Горько-сладкий хлеб

Александр Прошин 3
                Горько – сладкий хлеб
Шёл сорок шестой год, первый после Победы над фашизмом. На окраине Шатуры во временном посёлке жил маленький четырёх летний мальчик Вова. Отца своего он не помнил: пропал отец без вести на фронте.          
  В семье у матери их было трое, жили не в сытости. Соседка с правого входа работала в ОРСе* и не испытывала трудностей жизни. Каждый вечер соседка кормила своих кур хлебом, не думая, что у детей  в округе желудки сводит при виде хлебного лакомства.  Вовик придумал, как поделить корм  с курочками – он ползком на четвереньках прячась за завалинкой, подкрадывался, и куры охотно с ним делились корочками, так вкусно пахнущего, черного хлеба. Наблюдая чуть нагнув на бок головы, будто разговаривая с ним: ко-ко. Какая это была радость! И солнышко грело вечернее, и птички пели, заливаясь.  Вовик не ел эти корочки – он их сосал. Счастливый малыш уходил  к друзьям играть, вытащив из карманчиков смятые корочки, благородно ими делился. Правда не долго длилась эта идиллия – прознала соседка про такую делёжку и решила это прекратить. Она вечером, как всегда, накрошила хлеба, бросила во двор, покликала кур и спряталась  за углом,  держа в руках кастрюльку с кипятком. Завидев белёсый вихор за бревном, соседка плеснула вар. Нет, не услышала она крика обваренного ребенка, успел мальчишь, ужом скользнуть. Правда несколько капель попали на него, но это такая мелочь ни стоящая слёз. Напоследок Вова успел таки,  зацепил большую краюху, и был таков.
            А с левого входа в барак жила добрая тётя Таня, у неё были козы, и она частенько просила Вову пригнать своих питомцев домой, дав ему увесистую хлебную корку, для приманки. Она знала, что мальчик и так, без приманки соберёт и пригонит её кормильцев, но она не хотела обижать мальчика подачкой, а так вроде не заметно, что он  смакует за щекой мякиш, собирая стадо домой. В награду за работу наливала крынку парного козьего молока, это было подспорье для семьи. 
   Однажды ребята пошли на станцию, где разгружали жмых от семечек, и работник совхоза им выделил большую плитку этого жмыха. Расколов булыжником на мелкие кусочки ребята с наслаждением  грызли и рассасывали масленые остатки. Вова любил наблюдать за козочками,  пасущимися рядом, он  отошёл в сторонку, сел на чурбачок и так увлёкся  прыгающими козлятами, что не заметил, как сзади к нему бочком с прискоками приблизился старый бородатый козёл Борька. И вдруг он наподдал Вовику в бок. От неожиданности мальчик открыл рот, и лакомство выпало к ногам козла. Бородач нагнулся за влажным кусочком  и спокойно решил тоже полакомиться,…но Вову никто так не мог обидеть, он спрыгнул с чурбачка, схватил лежавшую рядом палку, и наградил козла меж ребер хорошим ударом. На что  Борька заблеял и понятно кусочек выпал из козлячьего рта и Вова взял своё кровное. Но козёл тоже решил, что у него забирают не по праву, и бросился на бойца. А  Вова взял ноги в руки и бегом к спасительной завалинке, успел вскочить на неё и тут услышал стук – это козёл ударил рогами доску завалинки. Наблюдавшие за этой сценой друзья хохотали до коликов.