Землянка наша

Борис Николаев
К ГОДОВЩИНЕ ПРОРЫВА И СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.

   Январь для людей, переживших войну в Ленинграде, - месяц прорыва и снятия блокады. Месяц настоящей большой радости после пережитых ужасов. В этот день память всегда возвращает меня в блокадный Ленинград.
   Был я маленький совсем.
   Мне всего лишь было семь.
   Бомбоубежище было от нашего дома далековато. Общими усилиями во дворе соорудили земляные укрытия на случай вражеского налета. Под засыпанным глиной и землёй бревенчатым  накатом стояли скамейки, а над землёй лищь торчали деревянные трубы для вентиляции. Конечно, это не были в прямом смысле инженерные сооружения и от прямого попадания бомбы спасти не могли, но от взрывной волны, осколков можно было укрыться.
   Люди брали с собой заранее приготовленные сумки, корзинки, узелки с самым необходимым - с большим багажом в укрытии было бы тесно. Тревоги были частыми, иногда дома приходилось даже спать в верхней одежде. Света в укрытиях не было - брали с собой трёхцветные или другие фонарики, свечи и спички, которые были в большой цене.
   Здесь постоянно пахло деревом и землёй. Люди сидели и слушали канонаду зениток, вой и грохот разрывов падающих бомб и снарядов, и рушившихся зданий, когда в них попадали фугаски. Почти никто не разговаривал. Все сидели в напряжении, возможно про себя читая молитву. И ждали сигнала "Отбой воздушной тревоги".
   И сейчас, если бы у меня спросили, что больше всего запомнилось из того блокадного детства, я бы ответил: прежде всего запахи. Вспыхивающей спички, горящей свечи, свежеструганого дерева и земли. А вот запаха блокадного хлеба я не помню. А может быть, он, наш блокадный хлеб, и не имел настоящего хлебного запаха?



http://www.stihi.ru/2009/01/24/3079