Нешуточная поэма Школа

Марк Гойхман
В девятом классе я, любитель литературы,  вдруг решил, что нормальный поэт без большой  поэмы – никак. И соорудил такую за полгода. Называлась, естественно,  «Школа». Подзаголовок придумал – «Нешуточная поэма».    Дурачился, ёрничал, иронизировал   над  школьной жизнью.               
               
                ШКОЛА
                Нешуточная поэма            
               
               Посвящение 

Многострадальный ученик!
Тебе  поэму  посвящая,
Хочу, чтоб голос  мой  проник
В  твои  невзгоды  и  печали.
Ты  вырви  «кол»  из  дневника,
Взгляд  отведи  с чужой  тетради,
И  обратись к простым  стихам,
Которые  писались  ради
Тебя, собрат  мой  ученик!
Поэма  эта -  не  игрушка,
И  если  где-нибудь  найдёшь
Хоть  незначительную  ложь,
То  вырви   грешный  мой   язык,
Как  говорил  великий  Пушкин!


Глава 1.  Размышления о раздумиях:

Всегда  ты  думаешь,  страдаешь,
Узнать  стараешься вперёд,
Где пропадёшь, где  прогадаешь,
А где – совсем наоборот.

Идеи, взгляды, мысли, мнения…
Как  быть,  как  надо поступить,
Ведь  жизнь  сложна, и  все  сомнения
Никто  не  может  разрешить.
Вопрос такой: кто больше  мыслит:
Доцент, профессор или мы?
Ведь у того  весь ум, все мысли
Лишь на одно устремлены!

А что у нас:  то и  другое,
От физики  и  до трудов.
А доросли мы, брат, с тобою
Лишь до пятнадцати годов.

… Стояла  группа на  распутье –
Английский должен быть сейчас.
И  предстояло выбрать путь ей:
Уйти  иль отсидеть  свой час.

Одни  к  уходу  стали  склонны.
Видавшие любые виды
Сеньоры  были непреклонны.
Но колебались сеньориты!

Совет! Борьба идей и взглядов!
Опять :  как нужно поступить?
И вдруг -  «Ребята, жребий надо!»
Тут сразу ясно:  быть - не быть.
О, ластик, вот оно - спасение,
Вот – избавление  от  бед.
И  тут же принято решение:
«Уходим, если синий цвет!»     ( такие ластики-стёрки: одна сторона синяя, другая  – серая.)
               
Одно  решение сомнений,
А может быть, их и не счесть.
Единственное  несомненно  -
Как  ни  сложна была проблема,
У нас один – но выход – есть!               

Глава 2.   Наш  день

О  чём  мечтает  ученик,
Когда  из  толчеи  трамвая,
Помятый,  но  ещё  зевая,
Он  в  школу,  наконец,  проник?

Лишь  после  давки  полегчает,
А  он  уж  жертву  намечает,
И  помня,  что  не  надо  ждать,
Подходит  быстро:  «Дай  скатать!»

Но  жертва  часто  отвечает:
«Проснулся!  Я  давно,  старик,
Свою  отдал».  Тогда  вздыхает
Многострадальный  ученик
И  отправляется  искать
Ту  драгоценную  тетрадь.

…Бывали  ль  вы  хоть  раз  в  молочном,
Когда  там  продавали  масло?
Так  вот:  тетрадь  с  домашней  точно
Такие  ж  собирает  массы.

Но  это  к  слову.  Наш  герой
Продолжил  поиск  той  порой.
Находит  он  большую  кучку.
И  вот,  вооружившись  ручкой,
Подходит: «Пламенный  салют!
Скажите,  люди,  что  дают?»

Услышав  этот  крик  души,
Уже  списавший  сердобол
Отдаст  свою:  беги, пиши.
«О  кей,  ну  ладно,  я  пошел».

Скорей  в  укромный уголок,
Чтоб  уж  никто  не  уволок,
Вот  злополучная  тетрадь,
Скорей  списать,  скатать,  слизать!

Списал  и  сразу  стал  смелее,
Уже  без  страха  в  класс  идёт.
И  школа  кажется  милее,
И  весь  собравшийся  народ.

«Когда-нибудь и  сам  решу, 
Сегодня  очень  я  спешу»,-
Себя  он  тихо  утешает,
Распахивая  смело  дверь.
А  тут  звонок  и  возвещает,
Что  начался  учебный  день.

На  следующих  переменах
Дрожат,  трясутся  пол  и  стены –
Несёмся  мы  из  класса  в  класс.
А  кровь  бурлит,  бушует  в  венах
И  на  губах  белеет  пена,
Что  нам  глобальные  проблемы:
Мы  учим  тепловой  баланс!

И  вот  урок – дрожим,  как  черти
И  бешено  учебник  вертим –
О,  наши  будни  нелегки!
Уж  скоро  кто-то  станет  жертвой
И  замаячит  у  доски.

Вот  красно-синяя   двухцветка
Ударит  по  кому-то  метко,
И  помощи  не  жди  от  стен…
А был  бы  бог -  мы  б  помолились,
Сквозь  грязный  пол  бы  провалились,
Чтоб  в маленькой   журнальной  клетке
Спасительно  стояло «Н»,
А  не  хвостатая  отметка.

Сидим  мы, как  парализованы,
От  строчек  взгляд  не  оторвать,
А  ручка  в  клетках  разлинованных
Задумалась:  кого  избрать?

Спасенье  здесь  одно – доклад.
Доклад – дела на  новый  лад.
Учебник  мы  уже   не  вертим,
А что-нибудь на парте чертим.

Когда  ж  начнётся  объяснение,
Уляжется  слегка  волнение –
Опросу,  значит,  вышел  срок
И  нам  немного  полегчало.

Придём  же  на  другой  урок –
Всё  начинается  сначала.

Но  вот   закончились  уроки,
И  чтоб  нас  в  школе  удержать,
Немало  надо  сил  отдать.
Мгновение – и  нас  уж нет,
Несут  домой  нас  быстро  ноги,
А  школе  - пламенный  привет!            
               
Глава 3.  Жизнь.

1. Дежурства.

Встаём  мы  в  понедельник  рано.
Покапав  на  себя  из крана,
Впихнув  вчерашний  бутерброд
В  зевающий  спросонья  рот,
Мы  мчимся  на дежурство  сразу.
Незримая  рука  приказа
Поднимет  с  утренней  зарёй 
И  поведёт  нас  за  собой
В  решительный  смертельный  бой
С  кричащими, сорящими,
Проспавшими, курящими –
Со  всеми, кто  у  нас  порою
Дежурным  не  даёт   покоя.

Вот  опергруппа  соберётся,
И  ей  задание  даётся.
Ближайший  шеф  и  высший шеф,
На  всякий случай  хорошенько
Как  каждых  подчинённых  взгрев,
Нам  говорят своё  решенье:

На  вахте  этот  остаётся, 
Ему  большая  власть  даётся,
Тому  за  «Боевой  листок»
Ответ  держать. Тут  бесполезно
Внушать,  что  я,  мол,  там  полезней –
Начальник  твёрд,  хоть не жесток.

За операцию  назначив
Ответственных – «Ясна  задача?»
Всех  рассылает  по  засадам,
Напомнив  нам  суровым  взглядом,
Что  с блеском  отдежурить  надо!

Однако  рядовой  состав,
Стоять  навытяжку  устав,
«Оружье»  ставит  на  окно,
Чтоб  не  испачкалось  оно;

Расположившись  тут  же,  рядом,
Но  далеко  от  грозных  взглядов,
Стоит, и  несколько  минут
Ждёт,  скоро  ли  звонок  дадут.

Чуть  только  кончится  урок,
Мы  сразу  покидаем  класс –
Дежурить  надо, мол,  сейчас,
И  задержи  попробуй  нас,
Когда  уж  прозвучал  звонок.

Придя  ж  в  соседний  кабинет,
Мы  на  местах  располагаемся,
И,  кто  чем  хочет,  занимаемся  -
Былого  пыла  нет  как  нет.
Но  чуть  услышим  шефа  глас –
Через мгновенье  пуст  весь  класс.
Тот  голос – как  сигнал  тревоги –
Чуть  приближается, и все,
Не  разбирая  и  дороги,
Как  самолёт по  полосе,
Бегут,  куда  несутся  ноги.

2.   Школьные   уборки
               
             Перед спектаклем  генеральной
             Всегда  зовётся  репетиция.
             У  нас  же  словом  театральным
             Плохая  названа  традиция…

Всю  жизнь  уборки  генеральные,
Вставай  ни  свет  и  ни  заря.
Вот  так  вот  люди  гениальные
У  нас  и  пропадают  зря.

Осточертели  теоремы,
Конгломерации,  углы,
Мутации,  оксиды,  темы,
А  тут  ещё  и  мой  полы!

Ну  и  играем  с  классной  в  прятки  мы  –
Уборки  нас  с  ума  свели.
Мы  скоро  нашу  школу  тряпками
Совсем  сотрём  с  лица  земли!

Глава 4.  Уроки.      

  Литература

1. Вот  биография поэта,
Вся жизнь  его – и  от, и до.
Рождение,  года расцвета,
С  кем  он  дружил,  врагом  был  кто…
Мы  биографию  забудем
В  волненьях  и  тревогах буден,
И  до  скончанья  наших   дней
Не  станем  вспоминать о  ней…

2. Читать  классическую  вещь –
Ну  просто  скука,  всем  известно.
Тому  герою  в  жизни  тесно,
Найти  своё  не может  место,
Другой  за  счастье  бьётся  честно –
Характеры,  конфликты  есть,
А  вот  поди  ж -  неинтересно!
Какая  мысль,  какое чувство,
Какие  образы  героев,
Какое  дивное  искусство,
Что  за  поэзия  порою!
Художественно,  поэтично,
Прекрасно,  но,  сказать  вам  честно,
Здесь  всё,  казалось  бы,  отлично,
Но  только  вот  неинтересно!
Прабабки  классику  читали,
Зачитывались,  как  известно,
Переживали  и  вздыхали,
А  нам  сейчас  неинтересно.

3. А  на  уроке – прямо  муки –
Составить  сложный  план,  простой.
«Я  как  в  пустыне,  где  же  руки?!»
Да  разве  тот  же  Лев  Толстой
С  ума  бы не  сошёл  от  скуки?

                История

История всегда  считалась
Предметом  устным,  это  точно.
У  нас  она,  однако,  стала
Уроком  письменным,  и  точка.
Мы  пишем, пишем, пишем,  пишем,
Тетрадь  листать  не успевая,
Строка  за  строчкой – ниже,  ниже,
Чернила  тают,  тают,  тают…
Одна  мечта – скорей  закончить,
Давно  уж  руки  затекли.
Бежит,  строчит  блестящий  кончик,
Работает  как  трактор  в  поле
Средь  нераспаханной  земли –
Там  зябь,  листок  тетрадный  в  школе.
И борозда  за  бороздой
Листок  тот  кончик  заполняет,
И  где пройдёт,  там  за  собой 
Чернильный  след  он  оставляет.

Но  вот  кончается  диктовка,
И  хорошо  бы  отдохнуть.
Однако  же  судьба-плутовка
Для  нас  другой  готовит  путь.
Нам  б  распрямиться,  потянуться,
Но  начинается  опрос.
И  не  успели  оглянуться, 
Как  первый  задают вопрос…

И  ни  единого  просвета
За  весь столь  тягостный  урок,
И  как  восьмое  чудо  света
Ты  ждёшь,  когда  придёт  звонок.
И  мы  не  знаем,  что же  хуже –
Не  пишем – надо  отвечать.
Наверно,  что-то  третье  нужно 
Незамедлительно  внедрять.



           НВП (начальная военная подготовка)

На  НВП  мы  бед  не знали,
Как  безмятежно  жизнь текла!
Сидели,  мирно  отдыхали,
А  если  у  кого  бывали
Ещё  не  списаны  дела,
То  после  этого  урока
Не  оставалось  больше  их.
Учитель  был – с какого  бока
Не  посмотри – спокоен,  тих.
Кто  переписывал  учебник,
Коль  не  было  важнее  дел,
Конечно,  тот  лишь,  кто  хотел
Кто  не  хотел,  тот  песни  пел –
Таким  и  был  процесс  учебный.
Когда  ж  контрольные  бывали,
Мы  книгу  просто  сверху  клали,
Где  нужно,  там  и  открывали
И  что  читали,  то писали.

Но  все  уходят  понемногу –
Когда-нибудь.  Куда-нибудь.
Ушёл  и  наш  своей  дорогой 
Ему  не  удалось  блеснуть.
А  на  пустующее  место
Пришёл  другой – майор,  боксёр.
Тот  слеплен  из  иного теста.
Он  сообщил,  что  с этих  пор
За  нас  специалист  возьмётся,
Который  знает  наперёд,
На  что  способен  наш  народ,
И  что  он  своего  добьётся.

Он  заявил,  что  «бобик  сдох»
И  надо было  так  понять,
Что вместо  бобика  стал  дог
Нам  НВП  преподавать!
И  начал  преобразованья 
С  солдатской  шуткой  на  устах.
Всё  делать, мол, не  так, а  так-
«Военка» - это не  свиданье
Он  проявил  себя  на  деле
В  кратчайший,  минимальный  срок:
Сказал – и  на  другой  урок
Все,  как  один,  «позеленели».
«Калашник»  стали  разбирать
Секунд  за  сорок – сорок  пять.
Вот  так  он нас  к  рукам  прибрал
И обещание  сдержал.

               




                Иностранный  язык
            
                У  иностранного  беда –
                Урок  последний  по  субботам,
                Идёт  он  в  тот  момент  всегда,
                Когда  недельная  работа
                Уже  почти  завершена,
                О  воскресенье  все  заботы,   
И  школа  стала  нам  тесна,
И  всем  домой  давно  охота.

Вот  почему  так  часто  пуст
Наш  класс,  и  так  необитаем –
Нельзя  не  разделять  тех  чувств,
Что  мы  к своей  семье  питаем.
Нельзя  не  понимать  тех  уз,
Что  с домом  нас  соединяют…

Когда  ж  случается  такое,
Что  все  мы  соберёмся  в класс,
Мы  удивляемся  порою,
Кого-то в группе  первый раз
Увидев, брови поднимаем,
Глаза,  как  фары,  округляем
И  в  изумленье  вопрошаем:
«Послушай,  разве  ты  у  нас?»


                Заключение  от автора:

Мой  друг,  ты  прочитал  поэму.
Я  постарался  рассказать
О  наших  бедах  и  проблемах,
Всю жизнь  точней  нарисовать.

Собрат  мой,  я  хочу  заметить:
Не  жил  бы  я  твоей  судьбой,
И  «Школы»  б  не  было  на  свете,
Ты,  ученик,  всегда  со  мной.
Не  я,  а  ты,  мой  друг,  создатель
Поэмы,  ты  её  творец…
      
           Ну  что  ж,  любезнейший  читатель,
           Прощаюсь  я  с тобой.
                КОНЕЦ.
                (1981)