Северный Флот. От А. Т. Чабаненко до Г. М. Егорова

Николай Гульнев
   Часть 4
СЕВЕРНЫЙ  ФЛОТ.  ОТ  КОМФЛОТА
А.Т.ЧАБАНЕКО  ДО КОМФЛОТА  Г.М.ЕГОРОВА
    
Российское побережье Белого и Баренцева морей русские поморы начали осваивать ещё в 11 веке. Они совершали свои походы на Новую Землю и Грумант (Шпицберген). Им неоднократно приходилось отстаивать свои земли в родном Заполярье. Пунктом обороны в этом регионе стал с 13 века Кольский острог, а в районе губы Печенга – Трифонов Монастырь.
      Пётр Первый впервые прибыл  на Север в 1693 году, где совершил поход по Белому морю на яхте «Святой Пётр». Императрица Елизавета Петровна в 1741 году направила отряд кораблей, построенных в Архангельске, под началом капитан – командора Лювеса в Кольский Залив. «По прибытии в Кольский Залив Лювес основал Военно-морскую базу в очень удобном месте, позже названном в честь умершей матери Елизаветы Петровны – Екатерины Первой – Екатерининской гаванью». Существует мнение, что это Пётр Первый дал название гавани в честь своей супруги. Не думаю, что это так, если знать женские измены Екатерины Петру со своим дворецким Монсом, которому Пётр отрубил голову. Тогда и судьба Екатерины висела на волоске, и Пётр не намерен был благодарить свою супругу таким образом.
         С 1741 года отряд кораблей Лювеса стал называться «Северной Эскадрой». А 24 июня 1899 года на берегу Екатерининской гавани был заложен город Александровск, названный так по имени умершего Императора Александра Третьего. На торжества по закладке города прибыл на крейсере «Светлана» брат Императора Владимир Александрович. Ныне город носит название – Полярный. 6 июня 1916 года Морской Министр России И.К.Григорович издал приказ по формированию Флотилии Северного Ледовитого океана. В течение 1916-1917 годов флотилия практически была создана.
       К сожалению, отчёт создания Северного Флота взят с июня 1933 года, как дань нашему вождю Сталину. Да, он создал флот повторно, но отчёт создания Северного Флота, пожалуй, следует вести от приказа И.К.Григоровича. В том будет историческая справедливость, если мы начинаем возвращать к жизни свои исторические корни.
        Северный Флот принял участие в Советско-Финской войне, но основная заслуга Северного Флота – участие в Великой Отечественной войне. Именно Северный Флот обеспечил доставку конвоями различных грузов, техники и вооружения. Флот содействовал Сухопутным войскам, и, практически, дальше рубежа по реке Западная Лица немцы не продвинулись. В ходе войны погибли 23 дизельные подводные лодки.
Сталин высоко оценил вклад Северного Флота в общую Победу, что дорогого стоит, если судить по Сталинским меркам.
   После Великой Отечественной войны Флот восстанавливал свою боеготовность и занимался боевым тралением. Более заметная деятельность Северного Флота началась при Командующем адмирале А.Т.Чабаненко. В это время на Флот стали поступать новые корабли – крейсера, эсминцы, тральщики, дизельные подводные лодки и торпедные катера. Начались испытания ядерного оружия на Новой Земле, стали поступать первые ракетные и первые атомные подводные лодки. 4 июля 1958 года в десять часов три минуты впервые в истории Военно-Морского Флота был дан ход под атомной энергетической установкой подводной лодке «К-3».
       Следует считать, что где-то к 1975 году на Флоте был создан Ракетно-Ядерный щит. А также к этому времени выросло поколение подводников, которое на равных стояло в Мировом океане с американскими подводниками.
       Трагична и печальна судьба многих Командующих Северного Флота. Так, флагман 1 ранга Захар Закупнев был репрессирован. Такая же участь постигла и Константина Душенова. Вот что по этому поводу вспоминает кандидат военных наук капитан 2 ранга Е.Ю.Кобчиков, рассказывая о судьбе генерал-майора М.А.Зернова: «22 июля 1939 года начальник Особого отдела Главного Управления безопасности В.М.Бочков утвердил постановление следователя, по которому для дополнительной проверки деятельности Командования Северного Флота, арестованного ещё в 1938 году, создавалась экспертная комиссия под председательством начальника Технического Управления Народного Комиссариата ВМФ инженер-флагмана 3 ранга А.Г.Орлова. Перед комиссией ставились вопросы о «правильности» разработанных Штабом Северного Флота в 1938 году оперативных, мобилизационных планов, и могли ли обвиняемые вносить в них изменения. Акт комиссии на 29 листах, подписанный всеми членами комиссии, звучал, как обвинительный документ, как подтверждение вредительской деятельности Командования Северного Флота. Этот акт лёг в основу приговора по обвинению в участии в военно-фашистском заговоре. 4 февраля 1940 года К.И.Душенов был расстрелян». Насколько нам стало известно в процессе службы на Северном Флоте, одним из пунктов обвинения была недооценка Душеновым десантно-опасного направления со стороны Кольского Залива. Но война показала, что Душенов был прав, размещая батареи вокруг Баз, где стояли корабли. Уже 23 июня одна из батарей сбила вражеский самолёт. Попытки высадить десант через Кольский Залив за всю войну не было. И что могла понимать комиссия в своём единодушии? Она спасала себя. Печальна судьба и Командующего Флотом вице-адмирала Валентина Дрозда. Если после гибели подводной лодки «Д-1» его Нарком Н.Г.Кузнецов отстоял, то после очередной аварии на Флоте Сталин снял Дрозда с должности.   
        Во время Великой Отечественной войны Северным Флотом командовал Арсений Головко, командовал успешно, не смотря на свою молодость. Сталин молодым доверял, и они оправдали его доверие. После войны он служил на различных должностях в Военно-морском Флоте. Смерть адмирала в 56 лет связана, по некоторым
данным, с его облучением, которое он получил на Новой Земле во время ядерных испытаний.
 Судьба Командующего СФ адмирала В.И.Платонова также сложилась неудачно. Он отсутствовал на Флоте, когда из-за неправильного решения Начальника Штаба Флота, разрешившего с опозданием вход кораблей в Североморск, в Кольском Заливе столкнулись крейсер «Чапаев» и эсминец «Осмотрительный». Командующий был снят.
       Нередко судьбы Командующих зависели не от их служебной деятельности, а от стечения обстоятельств и набора случайностей. В этом смысле показательна судьба Командующего Флотом, прямо скажем – достойного Командующего, адмирала А.Т.Чабаненко. Он прокомандовал Флотом  10 лет, при нём создавалась будущая мощь Северного Флота, но сначала гибель ПЛ «С-80» в январе 1961 года, потом авария в июле 1961 года на ПЛ «К-19» и взрыв в Полярном в январе 1962 года ПЛ «Б-37» решили его судьбу. Он был снят Никитой Хрущёвым. Кстати, авария на ПЛ «К-19» была заложена ещё в конструкторском бюро. На совести строителей гибель достойнейших офицеров и матросов, но кто с этим разбирался и когда? Во всём и всегда повинен Командующий Флотом. А вот судьба везунчика, Командующего Флотом с 1962 по 1964 годы, адмирала В.А.Касатонова сложилась очень удачно. Он успел стать за короткое время Героем Советского Союза, хотя, по воспоминаниям ветеранов Флота, добрую память о себе  на Флоте не оставил. Ушёл, естественно, одним из немногих, с повышением.
       Судьба достойнейшего Командующего Северным Флотом с 1964 по 1972 годы адмирала С.М.Лобова хотя и сложилась удачно, и он ушёл в Генштаб, но невероятное напряжение сил подорвало его здоровье. Возможно, сказалась на здоровье и трагедия с ПЛ «К-8», которая погибла в апреле 1970 года в Бискайском заливе. Но при С.М.Лобове атомные ракетные лодки начали своё боевое патрулирование, а Флот обретал свою силу и мощь. В этом действительная заслуга Человека, Гражданина и Командующего адмирала С.М.Лобова. Заметим, что в период командования Лобова,  были подготовлены силы Флота для участия в знаменитых манёврах «Океан».
         О деятельности Командующих Флотом после С.М.Лобова будет сказано в следующей части повествования. Вывод из вышесказанного напрашивается один, что один Командующий, даже с выдающимися способностями, не сможет решить поставленных задач. Но от Командующего Флотом зависит кадровый подбор офицеров и адмиралов на ключевые должности. Люди, случайные на высоких должностях, преследующие не государственный интерес, а личный, ведут Флот к провалам и трагедиям. Об этом ещё будет сказано. Да  будет  так!