Ипуть - моя река

Немного Солнца
Предвкушение необычной и радостной встречи будоражило  меня, не давало сосредоточиться на чем-нибудь. Еще бы!  Я ехала к своей реке.
Много лет она течет  не только в моем городе детства, но и в моем сердце. Я приезжала  в свой город, а значит,— и к ней летом.  Бродила с фотокамерой по ее берегам и под полуденным солнцем, когда на песчаных пляжах было многолюдно и весело,  и вечерами, наблюдая ее в закатных лучах.  Любовалась желтыми кувшинками в тихих заводях,  голубыми стрекозами, которые постоянно сновали над влажными зелеными листьями, а если и садились на них, то лишь на секунду,  чтобы снова взлететь, убежать от объектива фотокамеры. Деревья, растущие по берегам, отражались в живом зеркале,  и только ветер мог  своим дыханием размывать, растушевывать изображение на этом движущемся и влажном холсте.

Прохладные листья кувшинок —
Пристанище синих стрекоз,
Блестят в ожиданье пушинок,
Изящества хрупкого поз.

С беспечностью или отвагой
Крылатые феи снуют —
Обласканы солнцем и влагой,
На листьях находят приют.

На глади прибрежной, в затоне
Раскрыты, надежны, легки
Зеленые эти ладони
Заботливой тихой реки.

Недалеко от моего дома находится правый, высокий берег реки, на котором почти двести лет назад, а может, и того больше было устроено кладбище.  Там проходит геологический разрез. Если идти по самому краю, то видна долина реки, простирающаяся  на многие километры, до самого горизонта.
В детстве с девчонками-подружками мы прибегали сюда и съезжали по песчаному скосу вниз, к воде. Там были привязаны лодки, мы раскачивались на них, сидели, свесив ноги в теплую воду, и щебетали о чем-то... Долина реки, большая, заросшая травой, кустарником, уходила далеко-далеко, туда, где начинался лес.
Река делится на множество рукавов, петляет и проходит через весь город. Поэтому в городе есть мосты, плотины, у которых тихая вода  начинает бурлить, пениться, и пугать водоворотами.
С течением лет в жизни реки, как и в жизни любого живого существа, происходят изменения — появляются новые отмели, островки. Сначала  из воды появляется песчаный бугорок. Он становится все больше и больше. Потом начинает зарастать тростником, ивняком, потом появляются другие деревца и растения. Река огибает его, меняется русло...
Я приезжала зимой, когда река была скована льдом и занесена снегом. И так странно было ходить  по ней, знать, что она бежит под ногами, что жизнь в ней продолжается. 
Рыбаки пробивали во льду полыньи, и из них выглядывала рыба, жадно хватая ртом морозный воздух.  Помню, как в детстве я удивлялась хитрости дедушки моей подружки. Он жил на берегу реки, был заядлым рыбаком.  А еще, наверное,—  чародеем, потому что зимой он опускал в прорубь корзину на веревке.  А утром доставал ее, полную рыбы.  Это так и осталось для меня загадкой — почему рыба туда заплывала.
Весной я старалась приехать  так, чтобы увидеть половодье, разлив реки, ее освобождение.  Стихия захватывала!  Прибрежные деревья стояли  в воде, льдины ломались, крошились, уносились вниз по течению. Луга, острова, пляжи — все было скрыто под водой, которая обладала какой-то магической силой, потому что увлекала, тянула за собой...

Люблю, когда, ломая лед,
Река противится покою,
И ветра вешнего полет
Сравним с божественной рукою,
Которая дарует нам
Минуты радости и неги
И пробуждает птичий гам
И веток новые побеги.
О, как хочу рекою стать
И вкус почувствовать свободы,
И половодьем наверстать
В покое прожитые годы!


И вот сейчас, в позднюю осень, мне предстояло встретиться  со своей рекой.  Какая она, как встретит меня,  о чем расскажет?
Еще в поезде я увидела из окна вагона, как широко и далеко разлился Днепр, который мы проезжали.  В нем были воды и моей реки, являющейся   притоком Сожа, впадающего в Днепр. Казалось, что поезд плыл по водной глади, и только деревья, кустарники да столбы, стоящие по колено в воде, указывали на то, что это всего лишь долина реки.  Так вот он какой — осенний паводок! И мне захотелось скорее увидеть свою Ипуть.
Моя река была такая же полноводная,  как и весной.  Исчезли пляжи, ушли в воду островки...  Я спустилась вниз, на мокрый песок.  Волны подкатывали к ногам, шевелили зеленые заросли травы, оказавшейся под водой, и песчаное дно  было ребристым и светлым.  Оно повторяло линию волн.  Было тихо и спокойно в природе.  Плеск волны, приглушенные краски обнаженных деревьев, кустов, серое небо, отражавшееся в серебряной глади реки,— все жило ожиданием.  Ожиданием зимы. Ожиданием покоя. Река мудро принимала неизбежное. И эта ее покорность вызывала во мне удивительное созвучие. На душе становилось спокойно. Ушли куда-то обиды, заботы, волнения. Пришло мудрое смирение и понимание того, что жизнь продолжается, даже если она замирает на какое-то время. И всегда впереди неизбежная весна. Главное — не останавливаться, а идти вперед.
Моя река называется Ипуть. Ее имя как наказ мне: «И — путь!»

 
Справка из интернета:
Река Ипуть – левый приток реки Сож (бассейн реки Днепр). Протекает по территории Могилевской (Климовичский район) и Гомельской (Добрушский, Гомельский районы) областей Беларуси, а также по Смоленской и Брянской областям России.
Исток реки находится в Могилевской области,  река впадает в Сож близ Гомеля. Общая длина реки 437 км, на территории Беларуси – 64 км. Площадь водосбора 10900 км2.
Речная долина трапецеидальная, ширина в истоковой части 1-1,5 км, ниже 2,5-3,5 км, на участке от гидрологического поста Сураж до устья 4-8 км.
Пойма двусторонняя, местами чередуется по берегам, ширина в верховье от 1,5 до 12 м, на остальном протяжении 20-50 м.