В Литинституте с Алёной Мироновой

Новый Конкурс
Представление наше о мире окружающем меняется вместе с нами – мы взрослеем, умнеем или, порой, глупеем, набираемся опыта. Болеем или даже можем умереть. Что довольно неприятно. Меняется, конечно, и мир, но медленнее, чем можно себе представить при быстром ритме жизни.
Сидя за монитором компьютера, читая стихи и рассматривая картинки авторов литературных сайтов, я со своей бурной фантазией представлял невероятные картинки поэтесс и поэтов. Романтика, шипы розы вонзаются в мизинец принцессы, прекрасный принц на розовом коне белым платочком прикасается к алой капельке крови. Вспышка чувств. Король дарит им замок с заколдованным садом. Ну и битва бронированных рыцарей – куда же без неё! Возвышенно, прекрасно, идеально. В реальности же все мы люди, просто люди разные.

Цитадель российской поэзии – Литинститут http://www.litinstitut.ru/ . Литературный институт имени А.М. Горького на Тверском бульваре в Москве, неподалеку от знаменитого памятника Пушкина работы Опекушина, - единственный, кажется, институт в мире, где готовят поэтов и писателей. На семинар в Литинститут меня пригласила (после некоторых, впрочем, упрашиваний) Алёна Миронова  http://stihi.ru/avtor/troia , студентка Лита. 

Институт оказался тихим зданием в центре Москвы, на Бульварном кольце. Обычные студенты. Довольно тихие юноши и девушки, безумных неоАхматовых и рвущих пространство будущих Маяковских в кожанках я не заметил. Коридоры с портретами классиков литературы, библиотека с компьютерами и небольшой очередью – «не занимайте, пожалуйста, компьютеры надолго». Бюст А.М. Горького с объявлением рядом – «потерялась тетрадь». Уголок спортивных достижений студентов- кубки и грамоты. Поэты тоже не чужды спорта! Не всё же за книжками корпеть и на вечеринках тусоваться! :) Понравился книжный магазинчик с полками по литературоведению, книгами стихов и прозы. Возникли мысли о старых уголках Москве, интеллигентных, где люди давно знали и уважали друг друга. Современностью пах какой-то ханыга с бутылкой у памятника Герцена во дворе Лита, на него бесстрастно взирала серая кошка.

На семинар Андрея Витальевича Василевского, главного редактора журнала "Новый мир", я попал вместе с Юрием Цыганковым http://stihi.ru/avtor/poshek . Резюмируя сразу - на семинаре мне понравилось, но, возможно, мне лучше было сходить на семинар Евгения Рейна. На семинаре разбирали стихи двух студенток, написанные ими за несколько последних месяцев. Они зачитывали свои произведения, слушали комментарии одногруппников, в завершение выступал Василевский со своими мнениями и замечаниями.

Довольно эмоциональными были стихи Тамары Дмитриевой из Питера. Из 16 стихотворений, впрочем, забраковали большинство, отметив неплохие образы, сравнили стихи её прошлыми сессионными работами. Василевский отметил пару стихов как неплохие, но посоветовал выкинуть лишние строки для цельности образной картины, где-то добавить строки для создания завершенности. Советы были довольно мягкими и мне показались разумными. Тамара просила не приводить здесь её стихи, хотя некоторые мне понравились. Не понравились мне только излишне резкие слова и подробности  в некоторых её стихах, хотя Василевский спокойно к ним отнёсся. Авторская интонация была описательной, фиксирующей события и жизнь, а время не выбирают. Возможная логика. Впрочем, мне такая логика не нравится. Вторая поэтесса, Клементьева, была постарше, стихи были спокойнее и мелодичнее, но и почему-то задели меньше. Однако одно из них с довольно личными детскими воспоминаниями были хорошим и запоминалось необычными яркими картинками. Василевский посоветовал уточнить детали стихотворения - вместо «давным-давно» поставить точное время – «в детстве», например. Посоветовал избавиться от неопределённостей – слов «какой-то», «где-то», раскрашивая стихотворение яркими уникальными деталями.

Мне очень понравились некоторые фразы Василевского о стихах и поэтическом творчестве. Так, наверно, каждый выбирает себе приглянувшиеся и нужные ему кусочки для построения собственного здания. Мне пригодилась такая фраза Андрея Витальевича (цитирую по собственным записям): «100% оригинальное стихотворение никто бы не понял, не смог опознать как стихотворение».

Во второй части семинара выступал поэт и художник Виталий Пуханов http://gallery.vavilon.ru/people/p/pukhanov/ . Я не согласен со многими его утверждениями, но говорил он захватывающе, эмоционально, интересно. Приведу коллекцию фраз и обрывков фраз Пуханова, которые мне понравились. Цитирование лишь приблизительно отражает точные слова автора.
«Разница между оценкой 2 или 5 стихотворению в наше время  не изменилась, изменилась лишь мотивация, она стала ясной». По поводу изменения оценки 2 на 5 стихотворению студента Лита.
«300 тысяч поэтов в России 20 века...»
«Бродскую муть…»
«1000 причин, почему пишут стихи, но быть поэтом – лишь одна».
«Поэт должен отвечать за свои слова, тогда он и поэт».
«Писать плохо как метод для поэта… Верхний уровень стихов зависит от многих факторов. Литинститут задаёт нижний уровень – невозможность написать хуже некоторого уровня».
«Идти в точках стыда и боли. Свобода слова в стране – где остановят».
«Поэт может существовать только в мире текстов».
«Правда должна быть через катарсис».
«Один критерий в литературе – труд».
На ноте труда и завершу я свою заметку о Литературном институте.

Фото – авторские.

Вадим Волков http://vadimvolkov.webs.com/