Мария

Рута Марьяш
               
                «И сказал Ей Ангел:  не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога;»
                От Луки.
                Святое благовествование. Глава 1. 30

      Мария. Это не просто имя, одно из многих женских имён – разных и прекрасных, как  цветы – полевые, степные, водяные, горные…Мария – имя особое, и  в то-же время универсальное, обьединяющее. Светлое. Благословенное и благословляющее.  Ave, Maria…
     В детстве  школьный учитель казался мне неземным созданием, даже  виделся светящийся нимб вокруг его чела.
Мария Сидорова – не только писатель. Она  - профессиональный  педагог, учитель. Она творит Добро и учит Добру. А  творчество её – стихи, проза -  о чём бы она ни писала, -   источник познания Высокого,  призыв стремиться к Высокому,  отринуть низменное. Читаю, и  ко мне возвращается тот -  детский мой -   образ учителя,  нимб светящийся…
     Живу её прозой, и сквозь неё, как сквозь призму, гляжу на нынешней, окружающий нас мир, на всё, в нём творящееся, и так меня тревожащее…
     В руках  у меня тонкая книжка цвета светло-голубого неба. «ТЕНЬ ФРЕСКИ». Издана  в Вологде - всего  104 страницы, а в ней – целый мир. Судьбы, характеры, природа, вечность…
     И -  страшная реальность века ХХ, ставшая для многих сейчас уже общим местом -  цифрой,  неопределённым числом то ли незаконно, то ли законно - кто  их теперь разберет -   репрессированных в те времена.

      «На рельсах дата -1937-й. Год становления собственно Карлага, каким он вошёл в историю. В этих лагерях, как в доме Облонских, смешалось всё. Бывшие  полицаи  и власовцы, кавэжединцы  всех профессий, колхозники, работяги, учёные, художники, артисты, священники, сектанты, поэты, писатели, музыканты, врачи, дикторы радио, убийцы, мелкое ворьё, проститутки…Братья и сёстры славянских корней, и не только русские, украинцы, белорусы – были и поляки, сербы с неожиданно звучными для здешних мест фамилиями, татары, немцы, евреи, кавказцы всех национальностей… кого только здесь не было!»
  «Две зоны»
 
     Мария приближает, возвращает  в сегодняшнюю реальность утраченные жизни, цифры обретают лики, имена, она словно пишет «от лица всех, чьи судьбы разбивались в разное время об острые скалы островов архипелага по имени ГУЛаг. И неважно, по какую сторону  колючки был человек. Здесь, в глубинке Архангельской губернии, по- моему,  большая часть населения –  бывшие зэки, или высланные, ну с поправкой на время – их потомки. Почти в каждой семье – семьях – не сам сидел, так отец, сын, сват, кум…Да наверное, во всей России так.»
«Лауреат сталинской премии на Мостовице»

«…Минули годы…ветер раскачивает заросли кипрея там, где стояли бараки. Столбы с колючкой покосились. А она еще цепко впивается в одежду при каждом неосторожном шаге…Чтобы помнили.»
«Чтобы помнили»
 
 «Соловки – русская Голгофа» Марии Сидоровой  http://www.proza.ru/2006/07/01-196    -  РЕКВИЕМ «Requiem aeternam dona eis, Domine» («Покой вечный даруй им, Господи»). -  по   неисчислимым соловецким каторжанам, « давно ставшим соловецкой землёй». Это и  оживление их образа, их бессмертных душ:
«Над этими островами витает столько нереализованных надежд, недожитых судеб, что они не могли не сложить над Соловками земными свой воздушный Город…»
«…обитатели воздушного города тянутся к тому, что не долюбили здесь, на земле.
Алый, жаркий янтарный, багровый, лилово - или нежно-розовый, карминный – цвета этой невоплотившейся любви, бурных страстных ночей, прожитых только в воображении, первого поцелуя, осуществившегося только в мечтах, первого прикосновения, последнего слияния…»
    
     Кто-то скажет – поэтический образ, фантазия, иллюзия… Сколько, однако, скажу я, на свете еще непознанного, но  тем не менее – существующего…Вот отрывок из письма Марии ко мне:
 «О Соловках. Там есть загадочные лабиринты – предполагают, что они то ли входы в иную реальность, то ли места силы. Мой друг, обладающий сильными экстрасенсорными способностями, проверил один из них. Если идти в одну сторону – мощный приток энергии, просто уносит, такое ощущение, что крылья выросли. Потом он пошёл в обратную сторону – ему стало физически плохо. Он едва не потерял сознание. Упал на колени. Потом долго приходил в себя. То есть -  отток энергии.
Вот такая загадка, Рута. Там много таких загадок – в том числе и небесные города, и сны… Мне там снился поразительный сон, когда заснула на дамбе, пройдя до неё пешком 9 км. Мне снился Христос…»
   
     Бывало, и у меня, когда я в самолёте пролетала  над освещенными солнцем,  будто толпящимися внизу  круглоголовыми, белыми облаками, возникала мысль об Обители Вечности над Землей. В последние годы, живя с весны по осень у  моря,  всматриваюсь в Театр Облаков над горизонтом, и ощущаю реальность там -  в небесах, происходящего…В местах,  описанных Марией, я не бывала, и уже  не буду никогда. Но, читая  её рассказ об этом архипелаге, так явственно проплывают надо мной  изображённые ею Небесные Обители! В них – горесть, боль. И -  предупреждение:

«Больно земле.
Больно небу - оттого, что люди ничему не научились. Хотя им дан был здесь, на этой суровой земле, понятный и прозрачный алфавит. Например, гора Голгофа – даже размеры её те же, что у библейской Голгофы, о чем говорят верующие. И назначение оказалось тем же. Но – не  имеющий ушей – не слышит. Как не видит не имеющий глаз.»

Почему  я остановилась именно на  этом - «Соловки – русская Голгофа»?
Ответ мне снова дает  сама Мария:
« Всё, что стоит за понятием "Соловки", действительно трудно облекаемая в слова тема. Слишком многое в судьбе мира в целом (не только России), и отдельного человека,  с нею связано…»
         С этим, дорогой Учитель, к сожалению, нельзя не согласиться…Я спросила у Марии, насколько широк диапазон её восприятия учениками, слушателями, какова обратная связь. Ведь я убеждена, что именно ТАКОЕ  обучение  внушает, поддерживает надежду, веру в   Будущее России.
«Судьбы у моих учеников сложились по-разному, пишет мне Мария. -  Кто-то пришёл к вере, кто-то ушёл в семью и детей, кто-то поменял профессию…
Но, оглядываясь, могу сказать: те, кто был мне ближе по духу, как правило, сформировались как личности незаурядные»
Спасибо за это  ей великое!
     И еще Мария, спасибо за удивительный, упоительный, чарующий, волшебный  рассказ «Мой сад  камней»:
«Вот тебе и камушки…осколки вечности. Вечность-то из наших с вами движений и складывается. Моргнул глазом – всё, уже создал миг вечности. Как в буквальном, так и в фигуральном смысле…
…Я  слышу, как ровно и успокаивающе шумит вечернее море…Мне хочется раствориться в этом шуме, стать частью вечности, и я не сомневаюсь: у нас общая душа – у редкого камня, сохранившего для нас капли крови, солёной, как океан; у скромной галечки, почти невесомой и всегда тёплой на ладони; у черепка древней амфоры…Не зря же они собрались здесь, на книжной полке, в тысячах километров от своей прародины.»
«Галечка и черепок»
 
Закончу словами Марии :
«Мне не холодно и не грустно – мне счастливо. Я уношу с собой часть этого эскиза. Часть хрупкой и недолговечной фрески, сотворённой Тобой, Господи»
«Однажды на промокшем шоссе»

Спасибо, Мария!
 Ave, Maria…