Седина в бороду, бес в ребро. юмор

Воинство Руси
автор Феликс Цыганенко http://www.proza.ru/avtor/feliksik , фото из Интернета

Старший электромеханик Николай Павлович Маркевич - коренной одессит, морскую карьеру начинал на Чёрном море, там же и с немцами воевал. А вот  последние два десятилетия работал на Севере. В Мурманск, в арктическое пароходство, его пригласили как специалиста по электродвижению. Дизель-электроходы поступали для работы в Арктике ещё в 50-х годах…   

Огромный профессиональный опыт у Маркевича, как музейная реликвия, не требовал лишних движений. Что это означало? А то, что руководить процессом можно и с каюты. Другое дело - серьёзные проблемы! В таком случае он спокойно спускался с каюты в ЦПУ (центральный пост управления), чтобы подсказать молодёжи, как устранить неисправность.

Вообще, в своём родном  электричестве Николай Павлович – человек уникальный. Хоть и не высок уровень образования – война не позволила, но ведь способности редкие! Иногда Маркевич демонстрировал их молодым специалистам, выпускникам морских училищ. Двумя растопыренными пальцами сухой старческой руки он действовал, как щупами индикатора. Касаясь токоведущих шин или клемм, определял напряжение: 380 или 220 вольт?! И оно, «родимое», его не поражало! "Просто цирковой номер" - думали его подчинённые. А ещё Николай Павлович мог при работающем гребном двигателе достать из обоймы электрощётку и осмотреть её. Чудеса, да и только!..

Но так уж устроено мироздание, что ничто не  вечно под луной и северным сиянием - зимним приветом от Светила. Даже такие специалисты старели…   Возраст Маркевича давно перешагнул пенсионный и можно было возвращаться в Одессу-маму, но ветеран никак не решался. Удивлялись на дизель-электроходе «Кировск»: отчего Николай Павлович не желал идти на пенсию?   Казалось бы, поживи в своё удовольствие: дом под Одессой построил, в посёлке имени красного командира Григория Котовского. Машину «Волгу» купил, заметьте, в начале 70-х годов. И даже катер приобрёл! Вот только почему, почему всё это пришло к нему в солидном возрасте, а не в двадцать пять или тридцать лет, когда моряк был полон сил и энергии?!  К а к а я  несправедливость!

Своим внешним видом Маркевич больно уж напоминал знаменитого француза Кусто, исследователя морских глубин. Такой же худющий, суховатый и даже нос соответствующий. И что интересно – то же увлечение подводным миром. По этому поводу Николай Павлович приобрёл списанный в пароходстве лёгководолазный костюм и отправил в Одессу. А в отпуске наслаждался подводными красотами Чёрного моря. Казалось, что теперь можно и перебраться в посёлок Котовского. Но… с этим пока не спешил…

Увы, не успел шеф электрослужбы и оглянуться, как 68 годков набежало, а на работу из отпуска вновь вернулся в Мурманск. В то время, когда на Севере уходили на пенсию в 55 лет, Маркевич продолжал скитаться по морям и океанам. Эх, молодость! Не хочет понять ветерана. Один старший электрик «Кировска» Володя Матвиенко, зная много лет шефа, догадывался,  в чём  тут дело.
- А что дома? – объяснял Володя коллегам, - взрослые семейные дети со своими проблемами, постаревшая спутница жизни, от которой уставал к концу отпуска. То ли дело на дизель-электроходе: отдельная блочная каюта, семь электромехаников и электриков в подчинении, на вахту ходить не надо. Знай, руководи!..

Однако, если взглянуть на личного, внештатного секретаря «электрического» начальника, то можно и догадаться в чём тут причина. Скорее всего, она - в миловидной, но с лукавым взглядом, буфетчице Валентине. Нарядившись в обтягивающую грудь, светлую блузку с галстуком, она с надменным видом печатала на машинке деловые бумаги Маркевича. Так  что заходившие к шефу подчинённые, должны были с почтением относиться к «секретарше». Здесь им не камбуз, а приёмная старшего электромеханика! Сам Николай Павлович в это время суетился в каюте, обеспечивая даму ароматным кофе. Поди знай, чем и как завлёк молодую женщину пожилой сухощавый мужчина в очках с толстыми линзами? Возраст и физическое состояние не позволяли ему активных действий, но как говорили французы – мужчина считался таковым даже при наличии хотя бы одного пальца на руке! Правда, это у них, у французов...

А можно ли держать личную машинистку в Одессе, на пенсии? То-то же! А здесь и забот –  вовремя  подать кофе, да слегка, по-«отечески» обнять Валюшку за узкую талию и нежно погладить. Смотришь: на душе легче, на щеках румянец - знать кровь ещё играла. Можно рискнуть и на подвиг...   

Со стороны Николай Павлович – человек суровый, но молоденьких женщин очень уж обожал! Даже в 60 лет с гаком, не прочь пофлиртовать... на стороне. Это когда буфетчица Валюшка в отпуске, а на судно пришла юная и тоненькая, как стебелёк, пекарь Машенька. Как преобразился старший электромеханик, боже мой! Срочно облачился в новейший шерстяной пиджак пшеничного цвета и белоснежную рубашку с модным галстуком. Его непомерно  стало интересовать состояние камбузного электрооборудования, где и пропадал сутками. А ведь раньше никто и никогда его там не видел! Мало того, замучил четвёртого электромеханика Генку Лозина, в чьём заведовании находилась хлебопекарная печь. При каждой хлебной плавке и выдаче пекарихой продукции «на гора», Маркевич сам присутствовал и заставлял это делать подчинённого.

Пришлось четвёртому электромеханику Лозину уговорить молодых матросов совершить отвлекающий манёвр. За пекарихой стал усиленно ухаживать матрос Скрипкин, да так, чтобы Николай Павлович непременно видел это "нахальство". И Машенька не осталась равнодушной к молодому и статному моряку. Только тогда и вздохнул облегчённо Гена Лозин, когда  шеф сыграл отбой. Он снял красивый выходной пиджак, оставив в покое камбуз и четвёртого электромеханика.

Но вот за буфетчицу Валентину, которой чуть за тридцать, Маркевич  горой стоял, словно за «собственность». Избави Бог, кому-либо делать в её сторону  резкие движения! Да и сама Валюша понимала, что это был бы её последний рейс на «Кировске». Опрометчиво поступил второй электромеханик Миша Рябиков, крепко пожалевший потом. В порту Монреаль он отправился к коллеге на соседнее судно под советским флагом. Уходя в гости, Михаил пригласил с собой Валюшку, за что и поплатился. На очередном партийном собрании ему крепко досталось…  за упущения в работе - от партийного секретаря, старшего электромеханика Маркевича…

К сожалению, как не сопротивлялся Николай Павлович равнодушно наступавшим на пятки ветерана годам, их не обманешь. Всё имеет свой конец...  Пришлось таки менять море Баренца - на море Чёрное. В латвийском порту Вентспилс, куда «Кировск» зашёл по прибытию из Канады, Маркевича ждала замена. В те годы ещё можно было спокойно идти на пенсию, по крайней мере, «империя» обеспечивала куском хлеба и даже с маслом! Купили моряки Николаю Павловичу золотые часы с памятной гравировкой да посидели всей флотской компанией в ресторане. А на прощание пожелали не терять «форму» и на берегу, не забывать коллег и морские традиции. И поехал «электрический» патриарх  в свою любимую Одессу, теперь уже…  навсегда…