Домострой

Георгий Асеев
                Путевые заметки

                Научи      меня,        БОЖЕ,      любить
                Всем   умом    ТЕБЯ,   всем   помышленьем,
                Чтоб    и      душу    ТЕБЕ     посвятить
                И  всю  жизнь  с  каждым  сердца  биеньем...

                Всех, которых пришёл  искупить
                ТЫ  СВОЕЮ  ПРЕЧИСТОЮ  КРОВЬЮ,
                Бескорыстной, глубокой любовью
                Научи   меня,   БОЖЕ,  любить!
                К. Р.


      В паломнической поездке по северо-западным областям нашей Отчизны, в первую очередь, посетив памятники новгородской  и  псковской  земли:
• Кафедральный  cобор  Cвятой  Софии, хранящий чудотворную икону  Божией  Матери, именуемую «Знамение», в Новгородском Кремле, на территории последнего находится истинно народный по духу скульптурный шедевр 1862 года работы  Михаила Осиповича  Микешина  (1835 - 1896)  «Тысячелетие  России»;
• Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь с могилой поэта Гавриилы Романовича Державина (1743 - 1816);
• Свято-Троицкий кафедральный Собор в Пскове, построенный святой княгиней Ольгой на месте пророческого видения образа ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ, явленного в виде светоносных лучей, озаряющих правый берег реки Великой, и Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель – эту деятельную хранительницу традиций дореволюционного старчества (особенно Валаамского монастыря) и множества ухоженных могил славных родов: Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Плещеевых, Кутузовых, Мусорских, Симанских, а вообще тут в «Богом созданных пещерах» (дата открытия пещер – 1392 год) захоронено более 10 тысяч человек;
• Иоанно-Богословский  Крыпецкий монастырь с могилой  инока Антония (в миру крупнейшего государственного деятеля эпохи Государя Алексея Михайловича Романова – Афанасия Лаврентьевича  Ордын-Нащокина (1605 - 1680);
• Древний город-крепость Изборск, где княжил легендарный Трувор (ск.  865);
• Святогорский  монастырь  с  могилой  исконно   русского   поэта Александра   Сергеевича   Пушкина (1799 - 1837);
• Храм Ильи Пророка в погосте Выбуты, где состоялась встреча будущих супругов –  святой равноапостольной великой княгине Ольги с великим князем Игорем) –
путешествующие всюду чувствовали присутствие могучего русского  духа!
 
      Моё естество с каждым вздохом  всё более ощущало необычайную свежесть и лёгкость; ум наполнялся светлыми и ясными мыслями; душа ликовала: то пребывая на Богослужениях, то созерцая чудесные ландшафты с вековыми лесами, холмами, лощинами,  озёрами  и  реками.
      Сюда – в хранимый БОГОМ от духовного поругания край – в лютые годы русской истории стекались под покров ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ православные молитвенники и подвижники благочестия со всех концов истерзанной врагами Руси.

      Очутившись в дни своего сорокалетия в живописнейших придонских вытных землях, где на месте явления  в XIV веке МАТЕРИ БОЖИЕЙ Тамерлану, преградившей завоевателю путь на Русь, расположен (на полугоре при впадении речки Тешевки в Дон) Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь (основан около 1610 года двумя монашествующими старцами Кириллом и Герасимом, пришедшими сюда из Московского Сретенского монастыря по благословению святого Патриарха  Ермогена), я особо почуял – после омовения в купальне у святого источника с усердной покаянной молитвой и причащения СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН в соборе, воздвигнутом в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, у раки с мощами «Русского Златоуста» святителя Тихона Задонского – обновление своего «сокровенного сердца  человека», тело которого становилось храмом БОЖИИМ.

       Пришло ясное понимание значимости момента:
• во-первых, пора выйти из «затвора келейного созерцания» на деятельное поприще служения Церкви и Отечеству, преодолевая приступы искушений: маловерия, малодушия, зависти, озлобления, тщеславия, уныния, страха, лени, расслабления от настоящей неудовлетворённости и грядущей неизвестности, «щемящего» отчаяния от одиночества; 
• во-вторых, во мне укоренилось стремление  (с непрестанным благодарением за посылаемые скорби и радости) полностью довериться   ВСЕПРАВЕДНОМУ   ПРОМЫСЛИТЕЛЮ.
       Я сделал свой выбор православной  веры и принял Святое  Крещение в день памяти святителя Тихона Задонского – тогда же, 26 августа 1990 года, во Владимирском соборе Задонской обители состоялось первое архиерейское Богослужение после долгих лет забвения.
 
      Находясь в уютном Воронеже (этот стратегический форпост на  реке Воронеж возник на южных великорусских рубежах в 1586 году; город – колыбель русского военно-морского флота, тут в 1703 году учреждается Административный приказ; по подсчётам историков: Государь Пётр Первый провёл на воронежской земле с 1696 по 1722 годы в общей сложности 400 дней; здесь в феврале-марте 1703 года по благословению епископа Воронежского Митрофана (1623 - 1703) формируется идея основания будущей столицы царства – Санкт-Петербурга), поклонился в Покровском кафедральном соборе мощам святителя Митрофана Воронежского.
      «Небесный Флотоводец» половину жизни провёл в миру: был женат, имел сына и служил приходским священником. 25 июня по ст. ст. 1682 года участвовал в венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей: держал в руках царскую державу и венец будущего Императора Всероссийского, тогда же благословил юного Петра чудотворным образом  Казанской  Божией  Матери.
      В своём духовном завещании угодник БОЖИЙ пишет:
              «Для всякого же человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно пий, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасён будеши».
      При пострижении в схиму «светильник веры, ревнитель благочестия и преславный России чудотворец» Митрофан принял имя Макария – в память преподобного Макария Унженского, в обители которого он был игуменом до возведения в сан Воронежского  епископа. В день памяти Митрофана Воронежского  20 августа 2000 года была прославлена в лике святых царская семья Романовых.
      После водосвятного молебна с прочтением акафиста святителю Митрофану у его гробницы я ощутил благословенную силу для самоутверждения на путях праведной жизни в миру.

      P. S.  Благотворное умонастроение нации во многом определяется семейным благополучием граждан и традиционным домашним микроклиматом. Именно дома закладываются нравственные устои общественного взаимоуважения, понимания нужд и различий полов и возрастов.
      Обычно в семьях, культивирующих во взаимоотношениях обычаи русского «Домостроя» (честь и долг, великодушие и скромность, терпимость и сострадание, внимание и заботу,  нежность и добродушие, рачительность и трудолюбие), царит  любовь.   
2004