О Наташе Елеференко

Надежда Блинкова
Я знала одного самарского поэта, мастерски владеющего стилем ироничной поэзии. Это – Евгений Чепурных. Но, оказывается, он не одинок. Ещё не освободилась от впечатлений по прочтении его авторской книги «Перелётное счастье», как посчастливилось познакомиться,  и совершенно неожиданно – с другим автором этого же стиля – Натальей Елеференко (Фофашковой). Вырывать куски из её очень ярких зарисовок в стихах просто нелепо. Конечно, можно «пожонглировать» образами… А что? – Попробую… для начала. А хочется начать с весны. У Наташи она – обладательница шального настроения. Весна – она ведь женщина! Тут и каблуки, и блузочка, «трещащая по швам, в крупный и весёленький горошек», расстёгнутый плащ, макияж, походка «от бедра». И тут, конечно, как всегда в ироничном стихе, маленькая интрига. Оказывается, всё это – ради мужчин! И самое страшное – ноги…в мозолях.
Как продолжение темы – стихотворение «Блондинка». И снова – каблуки. Почему? – да просто потому, что «на каблуке изящней вид»…
Образ женщины в стихотворениях Натальи Елеференко настолько разнообразный, что именно поэтому, наверно, всегда неожиданный. «Красавица кобыла тоской удручена», оттого, что рядом… крокодил», а ей нужен…жеребец! Да вот и в другом стихотворении у неё женщина – «изысканная лошадь», которая «сама себе КПСС», которую нельзя не любить («Серенада»). Иногда кажется, что эта женщина – только литературная героиня, но вдруг она оказывается самой Наташей, женщиной «с авоськой» у окна трамвая, которая в дрёме только что была барышней, ожидающей принца и роскошной кареты… Жанр иронии присутствует и здесь: причина прерванных мечтаний очень банальна: разбудила кондукторша, требующая предъявить сезонку…
Особое место в поэзии Н. Елеференко занимают стихи о детстве, о родительском доме, о вещах, дорогих памятью об ушедших близких людях, о городе, в котором она живёт… «Я возвращаюсь вновь и вновь…» - посещение мест, где выросла, где теперь всё не так, как прежде – «… но подросла не только я, малышки-липы – великаны. И постарели тополя. И запах резче у каштанов…».  «К истокам» - маленькая повесть о шкафах, оставшихся от родителей – мамином, трофейном, привезённом отцом с войны из Германии, который до сих пор как «барин-вельможа», и папином, который - «коридорный простак ДСПэшка», хранящий все запахи близкого человека… «Хранитель тайн на несколько столетий…» - стихотворение о доме, где живёт автор. И автору далеко не всё равно, какова история у этого дома: «Скажите, сударь, кто был Ваш хозяин? И был ли он достаточно богат? Купец, помещик или знатный барин? Была ли здесь конюшня? Или сад?..». Наташа неподдельно грустит о прошлом: так хочется ей «конфет шоколадных в кулёк» и непременно – в бумажный, чтобы как прежде он хрустел, этот кулёк, как в прежние времена, в детстве, при маме. «Старые самарские дворы» - стихи, где умирающие дома большого города «прячут по укромным уголкам о любви заветные скрижали». Жаль их… И автору – жаль.
О поэзии Натальи Елеференко можно и хочется говорить долго. Можно наслаждаться каждой строчкой, потому что все они написаны душой, а не шариковой ручкой. Но особенная тема в её стихах – тема любви к жизни. Наташа любит жизнь. Как глубоко внутренне её стихотворение «Господи! Ты видишь, я живу!..» ! В этом стихотворении – вся Наташа. Она видит, как «бабочка присела на забор», она ей улыбается…Она слышит, как ругаются две соседки, но слышит это без тени раздражения – с лёгкой грустью оттого, что слышит… Далее – образ вымытого окна, сквозь чистое стекло которого «карагач…ещё зеленей»… Ей снятся «взлохмаченные кони», она слышит жужжащую муху, трогает ладонями траву… Она благодарит Бога за то, что живёт… И годы у неё – бусинки. Сначала – яркие – детские годы, потом – цветастое время – студенческие годы, жемчужная – свадебная, материнские – с рождением дочек… «Вехи судьбы моей ниточкой связаны. Сорок два камешка…»
Как жаль, что нитка порвалась… И только память сильнее смерти…