Группировки стихиры. Часть 1

Даниил Галицкий
        На различных литературных сайтах я обитаю с 2006 года. За это время перечитал кучу самых разных стихов, отзывов к ним и рецензий. В итоге у меня сложилось твёрдое убеждение, что огромное количество авторов на литературных сайтах общаются, пишут стихи и черпают своё вдохновение под влиянием определённых литературных групп (кружков), в которых они состоят.

         По моим наблюдениям, в группы авторы объединяются по следующим причинам:
1. Они пишут стихи в похожих смысловом и техническом стилях.
2. Их объединяет ненависть или поклонение к творчеству какого-либо автора или группы авторов.
3. Возможно объединение по причинам, не связанным напрямую с поэзией. Например, два поэта как-то случайно напились в одном кабаке и стали друзьями, или какой-нибудь поэт (в одиночку или в группе, таких же, как и он сам) «запал» на симпатичную поэтессу.
4.Также возможно объединение по политическим и т.п. предпочтениям.

         При этом, в своём подавляющем большинстве данные группы представляют объединения весьма заурядных (можно даже грубо сказать - бездарных) авторов, но иногда попадаются и группы, в которых, если не все, то очень многие авторы являют собой, воистину, мастеров поэтического слова. Одна беда: такие яркие группы малочисленны, и в количественном отношении их не более 20 %.

           Что представляют из себя авторы остальных 80% групп? Попытаюсь объяснить. К примеру, я читаю произведение какого-либо автора на бумаге или, что ещё хуже, слушаю этого автора вживую. Вот слушаю, и с большим трудом понимаю (или вообще не понимаю) о чём его стихотворение. К глупым людям я себя причислить не могу (всё-таки два высших образования и степень кандидата исторических наук о чём-то да говорят), поэтому дело, видимо, не в моих мозгах, а в читаемом стихотворении. Но в то же время, я с удивлением замечаю, что данному автору после прочтения аплодируют или громко восхищаются какой-либо, случайно «выдернутой» из его творения, строкой, авторы, пишущие похожую по стилю ахинею. Я спрашиваю одного из них: «А в чём смысл этого стихотворения?», на что он мне отвечает: «Это гениально: сравнить дерьмо с конфеткой!».

           Замечу, что ради интереса, я копировал это стихотворение, а потом читал по случаю своим знакомым: кадровым военным, врачам, научным сотрудникам, не обременённым познаниями в «высокой» поэзии, но при этом не называя имени автора. После прочтения мои знакомые делали глаза по пять копеек и вопрошали: «Это что за бред сивой кобылы?». В сотне похожих случаев результат всегда был один и тот же, поэтому я сделал вывод, что авторы, создающие подобную хрень, пишут даже не для себя и не для «простых смертных», а для таких же авторов, как и они сами, т.е. «поэты для поэтов» или просто ПдП.

          Группы ПдП имеют некоторые общие черты, отличающие их от групп действительно талантливых авторов:
1. Большинство их произведений зачастую имеют либо нулевую, либо очень посредственную смысловую составляющую;
2. Стихи данных авторов относятся в основном к произведениям любовной или философской лирики;
3. Авторы очень любят жонглировать друг перед другом знанием техники стихосложения, смелыми образами и яркими рифмами, не задумываясь о смысле стихотворения. При этом их знания зачастую базируются на той информации, которую они когда-то получили от кого-то (От кого? Они обычно они не помнят);
4. В соответствии с басней классика Крылова о кукушке и петухе, ПдП не устают писать друг другу восторженные отзывы и рецензии, а также всеми возможными способами рекламировать творчество сподвижников при общении с кем-либо, не входящим в орбиту их группы;
5. Если находится «завистливый бездарь», поставивший под сомнение гениальность одного из них, то вся группа ПдП немедленно набрасывается на этого «негодяя».
6. По различным критериям в группе, естественно, выделяются один-два (максимум - три) неформальных лидера, которых копируют или которым поклоняются другие авторы группы (уже одно это обстоятельство подчёркивает их ущербность, как поэтов).
При этом причины занятия автором лидирующих позиций в группе могут быть разными. Например:
- кто-то из авторитетов (неважно: мнимых ли, настоящих ли) распиарил данного автора;
- автор сам себя мастерски умудрился разрекламировать, как авторитетного человека в мире поэзии;
- а может у автора (авторши) просто сногсшибательно обаятельные внешность и манера общения, что, как мух, привлекает к нему (к ней) озабоченных авторов противоположного пола.


            Чтобы не быть голословным приведу пример. На сайте «stihi.ru» есть «принцесса поэзии», «гений в юбке», «дочь Бродского и Цветаевой» и т.д. и т.п. под псевдонимом «Светка Орёл» (ник изменён, как и все последующие). Она, в качестве лидера, и большинство окружающих и восхваляющих её творчество авторов – классический пример группы ПдП.

           Когда читаешь опусы этих авторов и самой «принцессы», хочется плакать со смеху от образов, в которых воздушные шарики сравнивают с бомбами, дерьмо с конфеткой, а наполовину написанное в угоду рифме слово признаётся за верх философских размышлений. При этом всё вышеперечисленное, объединённое в одном «творении», абсолютно лишено даже намёка на смысл. Такие стихи вызывают у здравомыслящего человека искренний смех, а у психов надежду, что у них всё не так уж плохо с мозгами. Ну, действительно, как не посмеяться над строчками, написанными, например, в таком стиле:

«Топорами несутся соломинки вниз,
Раскалился брусок бороздой докрасна,
Лезет бабушка в тапках на венский карниз,
А придёт ли когда-либо к морю?
Не зна…….»

             Её поклонники пишут такую же муть, как и она сама, только фантазии не хватает сравнить дерьмо с конфеткой. При этом большинство хвалебных рецензий, написанных в её адрес имеют один и тот же смыл: «Причитал три раза, ничего не понял, но какие ОБРАЗЫ!!! Ты – ГЕНИЙ!!! Буду ещё читать и читать….»

          Как я уже говорил, про смысл творений «принцессы» и её поклонников даже не стоит говорить. Его просто нет. Спроси поодиночке трёх разных почитателей такого творчества о смысле одного и того же стихотворения, так мы узнаем три разных версии понимания этой писанины (если вообще кто-то из них будет способен сказать что-либо о смысле «шедевра»).

         Но стоит появиться на странице одного из этих авторов какому-нибудь «бездарю» (в их понимании), выразившему сомнение в том, что их стихи можно назвать Поэзией, как на него тут же набрасываются тучи одногруппников оскорблённого сотоварища. А если у этого «дегенерата» хватает сил, упорства, ума и терпения аргументировано и остроумно отвечать на все выпады «улея», то его тут же банально «банят».

         Для чего я это говорю. Беда не в том, что такие группы есть (кстати, ущербные в физическом и моральном плане подростки тоже сбиваются в стаи, чтобы накидываясь всем скопом на одинокую жертву, осознавать своё величие), а в том, что такие группы разрастаются и действуют, подобно чёрным дырам в космосе. Они втягивают в себя действительно талантливых, самобытных авторов, навязывая им общепринятые внутри группы поэтические штампы. После этого автор теряет свой талант и самобытность и становится одним из членов группы ПдП. Он начинает писать в том же стиле, что и большинство одногруппников, думая при этом, что повышает свой профессиональный уровень (хотя, на самом деле, деградирует), зачастую становится постоянным участников коллективных творческих встреч, попоек и т.п. После всего этого про автора можно сказать, что он пропал. Очень немногим со временем удаётся вырваться из порочного круга ПдП и вернуться на прежний уровень.



        Но это далеко не единственный общепринятый типаж группы ПдП, и, ввиду ограниченности времени, о других типах я расскажу в следующей части очерка.
До встречи….