Маски. Глава 2

Натали Бондаренко Защепкина
Эпиграф http://stihi.ru/2009/12/17/6001
Маски. глава 1 http://stihi.ru/2009/12/17/7374

 Весеннее солнце после долгого перерыва выглянуло из-за туч, неся радостное возбуждение всему живому. Со всех сторон были слышны звуки уже пробудившейся от зимней спячки жизни. 
 Но, здесь, в восточной части Парижа было тихо.
 Мужчина средних лет,  не спеша, шел по аллее де ла Шапель на кладбище Pеre Lachaise. Сегодня здесь было не многолюдно. Каждую неделю он ходил сюда вот уже сорок лет. И каждый раз оставлял пурпурную розу на мемориальной плите, где была похоронена его первая любовь – женщина необыкновенной судьбы, которая так и не узнала о любви своего верного друга.
  Мужчина остановился перед мемориальной плитой, положил на нее розу, нервно пригладил абсолютно белые густые волосы. Прошло уже столько лет, но тот ее последний спектакль он не может забыть до сих пор, как не может забыть и ее, ее глаза, улыбку и последние слова, сказанные на сцене.
  Вторая мировая война заканчивалась, играли Шиллера «Марию Стюарт». Марию играла любимица парижан, актриса с русским именем Ольга. Никто не знал, что эта, хрупкая на первый взгляд, женщина, перенесла столько личного горя и столько лет была в группе сопротивления. Парижане принимали ее за француженку. Она в совершенстве владела пятью языками, но только он знал, что родным для нее был русский.
  Сколько потерь понесла эта женщина! В начале войны она узнала, что мужа ее нет в живых, а маленькая дочь была отдана в один из детских домов, который эмигрировал куда-то за Урал. Ни по имени, ни по фамилии ребенка так и не удалось найти, возможно, данные были просто утеряны. И вот тогда он, двадцатилетний юноша, ее связной, стал для нее самым близким человеком – ее другом.
  Стайка птиц, испуганная чьими-то быстрыми шагами сорвалась с дерева, заставив мужчину вздрогнуть от неожиданности. Он вспомнил как перед последним спектаклем, актриса, словно предчувствуя свою смерть, отдала ему деревянный ларец с просьбой, если что-то случится, передать ларец ее дочери. Навсегда в память врезались ее слова перед последним выходом на сцену:
- Я больше не буду прятать ни свое лицо, ни свои чувства!
  Сказав это, женщина поцеловала встревоженного юношу и вышла на сцену.
После незабываемого предсмертного монолога Марии, который она прочитала почему-то на русском языке:
- …Вы мне сулили не свободу только,
Я счастье с вами думала найти,
Благодеянье обновленной жизни.
Теперь, перед уходом, без стыда
Могу я в этой слабости признаться.
Живите же, и если в силах вы
О счастье думать, наслаждайтесь счастьем.
Вы, домогавшийся двух королев,
Какое сердце предали на муку!...*

   …Вдруг раздался выстрел...
   Пуля смертельно ранила актрису, и она, доиграв роль, умерла за кулисами. Убийца был найден, но это не могло вернуть ее к жизни.
   Ее похоронили здесь на Pеre Lachaise  рядом с другими великими актерами и драматургами, а не на de Sainte-Geneviеve-des-Bois, несмотря на то, что она была русской.
   Он остался в Париже навсегда, чтобы каждую неделю быть здесь, чтобы любимая не была одинока.
   Много позже он женился на парижанке, у него был сын, но так и не смог забыть эту женщину с трагической судьбой и прекрасными глазами.
   Уже много лет он ищет ее дочь, но пока все усилия тщетны.  Но все равно, он ее найдет, чего бы то ему это не стоило! Он обещал ей это.
   В душе мужчины зазвучали строчки любимой поэтессы актрисы:
"Сегодня мне письма не принесли:
Забыл он написать или уехал;
Весна, как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли...
Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой,
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Он был со мной еще совсем недавно...
Я слышу: легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк..."**

Весна вступала в свои права…


19.12.2009
* Приведен отрывок из пьесы "Мария Стюарт" в переводе Пастернака
** Стихи А. Ахматовой

Картинка из интернета