Предлагаем отменить время

Срочный Ремонт Всего
"Началось всё с того, что безработный житель Рейкьявика, в прошлом моряк и разнорабочий, а по призванию поэт и философ, - Гудмунд Сверриссон и его друг, Стейнгрим Торстейнссон, преподаватель истории искусств в университете – опубликовали в центральной газете статью, в которой заявляли, что они – ни больше, ни меньше, - отменяют летоисчисление и всякое точное измерение времени в прошлом, будущем и настоящем, даже отменяют сами понятия «прошлое», «настоящее» и «будущее», - и призывают всё население земли сделать то же самое. Излишняя сосредоточенность на сроках и датах, писал Гудмунд, только отвлекает человечество от более важных проблем. Она заставляет людей уделять больше внимания скорости работы, а не её качеству, парализует лучшие творческие силы. Разве строители возведут прочный и красивый дом, если от них требуют сдачи «объекта» непременно к указанной дате? Разве ученый сможет сделать научное открытие, если его обязывают непременно дописать диссертацию к строго определённому времени? А уж о каком прогрессе в обществе может идти речь, если сплошь и рядом посредственных, но пунктуальных работников предпочитают неорганизованным нерасторопным гениям? Измерения времени в современном мире – не просто измерения: это культ, вера, а вечно спешащая секундная стрелка и лист календаря – суровые боги, постоянно требующие жертв. Современным людям, рассуждал Гудмунд, вопрос о времени важен не только тогда, когда от нашего промедления или спешки действительно что-то зависит (например, когда мы мчимся на пожар или спасаем тяжело больного). Нет, нам нужно знать время даже тогда, когда это знание решительно ничего не меняет. Оно интересно нам не только в нашем личном быту, но и применительно к посторонним людям, минувшим дням. Зачем, например, историкам ломать копья по поводу того, родился ли Йоун Сигурдссон 17-ого или 18-ого июня? Комбинации дат и цифр, будь они ложные или истинные, всё равно не отменят того факта, что Йоун был великим борцом за независимость Исландии от датской короны. Или, скажем, что изменится для современных исландцев, если мы узнаем, что Исландия была заселена не в 874 году, а раньше или позже? Или, например, -  какой смысл имеет устанавливать, что бомба взорвалась в три часа ровно, а не в три пятнадцать, если все эти измерения всё равно не помогут пострадавшим при взрыве? Такие исчисления занимают умы не по причине своей практической важности, а просто потому, что время возведено в статус божественной силы…
В дополнявшем этот манифест историческом экскурсе, который сочинил Стейнгрим, доказывалось, что отмена традиционных единиц измерения времени вовсе не повредит развитию точных наук, не отбросит их на много веков назад. В истории, утешал автор, бывали прецеденты, когда измерения времени проводились без привычных нам часов, минут и секунд. Стейнгрим приводил в пример научные эксперименты Леонардо да Винчи: в эпоху, когда население Европы не было знакомо с минутами и секундами, длительность опыта записывалась, например, так: «Бомба взорвётся по истечении того времени, которое требуется, чтобы три раза прочитать „Ave Maria““. Те, кто знает,  какой промежуток времени требуется для того, чтоб прочитать короткую католическую молитву, воспримут такое измерение как очень точное. Для нас оно неожиданно, но оно не хуже и не ущербнее того, к чему мы привыкли. Ведь мы, доказывал Стейнгрим, не станем умалять значение трудов гениев Возрождения только из-за того, что у их авторов не было современных хронометров? Коль скоро речь зашла об истории, - рассуждал Стейнгрим дальше, - то они  с Гудмундом  предлагают отменить понятие исторического прогресса. Культ измерений времени  в нашем мире неизбежно создаёт иерархические отношения между различными отрезками времени: одни из них почем-то считаются важнее других; то, что было раньше – более «отсталым», а то, что позже – «передовым». А после упразднения измерений времени так называемые исторические эпохи (ведь, что ни говори, их различиями нельзя пренебрегать!) будут считаться не этапами одного и того же поступательного процесса, а автономными культурными мирами."

Отрывок из повести автора: Работник Неба http://stihi.ru/avtor/skuggabaldur