Дневники С. А. Толстой 2007. 30

Алла Гозун
От кого: Алла Гозун
Кому: Тамара
Дата: 21 Дек 2007 15:26:12
Тема: Дневники С.А. Толстой

Меня  с наступающим утром - а Вас с уходящим днём!
 
Проснулась в  половине третьего ночи, встала, и вот пишу Вам.
Что-то вы меня совсем забросили в дальний угол, но я не ропщу.
Вчера достала с полки два тома дневников С.А.Толстой
с 1862 по 1919гг. Захотелось перечитать. И знаете - интересно.
Окунаешься в иную жизнь, в иное время - изнутри, через
описание ежедневных дел и забот, каких-то кажущихся мелких
жизненных событий, тех, из которых  вроде бы состоит жизнь
любого человека.
Вроде бы, да не вроде бы!
В том-то и дело, что речь идет о повседневной жизни гения и
любая мелочь этой жизни представляется важной и значительной.
Каждая запись - это хроникальный кадр из жизни огромного
яснополянского дома, со всеми бытовыми подробностями,
с приездами родных, гостей, с описаниями встреч, разговоров,
самочувствия. Но не только об этом дневники - они также
открывают особенности его подхода  к своей работе, его
всецелую  поглощенность ею.
Вот что она пишет в записи, относящейся к работе над
завершением "Воскресения":
"Он живёт один, весь в своем деле. Гуляет один, сидит один,
приходит в половине обеда или ужина только поесть и опять
исчезает, видно все время, что работает мысль".
А вот запись о том, как он сказал по поводу "Воскресения",
что со времен Войны и Мира он не был в таком художественном
настроении и очень доволен своей работой.
Вот пишу я всё это и только сейчас мне в голове пришла мысль,что
эти дневники С.Толстой попались мне неслучайно и о Воскресении
пишу неслучайно. Я ведь не  искала их осознанно, я вообще о них
забыла, а тут "вдруг"  увидела, открыла и читаю, и такое
удовольствие получаю от прочитанного, и все как бы внове,
а потом вдруг вспоминаешь, что это уже читалось, но читалось
как-то по другому, наверное, потому что я была другой.

Мне одиноко. Не забывайте обо мне.
А.

От кого: Тамара
Кому: Алла Гозун
Дата: 23 Дек 2007 00:16:20
Тема: Глубокое погружение.
 
               Написала было Вам маленькое письмецо, но,
               к моему конфузу, отправилось оно мне же самой,
               А тут я получила Ваше о дневниках Толстой.
               Жаль, у нас нет полного собрания Толстого,
               в 90 томах, какое было у моего дяди Миши.
               Вот всю жизнь мне его не хватает!
               Я погружаюсь в автора, как червяк в яблоко, и грызу
               его, и сосу, и впиваюсь, и причмокиваю, пока всё не
               кончится. Кстати, вот интересно, слышите ли Вы
               в Крейцеровой сонате Бетховена эротику, как слышал её
               Толстой? Вот НВ совсем не слышит, а я так очень слышу!
               И если бы присяжным в суде предложили бы послушать эту
               сонату, и они услышали бы её сексуальность, то героя
               повести полностью оправдали бы. -  Я абсолютно уверена!
               Ну, в общем, я пока погрязла в "Анне Карениной", причём
               читаю выборочно, пропускаю, всю эту линию Анна-Вронский -
               Каренин, а читаю только о Левине.
               Но объясняться в любви к Толстому - всё равно, что
               объясняться в любви к природе.
             
              Отсылаю Вам письмо, что я написала раньше и
              которое вернулось ко мне.

               Здравствуйте, Алла!
             Перечитала "Воскресенье", " Детство, Отрочество и
             Юность", сейчас принялась за "Анну Каренину".
             Всё думаю о Толстом. - Как будто тяжело тружусь.
             Хочется записать свои мысли, но, записанные, они
             становятся ничтожными.
             Кажется - почему мир не становится иным, если есть
             Толстой? Физически ощутимо чувствуя его воздействие,
             почему я сама не меняюсь?
             Или ПРИРОДА позаботилась об устойчивости и неизменяемости
             индивидуальности, так что она может меняться только под
             действием собственной тяжести? Или нас меняют только
             розга и пряник?
             В общем, я как будто вышла на дорогу, бреду по ней,
             а ей конца и краю нет.
             НВ тоже весь в себе.
             Да будем мы все здоровы!   
                Т.

             У меня есть альбом с многочисленными фотографиями
             всех комнат Яснополянского дома и окрестностей, и я их
             внимательнейшим образом рассматриваю.
             И не устаю удивляться, как это меня занесло снова к
             Толстому, и радуюсь тому, что он есть, а то ЧТО бы мы
             читали?
             Вчера мы с НВ сходили за ёлкой и купили Огромную и
             Пушистую, еле донесли. Завтра пойду гуся покупать,
             и новую гирлянду огоньков. Петя каждый вечер дирижирует
             "Щелкунчика". К Новому году обещали мороз.

              Знаете, когда люди читают одну и ту же книгу, то, будь
              они хоть за тридевять земель, это сближает их - как на
              венчании Левина священник держал соединённые руки Левина
              и Кити и проводил их вокруг алтаря.

              Идём вперёд - Тирлим-бом-бом!
              И снег идёт - Тирлим-бом-бом!
                Т.
От кого: Алла Гозун
Дата:25 Дек 2007 20:56:18
Тема:Re: Глубокое погружение.
            
У вас в доме пахнет хвоей, гусь ждёт своей очереди в духовку,
и скоро зарумянятся пироги и пышки - у меня же всё сумеречно
и нет просвета.
Только компьютер, товарищ мой единственный, гудит и гудит.
Насчет Крейцеровой сонаты - не знаю. Может быть. Вполне возможно.
Я же пришла к выводу, что самый сексуальный композитор - Бах.
Он доводит своего  партнёра, в смысле слушателя, почти до полного
изнеможения своими изощренными касаниями, возносит его вверх
до небес и вдруг, совсем чуть-чуть не дойдя до пика, обрушивает
его вниз с головокружительной высоты, и он летит, и кажется, что
ещё один миг сердце его не выдержит этого полёта, и он исчезнет
навсегда, но в последнюю секунду виолончели открывают ему свои
объятия, подхватывают и успокаивают, прижимая  к своей груди, 
и всё хорошо, и больше ничего не надо, но... не тут-то было-
этот неистовый Иоганн Себастиан опять возносит слушателя на
головокружительную высоту и, доведя его до изнеможения, опять
швыряет его вниз, и так продолжается до тех пор, пока он сам
не  выбьется из сил.
Теперь вы понимаете, господа, почему у него было такое огромное
количество детей. - Это я для того, чтобы снизить патетику, которую
я хоть и не люблю, вернее, стыжусь, но ... грешна...бывает...
Просматриваю второй том дневников.
Какое-то садо-мазохисткое описание деталей всех его немощей и болячек,
как будто она все время хочет показать всем и себе, что он такой же,
как все, но Пушкин ей ответил на это заранее в 1825 году.
Помните его письмо Вяземскому по поводу пересудов о Байроне?

"Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости
своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии
всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы!
Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе".

При всей её невероятной, неистовой  к нему любви и преданности,
она превратила его жизнь в сплошное мучение, которое ещё
усугублялось тем, что, начав болеть, он был под её неусыпным
надзором и каждый раз, оправившсиь от очередного воспаления легких
или ещё какого-нибудь страдания, он как будто назло ей, невзирая
на погоду, отправлялся на длинные многочасовые прогулки пешком или
на лошади, или нарушал предписанную врачом диету, после чего опять
начинал болеть и так  до самого ухода из дома, уйдя из которого,
он туда уже не вернулся.
Читаешь живописания его невероятных изнурительных физических
страданий, которые кто другой бы точно не вынес, то начинаешь
понимать, что такое Сила Духа.
Я вас, наверное, уже , как говорят, "забамбала".- Прощения прошу!
"Ночное чтение стихов" я выставила на главную страницу в минуту
слабости душевной. Не осуждайте. Устала я от всего.
А.

Теперь  я понимаю  - почему вдруг начала читать
дневники Софьи Андреевны.
Это был  "обычный" телепатический сигнал:
вы в это время взялись перечитывать Толстого,
вот я и не могла не последовать Вашему примеру.
Шутка.
АА

От кого: Тамара
Кому: Алла Гозун
Дата: 26 Дек 2007 02:54:07
Тема: Re[2]: Глубокое погружение.
 
              Ах, Алла! - Я сейчас переживаю период, когда я кажусь
              себе никому не интересной, скучной, и поэтому не могу
              написать даже мало-мальски содержательного письма.
              Вот думаю: зачем старается цветок, выпускает листики,
              бутончики, расцветает,- ведь не догадывается, наверно,
              что, для того, чтобы были семена , всё это должно
              завянуть и засохнуть. Растение не заботится, чтобы быть
              кому-нибудь нужным, - оно заботится Быть, расти,
              развиваться, осуществлять свою программу.
              Думая о том, что оно растёт для того, чтобы стоять в
              вазе, оно бы завяло от тоски ещё в процессе роста.
              И вот, наверно, саморазвивающаяся программа во мне
              заснула, надеюсь, только до весны.
              Фиалки, и мои, и Ваши, расцветут где-то к Пасхе, а на
              Рождество - только старые листочки, и даже бутончиков не
              видно.
              Будет ли у меня ещё когда-нибудь желание писать?
              Желание писать похоже на желание танцевать, а где уж тут
              танцам, когда члены жёстки и неповоротливы, и это
              приходится смиренно признавать. И мне кажется, что всё
              это я уже писала, и даже точно теми же словами, и зачем
              снова пишу - только тоску навожу, которой и без меня
              предостаточно.
               Подозреваю, что я сижу в архиве, в пыльной душной
               комнате среди рукописей и старых портретов, но не живу
               этой молодой жизнью начала века, не ошибаюсь, не
               увлекаюсь, не делаю глупостей, не говорю на дурацком
               сленге и даже не слышу его нигде, не спешу никуда, не
               пою, не спорю и даже не знаю, ЧТО бы я стала
               доказывать, и даже не знаю, О ЧЁМ бы для себя я
               попросила Силы Небесные. И всё это признак старости -
               только и всего. А стариковскую мудрость редко можно
               уважать. Я всегда говорила своим ученикам - Не верьте
               старикам! Вот когда сами состаритесь, тогда и
               соглашайтесь со своей мудростью.

               Всё-всё, надо скорей прекращать своё брюзжанье!
               И простите меня за него.

               У меня в молодости был один приятель (поэт, и из тех,
               кто уехал), так вот - он всегда ставил пластинку с
               Бахом после хорошего вкусного сытного обеда, садился в
               кресло, закрывал глаза и говорил, что музыка Баха очень
               способствует пищеварению, что меня очень шокировало тогда.
               И я начинала представлять, как у него под эту музыку,
               работает желудок, выделяются соки, работает перистальтика.
             
                А ещё меня всегда удивляло, особенно, когда я в молодости
                ходила на симфонические концерты, и там перед началом
                на сцену всегда выходила какая-нибудь тётенька и хорошо
                поставленным голосом рассказывала об одной теме, затем
                о другой теме, о развитии темы и т.д.
                Как можно словами передавать смысл и содержание музыки,
                пер когда она принципиально бессловесна!
                Даже в опере мне не нужны слова. А ведь кто только
                не писал о музыке - Ромен Роллан, Томас Манн, Толстой,
                Чичерин, Ницше, Гофман - да всех и не перечислишь.
                Господи, вот и я зачем-то пишу. Скажите мне, - зачем?
               
                Католическое Рождество православные не празднуют.
                У них сейчас Пост. Вот и мы традиционно ждём 7 января.   
                Хотя я думаю, что в нынешнем веке Православие должно
                как-то  измениться.
                Вот видите - Вам пишу! Хотя можно ли это назвать
                письмом?
                Т.