Если небо тьма покроет...

Георгий Весна
Историк Сергей Соловьев подсчитал, что Россия с 800 по 1237 годы вынуждена была отражать военные нападения примерно раз в четыре года. Хотя это был период относительного спокойствия и безопасности, ибо Западная Европа еще не была готова к войнам на Русском Востоке. После кровавого опустошительного монгольского нашествия в последующие двести лет Русь отражала вторжения в среднем раз в год. Начиная с Куликовской битвы и до конца XIX века, Россия вынуждена была воевать, в среднем два года из трех лет. Историк Борис Никольский обобщает причины этих бесчисленных войн: "До середины VIII века, пока Россия не вмешивалась в дела Европы (т.е. примерно до Семилетней войны), все русские войны носили характер защиты собственных интересов, разумно и бережно охраняемых. Войн "династических", "религиозных" или просто от избытка воинственного пыла и стремления господствовать над соседями Россия не знала. Со времени нашествия татар и до Петра Великого России приходилось к тому же думать только об обороне, а когда позже, при Петре, она твердой ногой встала на Северо-Западе, а на Юге достигла Черного моря, это было не что иное, как борьба за ворота, за выход из собственного дома и двора".

"Так развертывалась в целом русская история - как история обороны, борьбы и жертв", - подводит итог Иван Ильин. Русские выстояли и самосохранились в невыносимых ни для одного народа в истории условиях, но какой ценой? Бесконечные нашествия с Запада, Юга и Востока разрушали дотла русские города, разоряли культуру, истребляли и калечили лучшую часть населения, наполняли русскими людьми средиземноморские рынки работорговли. Неисчислимые потери компенсировались только невероятной духовной стойкостью русского человека: "Господь терпел и нам велел". Самозащита в этих условиях тоже требовала сильного государства, а также расширения территорий - присоединения южных степей, бывших источником бесконечных набегов кочевников. Вместе с тем, вытянутость страны по широте, а также сложнейший рельеф границ создавал новые трудности для защиты и неблагоприятные условия для хозяйствования. Таким образом, получая по объективным причинам гораздо меньший прибавочный продукт, русский труженик вынужден был отчуждать гораздо большую, чем в Европе, его часть на государственную защиту.


Если небо тьма покроет...


Нет сейчас блаженных старцев и царей нет на Руси
Что же будем люди делать кто нас сможет повести?
Если небо тьма покроет, если враг возле домов
Кто нас с Богом позовет кто народ свой соберет?
Как  в былые времена собиралась рать большая
И под звон колоколов шла крушить орды врагов
Посмотрите на Руси все всегда к молитве шли
И блаженный шел и царь, и ребенок, пономарь
Церковь Русь оберегала в колыбели утешала
Если надо шла она вместе с Русью на врага
Потому, что все века Русь Святая  в ней жила
Как одно большое тело нераздельно сквозь века
Воспитала вера в Бога русский дух, веру во Христа
А сейчас, что тут творится если грянет запад к нам
Разбежимся, затаимся все по мышьим мы домам
Кто пойдет на бой с врагами и за что пойдут бойцы?
За что биться будут дети наши ведь они развращены?
Бой за деньги? Запад может  нашу армию купить!
И тогда нам не поможет уж никто их победить!
Вы проснитесь дилетанты кто планирует сраженья
Укрепляйте лучше веру Вы в Святую Русь свою
Собирайте дух народный, воскрешайте старину
Только с верой православной не сдадимся мы врагу!
Здесь не деньги все решают тут духовная борьба
Русь была сильна веками в генах наших кровь текла
С Божьей верой, что народ с Богом будет, не умрет!
Нет сейчас блаженных старцев и царей нет на Руси
Что же будем люди делать кто нас сможет повести?
Если небо тьма покроет, если враг возле домов
Кто нас с Богом позовет кто народ свой соберет?


Во имя выживания Россия всегда вынуждена была милитаризировать экономику и содержать боеспособную армию. При этом русская армия не была захватнической - с европейскими армиями ей приходилось сталкиваться только при нападении на Россию. Армия как институт выживания настолько естественен для России, что, как и воздух, этот факт может не замечаться и внутри страны: "Учились наши генералы у итальянцев эпохи Возрождения и у поляков эпохи вырождения, у шведов Карла XII и у немцев Фридриха Великого, у Наполеона и у Клаузевица - то есть у опыта всех тех армий, которые были разбиты нашей собственной. Но у нашей собственной - как же было учиться?.. Русская армия была самой победоносной армией всей мировой истории - включая в эту историю и Древний Рим" (И.Л.Солоневич).

Борьба за выживание в невероятно трудных условиях воспитывала в русском человеке предприимчивость, сообразительность, динамичный и разносторонний ум, непреклонную волю. За кратчайший исторический срок русский народ, проявив невиданный исторический динамизм и творческую энергию, цивилизовал огромные пространства - вплоть до Аляски и Русской Калифорнии, территории которых русские цари впоследствии уступили США. Объективные жизненные циклы воспитывали в народе привычку к чередованию периодов сверхнапряжения с необходимыми паузами расслабления. Русский мужик был просто обязан зимой лежать на печи, иначе летом у него не хватило бы сил для каторжной работы при сне не более четырех часов в сутки. Таковые циклы сверхнапряжения-расллабления были свойственны и общенациональному поведению, без чего недоступны были бы и освоение безмерных просторов, и защита от бесконечных нашествий и нескончаемых природных бедствий. Так формировался особый человеческий тип, и так характер русского народа отразился в облике государства, культуры и цивилизации. При этом таковая особость была непонятной для европейцев, и нередко трактовалась как "варварство", вызывающее позывы "цивилизовать" русских.

Вместе с тем, человеческая жизнь в огромной империи была возможна благодаря тому, что русскому государствообразующему народу была свойственна соборность, уживчивость с разнообразнейшими народами, веротерпимость. Многие народы добровольно входили в Российскую империю, присоединялись огромные территории, не имеющие собственной государственности, и только в некоторых случаях завоевывались земли, которые были источником постоянной угрозы для России. При этом русский народ не уничтожил, не поработил, не перекрестил насильственно ни один народ (что совершенно беспрецедентно на фоне колониальной политики западноевропейских народов, истребивших и поработивших коренное население нескольких материков). Русь защитила христианскую цивилизацию от татаро-монгольского нашествия. Россия никогда не совершала экспансии на Европу, со стороны которой ей веками грозила смертельная опасность. Русские войска были и в Берлине, и в Париже, но только при отражении агрессии. "Цивилизованные" французы в 1812 году взрывали русские храмы или устраивали в них конюшни, жгли московский Кремль, в то время как русские солдаты вели себя в Париже более чем галантно. Победоносные походы русской армии в Европу не заканчивались присоединением каких-либо земель, что было совершенно не принято на Западе. В отношениях с другими народами русские проявляли беспримерные нравственные качества.

Таким образом, "Тот, кто посмотрит на историю России с высоких идейных позиций, увидит картину предельного драматического напряжения: напряжения внешнего - военнополитического, и внутреннего - социального, духовного, нравственного, религиозного... Россия во все эпохи должна была выдерживать своеобразный, только ей свойственный груз жизненных проблем, который требовал от народа сил и способностей, развитие и упрочение которых в высшей степени осложнялось самой историей... Создается такое впечатление, что ангел-хранитель России больше всего неукоснительно заботился о закалке народной души путем испытаний и избегал даже намека на изнеженность ее. Кажется, все было как бы предусмотрено для того, чтобы генетически, изнутри одарить народ талантами, но зато извне создать для него самые тяжкие жизненные условия, какие только можно представить" (Н.А.Ильин).

Безусловно, русская судьба состоит из очевидных и, вместе с тем, уникальных исторических фактов, ибо ни один цивилизованный народ в истории не выжил в подобных обстоятельствах, русский же народ не только самосохранился, но и создал самое большое в мировой истории многонациональное государство, великую культуру и русскую православную цивилизацию. Закономерно, что при всем этом русский характер, русские формы жизни резко отличаются от европейских, естественное для Запада (как хорошее, так и дурное) было неестественным для России. К трагической истории мы приговорены объективными условиями и обстоятельствами жизни, достижения же наши - вопреки всему объективно-внешнему и выражают наш национальный гений. Из всех исторических испытаний и бедствий русский народ выходил еще более сильным, - есть основания полагать, что и ныне это так. Что подвигало народ на беспримерные исторические свершения и проявление невиданных качеств? Это ставит вопрос о загадке русского национального духа, о его сущности и его диалектике, об исторической судьбе и современном назначении русского народа.


см.картину "На Руси"  Михаил Васильевич Нестеров