Шерлок Холмс от Гая Ричи Зато как приготовлено!

Краснова Тамара
После «Рокэнрольщика» на фильм Гая Ричи идешь с опаской. И даже исходный материал  и щедрая нарезка трэйлера не дают уверенности, что фильм хоть маленько лучше предыдущего золотомалинового эпоса.
Отчасти, недоверие к режиссуре Ричи слабеет уже в самом начале – разборки на сатанинской мессе, кулачный бой, а также сцена в ресторане сняты мастерски: динамика и брутально-лаконичный юмор из «Карты, деньги, два ствола» дополнены отличными декорациями, костюмами, а главное – неуловимой атмосферой столицы викторианской Англии.
К тому же, отечественные переводчики на этот раз не подкачали. Одна только фраза: «Они не упустят возможности упустить возможность.» - в адрес Скотланд Ярда, на мой взгляд, почти шедевр.
Впрочем, сказать, что «саспенс и лихо закрученный сюжет овладевает сознанием зрителей от начала до конца» нельзя. Мое сознание все время оставалось при мне, во всяком случае. А местами даже хотелось слегка зевнуть.
Увы, но вряд ли картина войдет в пантеон лучших фильмов о знаменитом сыщике. Виной тому сюжет – надуманный и не слишком аутентичный (еще задолго до выхода фильма в прокат вполне официально сообщалось, что первоисточником стали скорее комиксы Лайонелла Уигрэма, чем конандойлевсий вариант). Так что, коротко фабулу истории о Холмсе и Ватсоне в интерпретации Гая Ричи можно описать так: два часа борьбы неуравновешенного частного сыщика, одолеваемого ревностью к собирающемуся жениться лучшему другу, с шайкой политиков-сатанистов. И все?! – Да. Все.
Гай Ричи стопудняк смотрел нашего Шерлока. И слава богу, что смотрел. По крайней мере физиономии Дауни младшего и Лоу не смотрятся дисгармонично даже по сравнению с  Соломиным и Ливановым. Только если Джуд Лоу – отличный Ватсон, то Роберту Дауни младшему можно поставить натянутую тройку. Не за игру. За несоответствие образа. Чрезмерно из Холмса перла истерично-обкуренная личность самого актера. Чего, в данном случае, не нужно было. Хотя, кто знает?...
Известно, что сам Артур Конан Дойль относил произведения про Холмса к легкому чтиву и недолюбливал своего героя за то, что чрезмерное внимание публики к похождениям сыщика лишили автора лавров великого мастера исторического романа. Так что, самому Дойлю, может, даже и понравился бы образ асоциального красноглазого психа со скрипкой.
Забавно представлена страсть к курению трубки Холмсом: он курит ее не постоянно, но в моменты наибольшей опасности -  в прыжке, уворачиваясь от пуль, на бегу и даже плавая в Темзе. В финале же трубка и вовсе становится предметом для организации «направленного взрыва». (Смешно ужасно – но такого смешного в фильме вообще огромная куча.)
Вообще же создается впечатление, что все задумано, как увертюра к чему-то более внушительному. И тень Мориарти, мелькающая в нескольких эпизодах, служит этому убедительным доказательством. Так что, ждем сиквела.
И последнее, но не в последнюю очередь: очевидно, во время супружества Гая сильно обижала волевая тетенька Мадонна. Почти восемь лет мучений и вот результат: Гай Ричи – женоненавистник. Поэтому-то Холмс говорит гадости про Мэри (подружку Ватсона) и даже не целуется по-человечески с Ирэн. Женщины – есмь зло на Земле. Сильное и упертое зло, которое влегкую колет грецкие орехи одной рукой. Ничего лучше, чем отравить Вас и приковать наручниками к кровати, они сделать не могут. Состояние «по уши в дерьме» - нормальное состояние для женщины (не очень-то чистой на руку и не блещущей умом, судя по персонажу Рэйчел Мак'Адамс). Ну, а раз женщины такие гадины, то выходит, что мужчины только и способны на настоящие чувства – так что, голубоватый налет - неминуем.