Сила пива

Алексей Смирновъ
Это случилось, когда я был на ознакомительной практике в Чехословакии в студенческие свои годы.

Я полюбил всем сердцем город Брно, и он ответил мне той же доброй любовью. Мне порой кажется, что эта взаимная любовь и стала причиной многих моих открытий в познании себя.

Ближе к вечеру в как-то один день я со своим другом Юркой Могилой отправился в одну из брненских пивниц с целью выполнения поставленной нами перед собой задачи - попробовать в этой стране как-можно больше сортов пива. Мы уже сделали это практически во всех пивницах, которые находились в центре, мы дегустировали пиво "У Наполеона" в Славкове и в родном городе Альфонса Мухи, мы пели песни, конечно же, под пиво на местном празднике урожая и даже определили, что пивоману нужно всегда садиться на поезд посередине состава, потому что на всех чешских станциях посреди перрона всегда расположены киоски для подкрепления сил с жидким хлебом, как ласково называют свое пиво чехи.

Мы зашли в пивницу, заказали свинину на сметане с вкуснейшими пухленькими кнедликами и приступили к блаженству дегустации первого бокала. Они всегда запотевшие от холода напитка, эти бокалы, и от прикосновений твоих пальцев на них остаются разные, богатые своими сюжетами узоры. А потом наступает блаженство первого глотка, когда прохладная легкая горечь волшебного напитка нежной струйкой освежает истосковавшееся от ожидания этой встречи горло и когда так вкусно слизываешь языком пенные островки с уголков своих губ.

Чехи смакуют этот первый глоток, всегда прижмуривая глаза, словно бы удаляясь от сует этого мира и полностью отдаваясь блаженству ощущений. Научились у них этому и мы. Зажмурив глаза, мы сделали каждый по большому восхитительному глотку и чуть ли не замычали от того, насколько это было вкусно...

Сидевшие напротив нас чехи с интересом смотрели на нас. Видимо, им понравилось то, как мы наслаждаемся их национальной гордостью. Но сначала они решили проверить свою догадку, спросив откуда мы.

Слово за словом, мы разговорились. Юрке, конечно, было намного легче: он знал чешский. Поэтому со своим собеседником он разговаривал легко и быстро. А вот у меня с моим новым товарищем Иржи были определенные трудности, так как каждый говорил на своем родном языке. Но худо-бедно разговор все же развивался. Говорили мы о наших впечатлениях от Чехии и Моравии, как нам здесь нравится и какие хорошие и интересные здесь люди.

Мы уже дошли до такой степени доброжелательности, что начали угощать друг друга пивом. Чешские кельнеры очень внимательно следят за залом. Не успеваешь опустить опустевший бокал на стол, как тут же из-за твоего плеча появляется рука официанта с новым бокалом пива. Так что процесс пивного потребления у нас был безостановочным.

После восьмого по счету бокала я вдруг решил, а не попробовать ли мне заговорить по-сербски (грамматика сербского языка похожа на чешскую), вставляя чешские слова, какие запомнил за две недели пребывания здесь мой мозг. Почему-то мне казалось, что такой чешско-сербский язык будет куда ближе моему собеседнику, чем русский.

И действительно, разговор пошел живее и легче. Причем настолько живо, что Юрка повернулся и внимательно осмотрел меня  с головы до ног...

Позже, когда мы возвращались в университетское общежитие по притихшим в сентябрьской ночи брненским улицам, я спросил Юрку, что шел рядом и мечтательно смотрел на звездное небо над черной тенью замка Шпильберк, почему он так долго и странно рассматривал меня в пивнице.

- А ты говорил по-чешски, - меланхолично ответил он, не отрывая взгляда от звезд. - Причем, довольно чисто. Если бы я не знал, что ты по-чешски не говоришь, подумал бы, что ты здорово прикидывался раньше, изображая незнающего. Вот я и подумал, а с какого бокала пива ты заговоришь, например, по-немецки... Надо, кстати, запомнить этот сорт, он явно улучшает лингвистические способности...

Мимо нас, приглушенно звеня в темноте, пронесся ночной трамвай, и улица вновь затихла. Мы шли по ней, раздвигая теплую сентябрьскую ночь, думая каждый о своем и улыбаясь этим своим мыслям...

А, может, и нам всем в этом мире, чтобы понимать и дружить, нужно просто угостить друг друга восемью бокалами этого самого сильного в мире пива...

Может, тогда мы поймем, что такое любовь к людям...