Кино, возникнув. не оттеснило книгу, стало визуальным её дополнением, чем-то вроде повторимого, зафиксированного на плёнке театра.
С телевидением стало сложнее - ящик затягивал готовой жвачкой (штамповка мозгов -тема отдельная)увидеть картинку с готовой интерпретацией проще, чем думать и представлять.
С появлением интернета вообще всё растеклось - бескрайний океан информации, научись искать и получишь свободу выбора - бери то, что хочешь, а не то, что тебе навязывают.
Однако, как говорится, есть другая сторона медали.
Исчезают критерии, путаются ориентиры, возникает мегавариантность, перебрать которую невозможно, и утонуть в этой пульпе можно зАпросто.
Как найти для интернета "бритву Оккама"?
* * *
Не менее сложно сориентироваться и в печатном чтиве - платят деньги, и печатается любая чушь.
Открыть для себя новое - сложно, разве что довериться вкусу литературного критика, знакомого по своим прежним работам.
* * *
Культура чтения как интимного личного общения с книгой, с миром воссозданным автором, представляемые им образы и ощущения, и их сознательное и подсознательное соотнесение со своим миром с его эмоциями, ментальностью, жизненным опытом - уходит.
* * *
Для меня поэзия в чистом виде воплощена в стихотворении Ф.Г.Лорки в переводе Гелескула:
И тополя уходят -
но след их озёрный светел.
И тополя уходят -
но нам оставляют ветер.
А он умирает ночью,
обряженный чёрным крепом
Но он оставляет эхо,
плывущее вниз по рекам
А мир светлячков нахлынет -
и прошлое в нём потонет.
И крохотное сердечко
раскроется на ладони.
Сумерки - тополя отражающиеся в воде - ветер в листве тополей - тишь и тьма ночи -
и дальше зримые, ни с чем привычным не соотносимые, но совершенно естественно
заканчивающие стихотворение музыкальные образы.