Любовь

Объективный Критик
   Пожалуй, среди всех известных сектантских или еретических учений, нет такого, которое  тем или иным образом не придерживалось и не пропагандировало бы евангельское определение Бога как абсолютной любви.
 
   В самом деле, наверное, даже оголтелые атеисты в минуту благодушия склонны считать, что если  и существует Бог, то это может быть только такой Бог, который, не взирая на лица, проявляет ко всем милость и оказывает сострадание. Правда тут же, вспомнив, каким представляет Бога Библия, он открестится от Него руками и ногами. Сектанты же поступают иначе, возводя в абсолют знаменитую новозаветную формулу Бога и не обращая внимания на другие определения Бога, встречаемые в Библии. А между тем она недвусмысленно называет Бога и «Судией» (Иов. 37:23, Пс. 74:8, Деян. 10:42, 2-е Тим. 4:8 и проч.), и «воздаятелем» (Сир. 35:10), и «огнем поядающим» (Евр. 12:29), и т.д.
 
   На самом деле, кажется, что еретики и сектанты формулу «Бог есть любовь» развернули и прочитали в обратном порядке, т.е. «любовь есть Бог». Согласимся, что такое определение любви (как Бога) само по себе отрицает все другие определения Бога и суживает вообще всякое разумное представление о Творце. Ведь получается, что Бог есть проявление любви, тогда как здравый смысл подсказывает, что это любовь должна быть проявлением Бога, а не наоборот. Допустим, определением Бога, как Судии, не отменяется вообще любое другое Его определение, почему же тогда надо втискивать понятие о Боге в формулу «Бог есть любовь», превращая ее в некое прокрустово ложе, из которого рассудку уже трудно вырваться? Следовательно, любовь не есть Бог сама по себе. Бог – да, Бог есть любовь, но любовь не является Богом.

   Это очень приятно для человека – ограничить Бога одной только любовью. Ибо в данном контексте любовь понимается как всепрощение и попустительство любым поступкам и деяниям. Именно из формулы «Бог есть любовь» и родилась одна из главных ересей в христианстве -  апокатастасис или учение о всеспасении, потому что ум человеческий, ослепленный вышеназванной формулой, не может представить и принять Бога как Того, Кто способен не только простить, но и отвергнуть, и попустить наказание для вразумления, и в конечном итоге – отделить верных Ему от неверных на Страшном Суде. Милосердие – свойственно Богу, но Богу так же свойствен и праведный гнев.

   На самом деле, тяжело и тревожно усвоить мысль о том, что Бог способен не только прощать,  ибо это делает собственную уверенность в спасении шаткой, неустойчивой. И примеры святых, которые до конца дней своих не были уверены в том, что спасутся, показывают, что их духовный опыт открывал им нечто такое о Боге, на что наш рационализ и догматизм старается закрыть глаза и за формулою «Бог есть любовь» не видит того, что было очевидно для святых.

   С другой стороны, представляется странным, чтобы Бог отвергнул Свое же собственное творение, не принял кого-либо только потому, что он имеет некий неискупленный грех. В действительности же ситуация выглядит несколько иначе. Отцы Церкви учили, что это не Бог способен не принять грешника, а сам грешник вправе не захотеть принять Бога.

   Один из Отцов Церкви, показывая, что быть или не быть с Богом зависит не столько от Бога, сколько от самого человека, приводит интересную трактовку известной евангельской притчи о блудном сыне. Блудный сын притчи – это человек, который раскаялся и вернулся обратно к Богу. Здесь всё понятно. Интересна реакция старшего сына из этой притчи, который огорчился тому, что отец принял его брата обратно. И старший сын уже не мог разделить со всеми радость, связанную с возвращением младщего сына,  но пребывал в скорби. Так вот, образ старшего сына, не радующегося, а скорбящего, это и есть человек, который в грядущем Царствии Божием будет испытывать муку и страдание, и вовсе не из-за того, что кто-то его специально будет мучить, а потому, что его станет терзать собственный грех, как, в примере из притчи, старшего сына терзала зависть и гнев на отца и брата.
   
   Быть вне Царства Божия, когда будет «Бог все во всем» (1 Кор. 15: 28) – невозможно. Отцы Церкви учат, что поскольку «Бог есть свет» (1-е Ин. 1:5), то и Царство Божие – это Царство всеобщего света, где нет никакой тьмы. И, значит, имея в себе самом тьму, нельзя быть не обожженным светом. Ведь адский огонь – это тот же самый свет Божий, который грешником и воспринимается как источник его страдания, как некогда Христос был воспринят бесами, которыми был одержим человек, как причина их муки: «И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мат. 8:29). Таким образом, подлинный источник муки для человека – не Бог, а грех, затемняющий образ Божий в человеке.