25. Легенда о параллельных кривых - Дилетант

Евгений Овсянников
Дилетант
В ночь перед уходом Дилетанту не спалось: не давали покоя мысли о дальней дороге, о том, что может ждать его в Гнезде. Временами он думал о Неле - с тревогой и смутной жалостью; сейчас только он обнаружил, что за время жизни своей у Неле он очень привязался к девочке.
   Похоже и Неле не спалось, потому что Дилетант слышал, как посреди ночи раздались в комнате осторожные шаги и в дальнем углу, у самого пола затеплилась лучина. Борясь с желанием скинуть с себя окончательно остатки сна, Дилетант подумал, что Неле вспомнила о какой-нибудь вещи, которую забыла положить в его заплечный мешок, сбору которого она посвятила почти весь вечер. Из угла, освещённого лучиной, доносились негромкие шорохи и звуки. Затем послышался шёпот, Неле начала что-то вполголоса напевать. Тут любопытство взяло верх, и Дилетант поднял голову над подушкой. Неле…играла в куклы! "Неле?! Какие куклы могут быть, - ночь! Тебе нужно выспаться перед завтрашним днём.." взглянув девочку, он заметил быструю перемену выражений её лица. Испуг сменился крайним смущением - девчонка буквально залилась румянцем, заметным даже в скудном свете лучины. Рука, державшая небольшую деревянную куколку, замерла, Неле снова смотрела на Дилетанта широко распахнутыми глазами: На её глаза наворачивались слёзы
- Зачем так…ты не должен был этого видеть...почему так получилось…Неле моргнула ресницами, с которых сорвалась блеснувшая в  свете пламени слеза, - Ты не должен был видеть кукол…
- Неле, ну что ты, разве это стыдно - играть в куклы? Во всяком случае, мне почему-то кажется, что в тех местах, откуда я родом - хоть я их и  совсем не помню - девочкам не запрещается играть в куклы, даже когда они уж довольно большие. И в этом нет ничего постыдного! Неле, не обращай на меня внимания, играй!!!
- Ты ничего не понял, - голос Неле дрожал, промелькнула в нём нотка облегчения, - но…придётся мне тебе рассказать, ты ви дел, и теперь уже ничего не поправишь!
- Что я видел? Что случилось?!
- Как что?! Ах, да…это у вас девочки возятся с куклами…А может быть, вы и кошек дома держите?! Неле рассмеялась сквозь слёзы.
- Конечно держим! А что здесь особенного?!
- Ох, про кошек лучше в другой раз, хорошо? Слишком много для одного вечера…то есть ночи. Я совсем забыла, что у вас кукол держать могут девочки. В нашем племени это было занятие мужчин.
     Теперь настала очередь удивляться Дилетанту.
- Игра в куклы - мужское занятие?! - он не мог сдержать улыбки.
- Да не игра! Не игра это вовсе, не играю я! Разве ты не видишь? Это гадательные куклы! Нужно мне было дать тебе сонного отвара, как я и хотела сделать вначале…зря понадеялась на то, что сон твой будет крепок. Куклы - для гадания и…как это говорят у вас - предсказания будущего. Только предсказание - как-то неуклюже звучит. Куклы сами показывают, что случится…но теперь ты всё увидел, и гадание испорчено.
- Но почему? Чем я помешал?!
- Вот эта кукла - это ты. А по правилам тот, на кого гадают, не должен видеть своего маленького деревянного двойника…

- Неле, раз уж мы оба не спим, расскажи поподробнее об этом…гадании.

- Нипочём бы не рассказала, если бы не была сама Выпавшей-из-Гнезда. Но будем считать, что на меня запрет не распространяется. - Дилетант заметил, что где-то в глубине глаз Неле искрятся лукавинки, и одновременно - вот парадокс - оно оставалось серьёзным. - Обычай гадать на куклах древний, никто и не припомнит, когда появился, вроде бы, от века был. Ну вот мы, например, ложками тоже пользуемся, а когда оно повелось - неведомо, вроде бы как всегда оно и было. У каждого мужчины племени  есть набор кукол. Кукол носят с собой в мешочке, и нет хуже напасти, чем куклу потерять. Небольшие, в пять ногтей, числом не более дюжины, иначе толкаться в мешочке начнут. Поэтому чужих кукол никто не берёт, не к добру это. И цвета куклы разного должны быть, каждый месяц их перекрашивать надобно. В месяц Ночных Криков кукла должна быть чёрной, в месяц Плодов - оранжевой, в месяц Шёпота Звёзд - молочно-голубой…Тогда они небо слышат и с календарём в ладу. Не перекрасить куклу вовремя - всё равно что выкинуть её, не будет никакого толку от неё, один обман.

- Неле, а ты сказала, что куклы только у взрослых мужчин…

- Ну конечно, а у кого же ещё?! 

- А откуда они кукол берут?

- Их Бруно делает. Он сейчас деревянщик, он, значит, кукол и режет, - сам дерево в лесу находит, сам духам деревьев песни сочиняет, сам  дымом окуривает, перед тем, как срубить, сам переселенцам гнёзда вьёт…После того, как

- Переселенцам?!

- Ну да…на деревьях-то птицы живут, никогда не замечал? - улыбнулась Неле. Если птица в гнезде - не тронь, думать о дереве забудь, если нет - руби, только сначала гнёздышко-переселенье-то свей, да на другом каком дереве поблизости размести…
Так, незаметно прошла ночь - за разговором о гаданиях и жизни в племени, о родичах Неле и суровой природе предгорий. Вспомнить о времени заставил бледный рассвет, нехотя проникавший в окно хижины - пора было выходить в путь. От Дилетанта не могло укрыться, что Неле нервничала, - когда она готовила завтрак, всё валилось у неё из рук. Она то и дело тёрла свой лоб, бормоча что-то под нос, без конца передирала собранные в дорогу вещи, …На самом деле Дилетант видел, что она расстроена его уходом. В конце концов, проходя очередной раз мимо мешка, собранного в дорогу для Дилетанта, Неле запнулась и растянулась на полу. Из глаз её брызнули слёзы.
- Ну что, что случилось, маленькая моя? - Дилетант прижал головку Неле к своей груди и успокаивающе погладил. 
- Тебе хорошо, - ты уходишь, а я…голос Неле дрожал, - я остаюсь. И потом, - гадание, наверное, не сбудется, раз ты его увидел, но когда я расставила куклы, я ясно увидела, что тебе угрожает опасность! - почти крикнула Неле, и тут же прижала ладошку ко рту, - и добавила уже полушёпотом:
- Ох, зачем я это сказала…Плач её стал ещё горше.
- Долгие проводы - лишние слёзы, - подумал Дилетант. У него самого на душе кошки скребли. Не хотелось покидать этот скромный, но надёжный уют, не хотелось уходить от тепла очага. И ещё его тоже тревожила неизвестность - как-то встретит его племя? Если доберусь до него, мысленно добавлял он с горькой улыбкой.
- Дил, - Неле вытерла слёзы рукавом и всхлипнула, - ты вернёшься? Я увижу тебя снова?
- Ну конечно! Дилетант постарался придать своему голосу бодрости, - конечно, вернусь.
- А ты оставь…оставь мне что-нибудь, что будет напоминать о тебе.
- Хорошо. Только у меня ведь ничего нет.
- Есть. То, что принадлежит только тебе, единственная вещь. Помнишь, та металлическая штучка?
- Конечно, возьми, - Дилетант вынул маленький заострённый кусочек металла, - вот…
- Спасибо! Неле улыбнулась…