О любви

Петр Анатольевич Полетаев
Многие люди ограничено понимают сущность
своих взаимоотношений.
При этом особенно невыясненными являются
вопросы об отношениях полов, их интимных взаи-
моотношениях, о любви.
Людям с давних времён любовь казалась необъ-
яснимой. Она до сих пор возводится в ранг небесно-
го, божественного и, следовательно, необъяснимого.
Всё божественное, действительно, необъяснимо
и является только предметом веры. Но любовь – это
же чувство не только идеальное, но и реальное, не
только небесное, но и вполне земное, которое ис-
пытывает или может испытывать, даже если ещё не
испытал, каждый, видит, если не внутри себя, то во-
круг себя, каждый, чувствует присутствие которого
в жизни каждый. Следовательно, это чувство можно
понять и объяснить, хотя оно и связано с божествен-
ным или небесным.
Реалистически её пытались объяснить с помо-
щью художественного восприятия.
Такое познание всё равно неизбежно идеали-
зировало любовь, но оно всё же достигло больших
результатов против ограниченных взглядов, чураю-
щихся всякого объяснения.
Всё познаётся в сравнении, и любовь необхо-
димо рассматривать в её многообразном прояв-
лении.
Одинаковые явления обозначаются одинаковы-
ми именами-терминами, хотя часто неодинаковы-
ми понятиями.
Если любовь означает отношения или чувства
людей не только друг к другу, но и к другим пред-
метам и явлениям окружающего мира, значит,
во всех этих отношениях или чувствах есть что-то
общее.
В то же время любовь любови рознь, в зависи-
мости от того, по отношению к кому или к чему мы
испытываем её. Разницу в чувствах уловить нетруд-
но, общее же познать гораздо труднее.

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре —
О, не грусти, ты все мне дорога!
Но я любить могу лишь на просторе —
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю к нам ее светила
Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной,
О ней поток гремит струёю хладной
И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздроблённой
И тихий шепот вербы над ручьём,
И милой девы взор, на нас склонённый,
И звездный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольём.

Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще — неволя недолга,-
В одну любовь мы все сольёмся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!

А.К.Толстой

Нельзя в жизни удовлетворяться беспрерывно
кем-то или чем-то одним любимым, но можно вечно
и даже непрерывно любить, если это чувство боль-
шое и настоящее.
Мы любим разных людей, разные виды приро-
ды, разные цветы, книги, музыку и удовольствия до
бесконечности их разнообразия и оригинальности.
А почему говорят, что мужчина не вправе любить
разных женщин, а женщина – разных мужчин?
Имея любимое, мы не можем до конца удовлет-
вориться одним.
Ищем, находим или встречаем новые предметы
любви.
Это от того, что во всём есть свои недостатки, ко-
торые мы стремимся заполнить.

Ни в чём нет совершенства в этом мире:
В колючках даже пышной розы цвет;
Я думаю, без недостатков нет
И ангела в заоблачном эфире...

И.В. Гёте. Несовершенство.
Перевод Н. Михайлова

Также и любовь, как правило, не бывает «без
сучка и задоринки».
И если вы разлюбите или потеряете любимого по
тем или иным причинам, разве вы не можете найти
другого или другую?
Например, когда

Огонь любви первоначальной
Ты в ней решился зародить
И далее не мог любить,
Достигнув цели сей печальной.

М.Ю. Лермонтов. Раскаянье

Да, любим мы по-разному.
Среди любимых мы выделяем наиболее или са-
мое любимое.
Да, мы ищем, находим или встречаем новое, но
порой старое для нас дороже нового.
Потому ли, что оно для нас всегда новое? Или по
другой причине.

У ног других не забывал
Я взор твоих очей;
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней;
Так память, демон-властелин,
Всё будит старину,
И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!

М.Ю. Лермонтов.
К Л. (Подражание Байрону)

Он же писал:

Любить... но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

М.Ю. Лермонтов. И скучно и грустно

Лермонтов не верил в вечную любовь, а значит,
и в вечную жизнь, и думал, что это чувство связано
не только с божественным откровением, но и с де-
монским наваждением.
А вот из другого его стихотворения:

Но для меня весь мир и пуст и скучен,
Любовь невинная не льстит душе моей:
Ищу измен и новых чувствований,
Которые живят хоть колкостью своей
Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий,
От преждевременных страстей!..

М.Ю. Лермонтов. Элегия

Он признаётся, что ищет измен и новых чувство-
ваний, понятно, что своих, а не своей любимой.
Или ещё:

Мгновение вместе мы были,
     Но вечность – ничто перед ним;
Все чувства мы вдруг истощили,
     Сожгли поцелуем одним;
Прости! – не жалей безрассудно,
     О краткой любви не жалей:
Расстаться казалось нам трудно,
     Но встретиться было б трудней!

М.Ю. Лермонтов. К*

Здесь вечность и мгновение в любви представ-
ляются так, что мгновение становится предпочти-
тельнее вечности.

Остановись, мгновенье. Ты прекрасно!

И.В. Гёте. Фауст

Поцелуями прежде считал
Я счастливую жизнь свою,
Но теперь я от счастья устал,
Но теперь никого не люблю.

М.Ю. Лермонтов

Можно ли устать от счастья и от любви? Получает-
ся, да, если верить признанию Лермонтова.
Он был за свободную любовь, которая обычно
порицается в обществе.

Не всё ль равно?-
Любить не ставит в грех –
Та одного – та многих – эта всех!

М.Ю. Лермонтов.
Девятый час; уж темно..

Не пугайтесь! Глаголю вместе с Лермонтовым не
о проституции, не о прелюбодеянии, а о любви.
Не бойтесь любви!

Любите! Это воля бога,
      Его святой закон.
Кто любит горячо и много,
      Тот и спасён.

П.-Ж. Беранже. Две сестры милосердия.
Перевод М.Л. Михайлова

Стихи этого поэта навеяны Священным Писани-
ем и человеческим пониманием любви.

Что же заставляет нас ограничивать свои чувства?

Нравственность и мораль, физиологическое и
общественное неравенство мужчины и женщины,
верность и ревность, эгоизм, ограниченность чело-
веческих взаимоотношений или связей, сил и воз-
можностей, страх и брезгливость.

Может быть, одна или несколько подобных при-
чин. Или все они.
И, может быть, существуют, кроме того, ещё нам
неизвестные.
Разберём те, что мы перечислили, последовательно.

          Нравственность и мораль

Всякая мораль появляется как стремление к
идеалу в далёкой от идеала действительности и в то
же время как желание её исправить, порицать или
оправдать и закрепить идеализированную в зако-
нах нравственности.
Когда действительность не будет нуждаться в пори-
цании, оправдании или закреплении её путём идеали-
зации, тогда не будет надобности в морали. Стремление
же к идеалу будет достигаться не морализированием,
а восполнением или исправлением недостатков в
любви, превращением их в достоинства. Это будет
возможно только в любви, а без неё в земной жизни
никогда не случится. В любви же всё, что совершается
взаимно, по согласию, является нравственным.

Должно, конечно, быть взаимно,
что совершается интимно.

          Физиологическое и общественное
          неравенство мужчины и женщины

Физиологическое и общественное неравенство
между мужчиной и женщиной делает их неравными
и в нравственном или моральном отношении. Эта
несправедливость устраняется нравственностью__
и моралью надобщественной – церковной и госу-
дарственной, но она часто игнорируется.
Тем не менее, само развитие общества изобре-
тает всё новые средства сглаживания морального и
физического неравенства между мужчиной и жен-
щиной, предлагая им большую свободу как само-
стоятельность выбора в личных, в том числе интим-
ных, отношениях.
Человеческое общество свободно настолько, на-
сколько свободна в нём женщина.
Свободное общество – как свободная женщина!?
Так и бывает в современном обществе, к сожа-
лению, потому что «свободная женщина» имеет и
нарицательный оттенок, а нарицательное, по уста-
ревшему определению этого прилагательного, оз-
начает так называющееся, но не соответствующее
своему назначению*.
Кроме того, женщина, по определению, является
слабым полом, а слабый не может быть свободным
в обществе.
Или женщина должна стать сильной, или она не
сможет быть свободной в обществе, а общество не
сможет быть свободным, если женщина в нём не-
свободна. Соответственно, изменятся отношения,
связанные с моральными и нравственными требо-
ваниями в любовных отношениях.



          Верность и ревность

Для любви важна не только верность,
но, конечно, и отчасти ревность.

Более строгая верность, согласно обыденной
общественной морали, требуется от женщины, чем
от мужчины, потому что женщина рожает детей,
хотя рождают их оба: мужчина и женщина. С точки
же зрения общественной нравственности такое не-
равенство моральных требований несправедливо.
Чувство ревности – это постоянный спутник
любви, который может быть либо её стражем, либо
тираном, в зависимости от того, что преобладает –
любовь или себялюбие.
Золотое правило гласит:

Поступай по отношению к другим так,
как бы тебе хотелось,
чтобы другие
поступали по отношению к тебе.

Не абсурдно ли требовать верности и посто-
янства от того, что в силу развития отношений не
может быть постоянным, и кто не может оставаться
при всех обстоятельствах верным одному любимо-
му человеку?

Сожжённые мосты нам не простят,
и жены нам за прошлых женщин мстят,
а коли на сожжённый мост ты встал,
то жди в любви очередной провал.

* * *
Нужна нам крепкая семья.
Любовь не сменишь, как бельё.
Ей нужно, чтоб я был её,
А мне она – всегда моя.

А что мы любим и чего желаем?
А желаем мы, чтобы было что любить
и любим само это желание.
В.О. Ключевский. Афоризмы

Однако столь же абсурдно отрицать, что относи-
тельное постоянство в отношениях – необходимый
атрибут любви.
Это постоянство обеспечивается неповторимо-
стью и незаменимостью качеств любимого челове-
ка и прощением ему отдельных эпизодов естествен-
ной перемены в отношениях, если они не перешли
границы взаимной дозволенности и свободы в чув-
ствах.

          Эгоизм

Пожалуй, эгоизм является самым сильным каче-
ством и чувством, заставляющим требовать посто-
янства в любви.
Кого мы больше любим?
Аристотель считал, что того, кто ближе.
«А кто может быть ближе самого себя?» – про-
должал он.
Чернышевский говорил о «разумном эгоизме»,
понимая, что все эгоисты, и учитывая это в само-
ограничении своих исключительных притязаний.

          Ограниченность человеческих
          взаимоотношений или связей,
          сил и возможностей

Бальзак писал, что самая интересная женщи-
на – та, которая познала больше мужчин.
Маркс считал, что богатство человека, в том чис-
ле духовное, связано с богатством его обществен-
ных отношений.

Силы человека не беспредельны, и если он это
ощущает и хочет дать наибольшее удовлетворение лю-
бимому или «самому любимому» человеку, он не рас-
трачивается на других, заставляя свою волю противо-
стоять потребности наслаждаться любовью с другими.

Хотя мы все хотим любви,
любвеобилию не рада.
Обилие любви зови.
Любвеобилия не надо.
А то опять уйдёшь к другой –
в ней ищешь удовлетворения
и называешь дорогой,
а от меня ты ждёшь смирения.
Любовь мою не предавай,
не трать свою в порочном круге!
Обилие любви отдай
своей жене, а не подруге.


Ограниченность человеческих возможностей яв-
ляется, с одной стороны, следствием индивидуаль-
ной природы самого человека, зависящей от унас-
ледованных качеств и от его собственного развития.
С другой стороны, такая ограниченность – следствие
недоразвитости общественных отношений.
Поэтому многие люди в своей жизни не могут
найти даже одну-единственную любовь.

Да охранюся я от мушек,
От дев, не знающих любви,
От дружбы слишком нежной и –
От романтических старушек.

М.Ю. Лермонтов. Моя мольба

Александра Коллонтай считала, что в мире, где
миллиарды людей, один-единственный избранник,
встреченный тобой, вовсе не обязательно будет на-
стоящим, единственно для тебя предназначенным,
любимым. Скорее, наоборот, такого просто невоз-
можно найти.

          Страх и брезгливость

Страх обусловливается неполнотой нашего зна-
ния, а брезгливость, наоборот, его чрезмерностью
(подробностью знания деталей, на которые лучше
бы не обращать внимания, как, например, на лю-
бимую в туалете) или, в том и другом случае, неве-
жеством.
Мы боимся потерять то, что имеем, и то, что нам
необходимо.
Боимся не только измен, но и перемен в челове-
ческих взаимоотношениях.
Несмотря на все недостатки.
И брезгуем новым, ещё неизведанным вкусом
и чувством.
Думаем: «Дать выпить любовь из одного бокала
можно только одному избраннику».



* Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Примечание: Эссе о любви написано, в основном, в 1968 году, а в последующие годы автор вносил в него только некоторые стихотворные дополнения и правки.
Опубликовано в авторском сборнике Свободный человек-поэт. Книга третья: стихи, эссе, прозаические миниатюры и афоризмы. - М.: Издательство Российского союза писателей, 2015.- С.14-27.