в чем сила, брат

Алексей Герасимов
ПРЕДИСЛОВИЕ. Ниже моя рецензия на фильм "Братья Гримм" Терри Гиллиама, написанная хрен знает когда. Рецензия довольно ворчливая и, как сейчас, вижу не очень справедливая. На самом деле картина хорошая. Причины моей тогдашней злости и радраженности: 1) от Терри Гиллиама я ждал большего, а ожидать "чего-то" от авторов и потом разочаровываться, это глупо: авторы творят вовсе не для того, чтобы оправдывать чьи-то надежды. Так и меня удивляет, когда кто-то говорит: "Вот, ты тогда писал ТАК, а теперь ЭДАК, и вот, тогда нам нравилось больше!" Это фигня все! Я не стал писать хуже, я просто уже другой человек, а значит и другой автор. 2) У меня в то время был психологически тяжелый период, и я вообще был злой и раздраженный на всех и всё. Теперь я редко занимаюсь критикой: свое создавать интересней.

Но все-таки публикую эту рецензию, потому что, считаю, в ней много плюсов. И главный плюс - по ней видно, каким бы классным я мог бы стать журналюгой-злыднем, если бы в СМИ не платили жалкие гроши даже за хорошую работу. То есть, платят там не за качество, сложность, занимательность текстов, и даже не за популярность автора, а за ОБЪЕМ им опубликованного. Мои статьи читали с удовольствием даже корректоры (а это высший пилотаж, если корректор перестает искать ошибки и начинает зачитываться текстом). И мои колонки в ЖЗЛ были очень популярны, на тот момент я был одним из самых популярных авторов в ЛР. А платили мне также, как и всем, то есть - мало.

И я решил направить свои стопы в те сферы, где настоящие гонорары (то есть, процент от прибыли, что более справедливо), а не бублики за пол-рублика!!!!!!! Пусть издатели сами за такие гонорары пишут, а я пошел.... Вобщем, как говорится, "скромность - достоинство, когда нет других достоинств". Итак, рецка

Ужасно разочаровывают старые индейцы кинематографа. Легендарные режиссеры, умные и независимые, снимают такую засахаренную сверх всякой меры «клюкву», как, например, «Александр Великий» или «Банды Нью-Йорка», что диву даешься. Я бы понял, если бы молодые люди брались за подобные проекты: славы и денег хочется, да побыстрее, пока женилка еще работает! Но этим-то последним ирокезам Эпохи Великих Фильмов ради чего на старости лет позориться?!

И вот уважаемый Терри Гиллиам туда же пополз! Его «Братья Гримм» тем сильнее разочаровывают, что ждешь от него не беззубой сказочки, а сюрреалистически яркого и безумного полотна. А ведь можно было похулиганить, можно…. Материал-то позволял!!

Ну, ладно, не получилось шедевра, рождественские сказочки тоже кому-то нужны. Но так ведь и сказочки не получилось у Гиллиама. Визуально все вроде в порядке, картинки красивые, но история трещит и расползается по швам. Вот, например, придурковатый палач-итальянец: сначала он - враг братьев Гримм, но ближе к концу переходит на их сторону. Чего ради переходит? Какие у него для этого мотивы? Это совершенно не проработано. Не прописан хорошо и образ французского генерала. Довольно пошловатый вышел образ, чего уж там: генерал рыгает и вспоминает об омлете, когда его прокалывают шпагой…. Очень остроумно….

Между братьями Гримм – застарелый конфликт. Один из них косвенно виновен в смерти их младшей сестренки. Но и этот конфликт не разрешен до конца. Сценарист к концу фильма про случай с сестренкой вроде как забывает. Ну, так и на фига вообще было драматизм нагнетать!

А какая была возможность поиграть с образом «живого мертвеца» - королевы! То она роковая красавица, то гниющая развалина. Сколько из этого смыслов можно было извлечь! Сколько в этом предельно извращенного эротизма можно было увидеть! Ну и чего? Да так, ничего…. То одного балбеса королева за загривком когтями почешет, то другого, то в ухо ему подышит, чмокая вишневыми губами, то глазищи выкатит, как жаба, и никакой в ней особой инфернальности не чувствуется. А в роли королевы, меж тем, – Моника Белуччи. Это ж надо додуматься, таким микроскопом гвозди заколачивать!

Продолжать можно и дальше – не стоит. Замечу только, что все минусы фильма, это минусы скорее сценариста, нежели оператора, художника или актеров. И так же, как партии гниют с вождей, так и современный кинематограф начал гнить – со сценаристов. Историю прежде всего нужно продумать, историю!