Море смеялось

Галина Губарева
На улице крещенские морозы, а я сижу дома и разбираю летние фотографии.
Вот снимки, сделанные на море.

Сразу перенеслась мыслями: июль, сопки,  голубое небо, беленькие чайки, много-много моря и много-много солнца.

Бывают и у нас такие тёплые дни, когда ласковая природа согревает душу, сердце, мысли, когда всё радостно, покойно, дышится легко и свободно. День плывёт и плывёт себе, как в небе лёгкие облака. А дни у нас на севере летом длинные, ночи светлые, лишь чуть смеркнется ненадолго, как будто облако набежало на солнце, и опять светло.

Жизнь улыбается!

А возле моря вообще чудесно. Оно обычно совсем спокойное, и в каждой его волновой «барашке» сотни солнечных улыбок.

Гляжу на такое море и на ум приходит фраза из рассказа Максима Горького «Мальва» - "море смеялось".
Помню, когда в школе первый раз прочитала эти строки, то подумала, что Горький выпендривается образными оборотами. Я не раз была на море и видела, как волны играют солнечными бликами, а тут – нате вам: смеялось.

Позднее  я читала автобиографические записки Бунина, в которых он приводит свой разговор с Чеховым. И вот Чехов был такого же мнения. Он даже негодовал по этому поводу. Он тоже не понимал, как море может смеяться.
Чехов вообще считал, что «Буревестник», «Песнь о Соколе» - это не литература, а набор громких слов.
И насчет моря Горького Чехов утверждал, что это дешевый лубок, что это не понятно. Другое дело у Толстого, у него природа понятна: солнце встает и заходит, никто у него в природе не улыбается, не рыдает и не смеется.
 
Правда, и рассуждения  самого Чехова мне тоже показались непонятными. Ну, ведь на самом деле Горький же сильно пишет. И «Песня о Соколе» - это вещь. А пьеса «На дне» вообще меня потрясла...

И вот, я гляжу на море – оно смеётся! Оно на самом деле смеётся! Сотни  и сотни улыбок.
Море живое! Оно смотрит на меня и смеётся.
Мне  вдруг непреодолимо захотелось потрогать его. И я, спустившись с откоса к самой воде и присев на корточки, протягиваю руку к маленькой волне и глажу её. И море в ответ гладит мою руку, как будто кто трогает меня мягкой лапой.
Вот и подружились.
И мне тоже хочется смеяться.
Эге-гей! Море! Ветер! Чайки!
Я люблю вас!