Незаконченный рассказ о себе

Надежда Кузина
О слове много говорят, но свой рассказ я хочу начать именно с этого своего стиха:

Я не поверю, что слово не птица -
Слово умеет летать!
Чудо такое во сне не приснится -
Слово умеет мечтать!
Будет взмывать в облака и кружиться,
Глядя на всех с высоты.
Кто же посмел над тобою глумиться?
Кто же, ведь точно не ты.
Слово умеет любить и лелеять,
Слово ласкает наш слух.
Сможет все наши невзгоды развеять,
Или возвысить наш дух.

Своё детство помню, наверное, только с пятилетнего возраста. Мама приносила из библиотеки книжки и читала нам с сестрёнкой сказки, стихи, рассказы. И мы проходили весь путь истории прочитанного, чувствуя себя героями сказок, неизведанного нами мира. А писатели, поэты представлялись нам добрыми волшебниками, и в то же время им верили, верили в то, что всё ими написанное происходило на самом деле.
А как интересно было жарким летом шлёпать босиком по лужам под дождём, без накидок. Ведь в нашем детстве и зонтиков у малышни не было. А первые ручьи весной, кораблики и целый флот в запруде, а кто глубже залезет в лужу?
Мы играли в школу, и как только сами научились читать и писать, пытались учить малышню из нашего двора. Позже ставили спектакли по своим выдуманным историям, приглашали родителей и детей, живущих на соседних улицах к себе в свой сказочный мир героев спектакля. Это были и кукольные спектакли и с настоящими героями на сцене. Сцену сооружали сами, прямо на улице, а наряжались в наряды, добытые из маминых шкафов.
До сих пор помню, как очень хотела пойти в школу в первый класс, а дяденька, который приходил записывать детей в школу, почему-то сказал, что я ещё должна подрасти. Это была целая трагедия! У меня пропал всякий интерес к школе, к учебе и только с 4 класса мне стало интересно учиться.
Помню, что у нас были две собаки: Шарик с огненно-рыжей длинной шерстью, – в него когда-то попала молния, и он ковылял всегда на трех лапах, и Бобик – неутомимый шалун, но очень ответственный в своей жизни пёс. Каждое утро он провожал моего отца до работы, а потом гордый и довольный возвращался домой. Но вот в один из весенних дней производили отстрел бродячих собак. Я как раз в это время возвращалась из школы. Наш Бобик, увидев, что люди стреляют в соседского пса, который был во дворе на привязи у своей будки, бросился его защищать. И каково было моё изумление, когда я увидела, что стреляют ещё и в нашего Бобика. Он дико взвизгнул и неестественно перевернулся в воздухе, оставшись потом лежать на земле. Этот случай долго не мог уложиться в сознании школьницы, которая видела до этого только справедливое и доброе отношение окружающего мира к живым существам, будь то кошка, собака, или человек. Помню, как бережно перебинтовывала свою собаку, а она терпела  и не укусила свою хозяйку за то, что она причиняла ей боль. Наш Бобик выжил, и мы старались его не выпускать за пределы своего двора. Но он по-прежнему провожал моего отца на работу. А я с 6 класса ходила в санитарную дружину, училась делать перевязки и оказывать доврачебную помощь.  Выступали с санитарной дружиной на соревнованиях и зарницах среди школ. А когда в старших классах проходили военную подготовку, то особо и учить ничего не надо было, потому что многое уже знали и умели делать.
Однажды на соревнованиях по стрельбе мне досталась непристреленная винтовка. И когда после контрольных выстрелов пули ушли на 2-3 метра в сторону от мишени, я сообщила об этом членам жюри. Но соревнования всё равно продолжались, потому что мне просто не поверили.  Мне пришлось определить примерно траекторию полёта пули и увести ружье в сторону так, чтобы попасть в мишень. И ведь удалось попасть не только в 2, но и в 6 и 7. Не дождавшись окончания соревнований, я ушла домой. А на следующий день меня пригласили опять стрелять, потому что больше никто из этого ружья не попал в мишень.
А еще каждой весной проводилась операция «Проталинка». Что это за операция? Снег весной раньше всех тает вдоль железнодорожного полотна. И часто там собираются подростки, бросают камешки в окна поездов, казалось бы, безобидные камешки, но часто от этих камешек зависит жизнь пассажира. Вот и устраивали мы дежурства весной вдоль железнодорожного полотна.
Очень любила математику, химию, русский язык. Но вот гуманитарные науки почему-то были неинтересны. А что мы делали на уроках пения? Разве что только на ушах не стояли… Но когда наша учительница по пению на последнем уроке преподавания в нашей школе заиграла нам полонез Огинского, стояла такая тишина… И мы просили ещё раз исполнить это произведение… У неё слезы были на глазах… Если бы раньше, на самом первом уроке, она нам сыграла такую вещь, как же мы её слушали бы  потом… на каждом её уроке… Иногда талантливый человек не может донести свои знания до учеников просто из-за непонимания психологии детей.
Но шли годы, мы становились взрослыми, научились по-другому смотреть на мир. Но в одном оставались неисправимыми – в нас не было фальши и лжи.
Играла в волейбол, настольный теннис, каталась на коньках и лыжах, заняла 1 место в городской олимпиаде по математике. Ко мне прикрепили в старших классах отстающего мальчика для того, чтобы я с ним занималась по всем предметам. Приходила к нему в класс после уроков, а учителя не отпускали его после последнего урока, пока я не приду с ним заниматься. В общем, школа нас готовила к выходу в большой мир уже без наставников и учителей.
Потом учёба в университете, работала и училась, жила на квартире, полностью сама себя обеспечивая и не завися от родителей. Хотя, когда я училась на 3 курсе, мамы уже не было с нами. Диплом я защищала, когда уже родился мой старший сын, который давал мне отдыхать только 3 часа в сутки.
Когда я поступала в университет, расписание экзаменов рядом со мной рассматривала девушка, оказалось, она тоже из Рузаевки, тоже поступает на математический факультет, но хотела быть программистом, а не как я, учителем математики. Но вот что интересно, – после окончания университета она преподает в школе, а я работаю программистом. Учеба мне давалась легко, может потому, что было очень интересно, или потому, что к каждому предмету ежедневно приходилось готовиться, хотя времени для подготовки оставалось очень мало. На работе не было ни минуты свободного времени, после работы сразу на занятия, а после занятий скорее домой, приготовить что-то на ужин и спать. Ведь занятия заканчивались очень поздно, в 21.20. Зато было время для подготовки по утрам, до работы. На сессию меня никогда не отпускали с работы, как других студентов и экзамены я сдавала уже после работы. Училась хорошо, а вот сам диплом мне давался с таким трудом, с грудным ребенком на руках, с отсутствием всякой литературы. Много времени проводила в библиотеке, заказывала литературу из разных городов в статьях, в книгах, в слайдах, из Москвы, из Ленинграда, из Днепропетровска. Но все  было бесполезно. Как только приходили материалы, они все оказывались не тем, что требовалось. И только за два месяца до защиты у меня появилась литература для написания диплома.  Этот диплом мне еще несколько лет по ночам снился…
Когда мой старший сын был маленький, меня поразил один случай, какая же ранимая душа у ребенка, и как часто мы, взрослые, забываем об этом. Как-то раз, закрыв кран с водой на кухне, в кране осталась висеть капелька воды. Было море слёз: «Мама, капельку прищемила!!!». Пришлось открыть кран и отпустить капельку.
После окончания вуза стала работать в вычислительном центре университета, где и работаю до сих пор, только теперь он называется ЦНИТ. Потом родился второй сын и у меня много воспоминаний, связанных с обоими детьми. Часть этих воспоминаний легли в основу моих произведений. Но это уже гораздо позже.
Стихи начала писать с 2005 года, совершенно случайно. Однажды мне по интернету автор прислал свою пьесу почитать. Сначала я просто читала, а потом вдруг начала исправлять, с исправлениями выслала автору, потом мы с ним переписывались по 2 строчки в стихах, из чего он сделал вывод, что мне надо писать. И хотя я  была другого мнения, всё же потихоньку, начиная с первого белого стиха про всю мою жизнь, который я никому не показываю, до тех пор, когда в 2007 году решилась выложить свои стихи на страничке интернетовского сайта «stihi.ru», началась моя творческая жизнь. Сначала мои стихи читали друзья из интернета, потом стали доступны всем желающим в Интернете.  И когда мне надоели вопросы, когда же я буду печататься, в конце весны 2009 года пришла в ООО "Дом книги". Для храбрости взяла с собой подругу.  Мне предложили издать пока небольшую книжку с детскими стихами, потому что, если печатать все произведения в одной книжке, будет слишком большой разброс читателей разного возраста.
Была участницей республиканского семинара молодых поэтов и прозаиков 19 и 20 ноября 2009 года.  Посылала часть своих работ на участие во втором и третьем  турах международного конкурса «Золотая строфа 2009», по результатам конкурса некоторые из этих работ напечатаны во втором и третьем выпусках альманаха «Золотая строфа». 15 декабря 2009 года была подписана в печать моя книжка, а 30 декабря я уже получила напечатанную книжку из типографии на руки. Стихов было больше, и я преставлю вашему вниманию пока те из детских, которые не вошли в эту книгу:
1. Про внучку, которая очень любит своего дедушку:

– Дедушка, возьми подушку,
положи её под ушко.
Пол – ведь это не кровать,
неудобно будет спать…
– Лизочка, ведь я не сплю,
видишь, досочку пилю.
Старый пол совсем прогнил,
я в нём доску заменил.

2. Росянка – это хищный цветок, который обитает на болотах, его примерно 160 видов. И вот про один из этих видов у меня родился стих про росянку:

До чего красив цветок:
вот зелёный стебелёк,
колокольчики белы,
удивительно смелы.

«Подлетайте поскорей!
Жду давно к себе гостей!
Мошки-насекомые
для меня знакомые.

Видите, какой мой ствол!
вам накрыт багровый стол.
Лист украшен бахромой –
красотою неземной!

На ресничках-бахроме
светят капли в полутьме.
Эти капельки – роса,
моя липкая краса».

Сел комарик на листок,
до чего ж красив цветок!
Он засунул в каплю нос.
«Ах, комарик-кровосос!

Как же ты не рассмотрел,
на какой цветочек сел?
Ведь щупальцы-реснички –
реснички-невилички

вмиг подхватят комара.
Берегитесь, мошкара!
Я закрою листик-стол!
Не услышите и стон.

Шкурку выплюну потом,
снова  стану я цветком!
Ведь я отменный хищник,
Росяночка-отличник»!

3. Наблюдая за дочкой племянницы, родился вот такой стишок:

Вика вышла в огород,
как там наши грядки?
Нашей Вике ровно год!
Смотрит, всё в порядке!

4. А этот стих про кота, который жил в квартире, никуда не выходил, а тут взял и удрал:

В доме суматоха:
«Где наш котик-кроха?
Заблудился и замёрз?
Жалко нам кота до слёз!»

Раньше жил в квартире,
без забот и без хлопот.
А теперь в огромном мире
мёрзнут лапы, мёрзнет хвост.

«Ну зачем я убежал?
Спал и ел бы, ел и спал.
Передачи бы смотрел
про котят и про зверей.

А теперь один брожу
и тропы не нахожу.
Как же мне домой попасть?
Что же это за напасть?»

У каждого творческого человека есть мечта – увидеть свои произведения в печати.
Я выбрала часть своих стихов, которые можно было напечатать в детской книжке, и началась работа с редакцией этих стихов. Начался поиск художников, которые бы смогли нарисовать рисунки к моим детским стихам. Но они, продержав по 2-3 недели мои стихи, возвращали их назад, потому что задумка есть, как нарисовать, а вот нарисовать не могли. Один рисунок нарисовал мой сын Роман. И только 4 художница, её нашёл мой сын Виталий, сделала рисунки в карандаше. И пока шел поиск художников, я потихоньку заменила часть стихов из книжки другими написанными за это время стихами для детей. Рисунки одобрил редактор, и вот тогда началась еще и работа с этими рисунками. Когда я их отсканировала в компьютер, то вместо рисунков были три точки… на некоторых чуть больше…. Это был тихий ужас… Пришлось сканировать рисунки как можно темнее на принтер, потом обводить опять их карандашом и опять сканировать на компьютер, убирать через программу всю черноту с рисунков, распечатывать их и обводить черной гелевой пастой, потому что качество опять оставляло желать лучшего. И опять работа с рисунками через программу на компьютере. Не думайте, что всё это просто новичку, никогда не сталкивающемуся с такими проблемами и такими программами. Потом занималась версткой книжки. Для обложки книжки делали фото в садике. На обложке книжки фото дочки моей племянницы Инги. Очень сложно уловить момент хорошего кадра, когда снимаешь детей. Они ведь такие непосредственные. Книжку я решила назвать «Шарик цвета радуги» и на обложку поместить детей с шариками-пузырями из мыла. То шарики не видны, а дети хорошо получаются, то шарики красивые, а дети не очень. Никогда не думала, что столько труда люди вкладывают в издание книжки.
Вашему вниманию представляю несколько стихов, вошедших в эту книжку:
Вот бы сесть на самолёт!

Так мечтала буква "У"
превратиться в букву "Ю".
Заюлила, завертелась,
к облакам ей захотелось.
Вот бы сесть на самолет!
И отправиться в полёт
к облакам воздушным
с ветром непослушным.
Ввысь подняться и кружить,
и с детишками дружить.
Мне на змея пересесть?
С ним чудес не перечесть!
Будем в облаках парить
и улыбки всем дарить.

Однажды летом ко мне пришёл в гости ёжик:

Сегодня ёжик в гости приходил,
пушистый от иголок, недотрога…
Пофыркал и вдоль грядок побродил…
Исчез внезапно, поворчав немного…

Как-то просматривала я газету, и там было напечатано фото про утят на скамеечке, можно было высказать свои замечания об этом фото, я и выслала свой стих по указанному в газете электронному адресу, но, как говорится, ни ответа, ни привета… А стишок вот он, напечатанный в моей книжке:
Трое братьев-удальцов,
Кто не видел хитрецов?
Вместе с ними и сестричка,
Как добраться до водички?
Им на лавочке светло,
Им на солнышке тепло.
– Мама, будь ты подобрее!
И сними нас поскорее!
Голова закружится ¬–
Проводи до лужицы!

Дети, когда маленькие, подражают своим родителям и пытаются всегда им помочь. Вот этот стих про хозяюшку:
Я косыночку найду
И во двор гулять пойду.
Жалко: Маши со мной нет,
Кукла Маша спит в обед.

Ох, забыла про пирог,
Как ступила за порог.
С мамой я его лепила
И в духовку посадила.

Наш современный мир, наверное уже немыслим без компьютеров и почти в каждой семье уже есть это чудо современной техники.

Неразлучные друзья:

Есть у Пети ноутбук,
Не услышит даже стук.
Буду прыгать и скакать,
Как мне с Петей поиграть?

Посижу я с Петей рядом,
Послежу за добрым взглядом.
Там, где Петя, тут и я,
Неразлучные друзья!

Лишь Петя за мышкой,
Тут я – за хвостом.
Ты, Петя – за книжкой?
А я – под столом!

А как ляжет Петя спать,
Схулиганю я опять:
Полистаю книжку,
Пофутболю мышку.

Заберусь я на подушку,
Песню запою на ушко,
Вот какой удаленький,
Я котенок маленький!

Смотря на фото из дельфинария, где выступали и пели северные котики, родился вот этот стих:

Давай, дружок, с тобой споём,
Как в небе звёзды зажигались,
И как не скучно нам вдвоём,
И как  дельфины улыбались!!!

    Мы северные котики,
    Мы два морских кота,
    Держитесь за животики,
    Уходит скукота!

И вот сегодня мы вдвоём
Стоим и – весело поём.
Мы детям улыбнёмся
И с мячиком вернёмся!

    Мы северные котики,
    Мы два морских кота,
    Держитесь за животики,
    Уходит скукота!

Беленькие бантики,
Голубые ленточки,
Нам бы рыбку в фантике
И от мамы весточки!!!

    Мы северные котики,
    Мы два морских кота,
    Держитесь за животики,
    Уходит скукота!

Все мы ходили когда-то в зоопарк, там много интересного, а дети всегда пытаются угостить чем-то вкусненьким животных. Но вот какие приблизительно слова ребёнка привлекли моё внимание:
– Угощать не стану
этого жирафа.
Я ведь не достану:
он же выше шкафа!

А вот дождевого червяка мы все изучали в школе, но наверняка позабыли о его интересном строении, и вот вариант стиха, который не вошёл в книжку в таком виде:
– Мама, мама, посмотри:
ползает здесь веточка.
– Ты ногой не наступи,
червячок же, деточка!
– Где же ручки, где же ножки?
Как ползёт он по дорожке?
Нет головки и хвоста!
– Видно это неспроста!
У него же всё не так.
Это дождевой червяк.
Разрыхляет землю,
червячок он смелый.
– Глазок нет, хотя постой,
где же его зубки?
– Он же хитренький такой,
зубы все в желудке.
Есть и рот и мозжечок,
целых пять сердец,
ну а в целом червячок,
словно из колец.

Мы все когда-то были детьми, нас волновали какие-то проблемы, а порой дети замечают то, на что взрослые уже давно не обращают внимания.  Детям всегда жалко бездомных кошек и собак, они готовы принести всех к себе домой. Давайте все немного окунёмся в детство.

Бедный, бедный рыжий кот
Хоть бездомный, а поёт…
Бродит он по крыше.
Ну куда же выше?!
С крыши котику всё видно,
До чего ж ему обидно,
Что такой вот чудо-кот
Не от радости поёт…

Вообще-то я не люблю дождик. Но было хорошее настроение жарким летним днём, за окном лил сильный дождь, и вспомнилось детство:

Веселится дождик,
прыгает по лужам.
Уберу я зонтик:
он мешает тучам.

Дождик обнимает
бантик и косички.
Туфельки сниму я –
наберу водички.

Капельки поймаю
в мокрую ладошку,
сберегу для мамы
в зонтике-лукошке.

Я и тёплый дождик
шлёпаем по лужам.
Нам не нужен зонтик:
с тучами мы дружим.

Дети часто играют в школу, в доктора. И вот героиня следующего стиха играет в Айболита.

Я сегодня Айболит!
– У кого чего болит?
Забинтую киске лапу –
так обрадую я папу.
Ящерица хвост несёт:
отломился, не растёт!
Хвостик вырастет пусть новый –
будет сильный и здоровый!
Зебру я лишу полосок:
ведь не хочет быть матросом.
Превратится зебра в пони.
Отчего же плачет слоник?
– Ах, щекочут пятки мышки,
Дразнят хитрые мартышки:
что за хобот, что за уши?
Ну кого же мне послушать?
– Для чего большие уши?
Это чтобы лучше слушать.
Хобот длинный? Не грусти!
Подлиннее отрасти,
чтоб такой вот чудо-нос
по банану всем принёс!
Сделаешь в жару фонтан,
Плакать лучше перестань!
Воду в хобот ты вдохни,
Хорошенечко чихни!
В Айболита я играла
Целый день, теперь устала.
Лучше я сложу игрушки
На кроватке у подушки.
Утром встану, чтоб опять
В Айболита поиграть!

Каждый день, возвращаясь с работы домой, я подхожу к маленькому пруду в нашем парке. Летом там плескается фонтан. И посреди пруда стоит маленький домик для уток, а когда они высиживают яйца, им ставят еще один домик.

На прекрасном холмике,
посреди пруда, –
два весёлых домика,
посмотрю туда.
Там снесла яички утка.
Это вам совсем не шутка.
Постелила пух и перья ¬–
очень скоро, без сомненья,
здесь появятся утята –
очень славные ребята.

Я пишу не только для детей, есть цикл лирических стихов,  написанных еще до детских произведений. Это ранние стихи, я с них начинала свой творческий путь.
Следующее стихотворение я написала, узнав историю двух влюбленных. В семье давно уже был разлад, и жена влюбилась в другого мужчину, хотела расстаться с мужем, но вдруг муж попадает в аварию и на всю жизнь остается калекой. Он и не держит свою жену, хотя очень её любит. А она не может уйти от него, потому что чувствует за него ответственность… Но это уже не стихотворение, а песня:

 Я ценю твою свободу!
Хочешь – улетай!
Выбирай свою дорогу!
В ней себя познай!
   На зеленой ветке,
   дождиком омытой,
   птица счастья в клетке
   с дверцей приоткрытой.
Посмотри ты с высоты, 
как мечты чисты.
Не страдай и не гадай!
Клетку покидай!
   На зеленой ветке,
   дождиком омытой,
   птица счастья в клетке
   с дверцей приоткрытой.
У тебя есть два крыла
За спиной. Расправь!
Раньше ты смелей была.
Клетку ту оставь!
На зеленой ветке,
дождиком омытой,
птица счастья  в клетке?
Дверца приоткрыта…

Это тоже о любви…

Пасмурно… Грустно… И непонятно…
Снег на лице и ресницах моих…
Боже, как тебе было занятно
так заморозить искусно двоих…

Холодно… Больно… Как же ненастно…
Стужей заполнено сердце? Огнём?
Как же любовь оказалась несчастна
Перед святым Валентинова днём?

***

Я отрекаюсь от тебя
И от любви давно забытой…
В глазах моих себя любя,
От кружки счастья, до конца испитой,
Ты  бродишь всеми позабытый.

***
Мы встретимся у старого моста,
побродим  по берёзовой аллее,
покажешь мне чудесные места,
где дуб у водоёма зеленеет.

Где облака купаются в пруду,
где отдыхают цапли на болотах,
где белки поклоняются труду,
и красно солнышко с утра в заботах.

Где промышляют утки в камышах,
заботясь о родном своём потомстве.
Лишь гомон птиц звенит в моих ушах,
познавших от кукушки вероломство.


Я подожду тебя

Ты верь, родной, я подожду тебя,
Когда  вернешься из небытия
Ко мне и скажешь: «Хорошая моя,
К тебе я так спешил, и вот он, я»…

По заказу я любовь рушу!

Ты мечтала о любви
Снежной.
Что ж ты смотришь на меня
Нежно?
Холодом пришла зима
В душу?
По заказу я любовь
Рушу!

Сколько мы встречаем жестокости вокруг, сколько видим зла по отношению к братьям нашим меньшим. А этот стих о привязанном к столбу старом псе, привязанном умирать с петлей на шее…
Мысли брошенного пса.

Я верю, он придёт! Как скверно…
Да что петля, не от неё я вою!
Ведь я был преданным и верным…
Перегрызу! И вновь на волю!

Причём здесь кризис и бедлам?
Да много ль нам с тобою надо?
Краюшку хлеба пополам
И добрый взгляд, зато я рядом!

Запомни истину простую:
Своих друзей не предают!
Так сильно по тебе тоскую,
Какой же без меня уют?


Я очень люблю весну, с первыми ручьями, с первой травой, с первыми птицами, прилетевшими с юга, и с удивлениями малышей, разглядывающими солнышко в луже.

Взгляни на раннюю весну,
Как птицы с юга прилетают,
На почки, первую листву,
Как солнца зайчики играют!

Как удивляется малыш,
Разбрызгивая воду в луже:
«Ну, где ты, зайчик мой, глупыш,
Забудем мы о зимней стуже!»
 
Как можно не любить весну?
Для этого не нужно быть поэтом.
Лишь ночью замирает всё вокруг
И пробуждается с рассветом.

А вот эта песня посвящается командиру, погибшему со своей семьей под колесами КАМАЗа:

Ведь ты прошёл Афганистан,
не умерев в бою от ран!
Солдат в бою не оставлял,
и вместе с ними ел и спал…

Ночами снился отчий дом
и соловьиной трели звон.
Ты честно выполнял свой долг.
Так много пройдено дорог.

Вернулся ты в свою страну,
стараясь позабыть войну.
Был счастлив с сыном и женой.
И вот погиб ты, наш герой.

Припев: Через года нельзя забыть нам о войне,
        А ожиданье тяжелей вдвойне
        Ну а теперь, когда войны уж больше нет,
        Ждёт мама сына - тишина в ответ...

Погиб, из жизни унеся
супругу, сына, потряся
трагедией своих бойцов.
Не быть ни дедом, ни отцом.

Так разрушаются мечты,
у жизни хрупкие мосты.
Все в этом мире гости мы…
Не дай нам Бог такой судьбы!

Вернулся ты в свою страну,
стараясь позабыть войну.
Был счастлив с сыном и женой.
И вот погиб ты, наш герой.

Припев: Через года нельзя забыть нам о войне,
        А ожиданье тяжелей вдвойне
        Ну а теперь, когда войны уж больше нет,
        Ждёт мама сына - тишина в ответ...

Никогда не думала в своей жизни, что буду писать стихи. А теперь не допускаю мысли, что я не буду их писать.