"Для этого мы с Вами и сидим здесь, чтобы уровень поднимался!" (кто-то из членов жюри второго турнира)
Хотели как лучше. А потому — ввели некоторые новшества. Например: обсуждения выступлений участников турнира, пояснение своих оценок членами жюри, вопросы автору из зала, зрительское голосование, .
Получилось — как всегда? Нет. В чем-то — лучше. А в чем-то хуже.
«Лучше» - то, что в этот раз участники турнира имели возможность узнать, по какой такой причине представитель жюри господин Кедров поставил двойку, а госпожа Немыцкая — пять.
«Хуже» - потому что иной раз обсуждения затягивались, члены жюри, вместо того, чтобы четко и аргументировано пояснить логику оценки авторских выступлений ударялись в чтение нравоучительных нотаций («Поэзия есть эстетика, эстетика есть раздел философии, а философия это...» ), чем доводили зал до исступления. Утомлённые слушатели, порой, проявляли излишнюю некорректность. Оспаривали оценки жюри, задавали умопомрачительные вопросы, кои , скорее, следует отнести к категории чисто риторических («А судьи кто?!»), и даже... предприняли попытку похищения второго микрофона!
Самое же скверное из «худших новшеств», это, безусловно, перенесение площадки «Свободного Микрофона» в фойе и сокращение времени мероприятия до пятнадцати минут отведённых на антракт.
И всё-таки, давайте больше не будем о плохом., ибо «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, и, кроме наших ошибок — нет у нас других учителей».
Поговорим о хорошем. О том, что несомненно удалось.
Во-первых, несмотря на многочисленные НО — организаторам таки удалось разрушить ледяной барьер меж зрительным залом и сценой. Пусть некорректно и даже, порой, с излишней дерзостью, как это принято у нас в сети на литфорумах, происходили дискуссии меж членами жюри (признанными литераторами и деятелями культуры) и зрительным залом (простыми поэтами рунета, коих Госпожа История еще не произвела в классики) — а всё же они — БЫЛИ. Пусть эти дискуссии иногда становились бессмысленными и даже скучными — но всё же, сам факт того, что великие мира сего, признанные люди, атланты, коим ныне доверено держать над Россией хрустальные купола вековечных её традиций, прислушивались со сцены к простым смертными , что-то им отвечали, и, даже, порой, соглашались - означает, что интеллигенция — не так-то уж и далека от «народа», да и сам народ - её не чуждается. А это, господа, однозначно, хорошие приметы.
Сам владелец, хозяин, проектировщик и руководитель грандиознейшего в Рулинете литпроекта вышел в зрительный зал с микрофоном, чтобы каждый, кто желает обратиться на сцену с вопросом, мог сказать свое слово. А член жюри, поэт и музыкант-исполнитель Сергей Светлов - перед началом мероприятия стоял в фойе и раздавал входящим бюллетени-заявки на «Свободный микрофон». Это ли не лучшее доказательство тезиса «Поэзия — людей сближает»?
Во-вторых, удачно был подобран состав участников второго турнира. Заметим, что в первом турнире выступали, в основном, победители турниров в «Десерте» (теперь кафе «LUM» ). Во втором турнире участвовали победители вечеров в «Гнезде Глухаря». Так вот, стихи, прочитанные со сцены Политеха восемнадцатого ноября оказались серьёзней по уровню на порядок выше, нежели те, что читались месяц назад. А ведь и в «Десерте»- «LUMе», в «Гнезде Глузаря» вечера проводит один и тот же ведущий, точнее — ведущая, Елена Айс. Правда, победителей отбирает не Лена, а сами слушатели, путем голосования. Получается, публика «Глухаря» «по-умолчанию» настроена на более серьёзный лад. Что, собственно, и не удивительно. «Глухарь» - популярное в Москве бард-кафе, где постоянно проводятся авторские вечера поэтов и музыкантов. «Десерт-LUM « - всего лишь «неповторимое и очаровательное кафе premium-класса. ». Атмосфера, как говорится, соответствующая.
В третьих. Следует также отметить замечательную демократичность и лояльность организаторов и жюри, позволивших отдельным авторам, по каким-либо личным причинам не могущим принять участие в мероприятии, быть представленными на легендарной сцене через своих поверенных. Так, за автора Соню Поляк стихи читал Ломовой Извозчик, за Душеведа, который живёт в Казахстане, выступила Эрника. Таким образом, открывается счастливая перспектива представления с главной Российской литературной сцены творчества не только столичных поэтов, но и авторов из других городов.
Теперь, собственно, о самом турнире. Как уже говорилось, большинство участников второго турнира оказались достойными выпавшего на их творческую долю испытания. И, если в первом турнире, с приближением финала было совсем уже не сложно угадать имя победителя, то, в этот раз - такой однозначности, отнюдь не наблюдалось.
Сергей Светлов пел под гитару Бродского:
Нет, мы не стали глуше или старше,
мы говорим слова свои, как прежде,
и наши пиджаки темны все так же,
и нас не любят женщины все те же.
Константин Кедров тихо перешёптывался с Еленой Кацюбой. А ответсвенный секретарь Наталья Никифорова с ведущей Людмилой Королевой ломали головы, что же теперь делать с двумя претендентами на первое место.
В конце-концов, порешили первое место разделить между дамой и кавалером поэзии Татьяной Сергеевой-Андриевской (http://www.stihi.ru/avtor/kapral
Победители получили дипломы и обещание лично от руководителя проекта Стихи.Ру быть напечатанными в стихирском сборнике.
Поэты, конечно, ревнивый народ. А в зрительном зале Политехнического их — собственно, большинство. Однако аплодировали номинантам достаточно бурно и продолжительно. По результатам выбора достойнейших из достойных мнение зала практически совпадало с мнением судейской комиссии.
В прошлую, первую встречу, восторженных отзывов слышалось много больше. Возмущенных и негодующих — практически не было. В этот раз — были.
- Я больше сюда не приду, - сказал кто-то из зрителей в фойе, - мне не дали выступить в свободном микрофоне!
- И вообще бардак.
- Да еще с акустикой безобразие!
Но расходились — нехотя. Добрых четверть часа после окончания вечера возмущенные и неудовлетворенные поэты топтались у входа в музей, обсуждая все «безобразия», фотографируясь друг с другом обмениваясь телефонами и договариваясь о новых встречах.
И здесь, на выходе, нам, составителям этого репортажа, несказанно вдруг повезло: предоставился чудесный случай взять интервью у самого... похитителя второго микрофона, который, между прочим, оказался одним из лучших молодых поэтов Стихиры и гордостью нашего «ЛитПричала».
- Скажите, так что же всё-таки произошло? - накинулись мы на храбреца.
- Моя спутница, слушая выступления ряда авторов и комментарии к их выступлениям, сильно заскучала и написала экспромт, который хотела озвучить. Попросила слова. А ей не дали.
- И...
- И я тогда постарался восстановить справедливость. Подошёл к ведущему, взял микрофон и убежал!
Поэт озорно смеётся, хохочет его спутница. Мы просим зачитать не выслушанный Политехом экспромт. Девушка охотно открывает блокнот и декламирует:
Мне совестно. Как камешки слова
Разбросаны нелепо и бездушно...
И слушать их невыразимо скучно.
Ну, докажите, что Поэзия жива!
Растерзана. Болею немотой
Сердец и чувств под стылым глазом рампы.
Не верю Вам! Анапесты и ямбы
Сегодня плачут Вашей пустотой...
Просим копии, дабы сохранить для истории. Нам обещают переслать восьмистишие электронной почтой. Однако, по-возвращению домой, уже через час — видим экспромт опубликованным в сети. В анонсах. Браво! Вот оно — доказательство, что поэзия жива. О ней — говорят, спорят, ругаются, дерутся. И кто же скажет теперь, что век наш не чета серебряному?!
Хотелось бы пожелать организаторам вечеров в Политехе мужества, терпения и понимания. Что-то было хорошо, а что-то плохо. Кто-то ругает, кто-то хвалит. Кто-то отчаянно поёт заупокойную Политеху, русской поэзии и России вообще, а кто-то дерзко требует: «Докажите!» . Кто-то — уже поверил, а кто-то — упрямо цитирует Станиславского. Это — нормально и даже хорошо. Однозначность — она всегда губительная для поэзии. Поэзия умирает там, где отменяется свобода и право на отрицание. Где пресекается всякая попытка сомнения и банятся поисковики. Где требуются громогласные овации и единодушное одобрение. Если всё это стало невозможным — значит цель практически достигнута. Лёд тронулся, господа присяжные. Готовимся к третьему вечеру. Докажите нам, что мы и вы — не умерли, и что всё еще будет. И пусть мы, поэты, ревнивые, дерзостные и упрямые, даже в это и не поверим — поверит читатель, который, несомненно, является компетентнейшим из судей и авторитетнейшим из жюри.
С уважением к читателям обзора,
члены экипажа причальской Яхты «Дункан»: поэты сайта Стихи.Ру а также авторы и администраторы сайта «ЛитПричал» ( http://www.litprichal.ru/ ) Светлана Севрикова, Илья Бестужев.
--------------
PS: Приглашаем всех участников чтений в Политехническом представить произведения, с которыми Вы выступили на сцене в раздел Причальской библиотеки "Политехнический ХХI" :
http://www.litprichal.ru/users/politech/
Также приглашаем к сотрудничеству авторов, написавших свои отчеты по прошедшим в Политехе мероприятиям.