне и внутренне, но это человек в почтенном возрасте и подобострастный чиновник, сумевший добиться определенного положения в обществе. Он предстает перед читателями в том возрасте, когда люди обычно избегают больших перемен, стрессовых ситуаций, и желают одного - спокойной и стабильной старости. А тут вдруг женитьба на очень молодой девушке, которой едва минуло восемнадцать лет. Шаг для него более чем необычный, не правда ли?
Можно было бы предположить, что это шаг некоего сластолюбца, который на старости лет вдруг решил себе ни в чем не отказывать. Однако читатель не найдет никакой любовной страсти в характере Модеста Алексеича. Вот как Чехов описывает поведение и мысли "молодых", оставшихся наедине: "С неловкостью человека солидного, не привыкшего обращаться с женщинами, Модест Алексеич трогал ее за талию и похлопывал по плечу, а она думала о деньгах, о матери, об ее смерти". Совершенно очевидно, что Модест Алексеич не любит Аню и не является особым ценителем женского пола. Даже совместная жизнь с очаровательной молодой женщиной не изменяет его характера. Красавица жена его совсем не волнует. Так зачем же вы женились, Модест Алексеич?
Не смотря на все негативные стороны этого персонажа, читатель не может не заметить опытность Модеста Алексеича, его знание жизни и наблюдательность. А самое главное, его неодолимую страсть к чинам и наградам, и знание того, как их достигают. В самом начале рассказа он делится с Анной своей сокровенной мечтой - он желает получить "орден святыя Анны второй степени". Позже, готовясь к балу в дворянском собрании, и созерцая красоту своей жены и прелесть ее "свежего, воздушного наряда", Модест Алексеич внезапно объясняет, ослепительной красавице жене, главную свою цель на этом мероприятии: "Я тебя осчастливил, а сегодня ты можешь осчастливить меня. Прошу тебя, представься супруге его сиятельства! Ради бога! Через нее я могу получить старшего докладчика!"
Совершенно очевидно, что чины и награды вызывают в этом человеке чувства сопоставимые только с религиозным благоговением. Обретение их и есть его главная страсть, захватившая его целиком и полностью. Теперь все понятно! Перед нами чиновник, достигший пика своей карьеры, но возжелавший большего, и женитьба на молодой и прекрасной девушке явилась средством, которым этот не молодой, но очень опытный человек решил воспользоваться, чтобы осуществить свои самые сокровенные мечты.
Без сомнения, женитьба на Анне была единственным средством воздействовать на "его сиятельство", известного любителя "хорошеньких женщин". В этой истории все и всё зависит от "его сиятельства". Его благосклонность автоматически приводила к чинам и наградам, и, на примере других чиновников, Модест Алексеич изучил ситуацию до тонкостей. В одной из финальных сцен рассказа, мы видим Модеста Алексеича получающего "орден святыя Анны второй степени" из рук "его сиятельства" и намекающего уже на более высокую награду - Владимира IV степени.
Не трудно признать очевидную ловкость и сообразительность Модеста Алексеича. Он получил то, чего хотел. Но сознание большинства читателей наверняка отвергнет подобные мотивы поведения. Следя за "маневрами" Модеста Алексеича, приходит чувство неприятия и возмущения. И мы можем предположить, что Антон Павлович Чехов и рассчитывал на подобную реакцию своих читателей.