проблема женской прозы

Алексей Герасимов
Проблема "женской прозы" такова... Я поведу речь не об "ироничных детективах", в которых нет ни грамма иронии, и не о "любовных романах", в которых Эрос и не ночевал, я имею в виду сочинения тех прозаиков-женщин, чья литература считается "высокохудожественной", то есть, прозу Толстой, Улицкой, Рубиной.

Читаешь один рассказ хорошей писательницы, думаешь: "Хороший рассказ!" Читаешь второй, думаешь: "Хороший рассказ! Но такой же, как первый!" Читаешь пятый-десятый, думаешь: "Хорошие рассказы, но точно такие же, как и все предыдущие!" И понимаешь, что и пятидесятый и пятисотый рассказы хорошей писательницы будут такими же хорошими и такими однообразными, как и все предыдущие. Взрослые писательницы пишут свою прозу, как девочки-отличницы свои школьные сочинения: хорошо и одинаково. Ни прорыва в неизведанное, ни парадокса. Главное, чтоб учительница похвалила! А мальчик-хулиган, который в школе марал стены похабенью, вдруг вырастает в острого, парадоксального прозаика.

Конечно, и хорошие прозаики-мужчины мусолят одни и те же темы и пишут в одном стиле всю жизнь. Но все равно, почему-то каждый новый текст у них, он, действительно, - новый.

А вот, кто, действительно, Прозаик среди русских женщин, так это Мария Кондратович, переводчица Селина и автор эссе, она же автор рассказов, опубликованных под пседонимом Маруся Климова


ПРИМЕЧАНИЕ: иллюстрация - Terborch Gerard "Woman writing a letter".