Группировки стихиры Дутый авторитет

Даниил Галицкий
     Продолжаю рассказ о типах неофициальных  сообществ (группировок) на сайте stihi.ru.

      В первой части очерка я привёл в качестве  примера стандартной группировки объединение ряда авторов во главе с неформальным лидером Светкой Орёл. Напомню, отличительной особенностью указанной группировки является то, что подавляющее большинство входящих в неё авторов пишет в похожих смысловом и технических стилях. А вот сейчас мы рассмотрим пример поинтереснее, нежели приведённый ранее, и потому достойный более подробного описания.

      Итак, начнём.
      Назовём условно данный тип группировок «Дутый авторитет». Основными отличительными особенностями группировки являются:
      1. В группировку входят  самые разные авторы сайта: как маститые, так и начинающие; как отъявленные бездари, так и настоящие мастера поэтического слова.  Данные авторы зачастую являются полными противоположностями друг другу, т.е. пишут в совершенно различных стилях. В связи с этим творчество группировки  в целом представляет из себя созвездие  стихов на любой вкус.
     2. Во главе группировки стоят один - два неформальных лидера, являющиеся её стержнем и обладающие непререкаемым авторитетом. Члены группировки могут сколько угодно собачиться между собой, но с лидером каждый из них старается поддерживать самые лучшие отношения. Для этого рядовые члены группировки не устают рекламировать с самой лучшей стороны своего «авторитета»,  как выдающегося поэта, а также писать на очередной его шедевр   лестные отзывы.
     3. В случае «наезда» (неважно, справедливого или несправедливого) на лидера «со стороны», многие члены группировки считают своим долгом влезть в дискуссию, дабы отстоять честь  и  имя своего кумира. Кстати, в случае аналогичного наезда на рядового члена группировки, остальные обычно молчат.
     4.  Однако главная особенность такой группировки заключается в том, что её лидер является «дутым авторитетом» или «мыльным пузырём».

      Вы, наверное, скажете: «Какая странная группа….» или «Такого не может быть!» Тогда давайте рассмотрим подробнее личность лидера.
      Скажу сразу: нет таких поэтов, которые не стремятся к известности, славе или авторитету в творческой среде и в народных массах. Все стремятся! Только все поэты пытаются достичь указанных целей разными путями.  За  моё пятилетнее прибывание на сайте  stihi.ru  я перечитал кучу стихов тысяч авторов и в результате хочу отметить одно интересное наблюдение: авторы, пишущие действительно отличные стихи, зарабатывают свой авторитет выдающегося сетевого Поэта именно своими стихами, а не чем либо ещё.  В реальной жизни они уже могут быть почётными и многократно заслуженными Поэтами, пользующимися известностью не только в литтусовке, но и в народных массах,  имеющие сотни публикаций в самых авторитетных литературных изданиях и получающие большие гонорары за свои произведения, но информацию обо всех этих достижениях на своей страничке сайта они никогда не вывешивают, ограничиваясь  биографическими данными (родился, работал и т.д.), или вообще не сообщая о себе никаких сведений. Т.е. они предлагают читателю оценить свои стихи  с позиций человека, над мнением которого не висит дамоклов меч «литературных чинов и званий» автора.
        Совсем по другому ведут себя весьма посредственные (в ряде случаев даже бездарные) авторы (далее по тексту – Кумиры), волею случая добившиеся какой-либо мало-мальской известности в литературной тусовке, пускай даже не написанием стихов, а, например, подвязавшись на ниве литературной критики. Народная слава Поэта таким не светит, да и коллеги по перу не балуют похвалами, поэтому Кумиры начинают себя банально пиарить посредством как  примитивных, так и хитроумных  трюков. Например, на страницах  своёго ЖЖ они любят рассказывать следующее: «Меня пригласили на  литтусовку в одно Бурятское село  в качестве ПОЧЁТНОГО ГОСТЯ….»,  «Великий русский поэт Изя Израилевич  БАРОН  лестно отозвался о моём последнем творении…. », «Я целую ночь провёл в размышлениях о литературных истоках и использовании в русской литературе словосочетания «частокол досок вокруг града Киева» или «В ходе поэтической дуэли наше сообщество «Страдальцы х-нёй»  в пух и прах разгромило конкурентов из  сообщества «Алкашня без границ».      Т.е. простоватому читателю таких реальных басен навязывается мысль, что Кумир является активным участником литературной жизни своего региона, что его знают многие авторитеты от поэзии, он известен и о нём много говорят (последнее частенько бывает правдой, только отзываются о Кумире далеко не всегда  с лучшей стороны).
       На сайте и в реальности эти «звёзды поэзии» любят жонглировать гирляндами умных слов, выхваченных ими из учебников по теории стихосложения. Большинство читателей таких слов не знает, и потому с интересом подхватывает их и смотрит в рот Кумиру.
Литературная страница таких выдающихся деятелей литературы представляет из себя подробное резюме, в котором отражены все их достижения на творческом поприще, как то:
- член союза писателей г. Агаповка;
- автор двух сборников стихов издательства «Заплати и лети»;
- автор многочисленных статей и публикаций в авторитетных  российской (Бабушка у подъезда, Мегаполис-экспресс) и иностранной (периодическое издание деревни Американ-Васюки) прессе;
- победитель поэтического конкурса «Гений Агаповки»;
- и т.д. и т.п.……

     Кто-то может сказать, что на это никто не обращает внимания. А зря! На  большинство творческих людей такое резюме действует, как взгляд удава на кролика, поэтому подробно остановлюсь на тех, кто  является рядовыми членами  группировки «Дутый авторитет» (далее по тексту - поклонники).

     Поклонники подразделяются на три подгруппы.
    Первая подгруппа включает себя как талантливых, так и бездарных авторов, пишущих абсолютно разные по стилю и технике написания стихи. Однако их объединяет одно – преклонение перед Кумиром. Они случайно забредают на страничку Кумира, читают его «яркое и блестящее» резюме, потом знакомятся с его творениями и восторженными комментариями к ним «уважаемых людей»  и….. становятся поклонниками. В этом нет ничего удивительного, ведь особенность любого романтика (а творческие личности в подавляющем своём большинстве -  именно романтики) заключается в желании лицезреть окружающий мир через стёкла розовых очков. Эта особенность усугубляется слабыми аналитическими способностями, что является обычным делом, поскольку большинство поэтов по складу ума – чистой воды гуманитарии. Таким образом искусственно  создаётся ситуация, когда пухлое резюме Кумира действует магнетически на автора, и он сам начинает верить в то, что зашёл на страницу великого поэта,  а очень серенькие в действительности стихи Кумира являются истинными шедеврами поэзии.
     Увы, но такова психология людей. Посудите сами, ведь когда вас объегорил какой-нибудь шарлатан, представившийся, например, знахарем,  лечащим все болезни с помощью нетрадиционной медицины, вы никогда  не признаетесь себе в том, что вы - лох. Более того, в следующий раз вы побежите к другому знахарю, у которого будет куча дипломов об окончании Вселенской академии гипноза им. бабушки Ванги, и будете верить, что «такой дипломированный специалист» вас точно не обманет. 
     То же самое и на сайте: любой бездарь может написать на своей странице яркое резюме, потом в течении месяца носиться по сайту, влезая во все разговоры и посещая сотни страниц других авторов (в общем – вести активную жизнь)  и, даю слово, в самом ближайшем светлом будущем он обрастёт интерактивной толпой восторженных почитателей его «высокого творчества».


      Вторая подгруппа включает авторов, объединившихся вокруг Кумира по причине того, что пишут они в тех же смысловом и технических стилях, что и сам Кумир. Поскольку сам Кумир с его слов (всё равно никто проверять не станет) достиг определённых высот на нелёгком литературном поприще, данные авторы надеются что, подвязавшись в друзья к Кумиру,   тоже смогут с его помощью когда-нибудь взойти на поэтический олимп.
      В случае критики произведений Кумира поклонники данной подгруппы ведут себя по отношению к «критику» наиболее агрессивно. Ёщё бы: молчать, когда критикуют (неважно, обосновано или нет) произведения Кумира, означает  для них собственное признание  в том, что они сами пишут какую-то хрень. В связи с этим такие поклонники очень нервно реагируют на любой «критический выстрел»  в адрес Кумира и при любом удобном случае вступаются за него, в особенности, когда Кумиру по существу критики не удаётся сказать что-либо внятное. Т.е. они попросту «заглушают» критика многочисленностью и громом своих «возмущённых голосов».


       Третья подгруппа включает в себя наиболее хитрых поклонников. Эти авторы могут писать стихи  как хорошо, так и не очень.   Однако основной отличительной чертой данных авторов является то, что они совсем не считают творения Кумира шедеврами. Более того, зачастую они считают стихи Кумира убогими, а его самого – редкостным дебилом и моральным уродом. Только внешне такие поклонники этого не показывают, а напротив – всячески восхваляют Кумира. Именно они обычно становятся его наиболее близкими друзьями в литтусовке.
     Вы спросите, зачем им это? Поясню. Лет пять назад, во время вступительных экзаменов в литинститут (скажу сразу: поступил, но учиться не стал) я  специально общался со многими  студентами. На мой вопрос: «Почему вы поступили в институт?», в большинстве случаев следовал ответ: «Только так можно подружиться с каким-нибудь «мэтром от поэзии» для того, чтобы он тебя потом пиарил и продвигал в издательствах, на литературных мероприятиях и тусовках, как талантливого поэта».
     То же самое и в этой подгруппе поклонников. Авторы цинично преследуют свои цели, для чего демонстрируют редкостное усердие, лишь бы  понравиться Кумиру. И  тот им отвечает взаимностью. Ведь большинство  Кумиров двигались к своим достижениям на литературном поприще (при условии, что они действительно чего-то добились) точно таким же путём. Поэтому они,  понимая, насколько хлипко и недолговечно их положение в качестве «авторитета», собирают к себе «под крыло» побольше  таких поклонников  Это делается для того, чтобы те в свою очередь впрягались за них на очередных «инетовских» и других внутрилитературных  разборках (в особенности когда оппонент ставит Кумира в трудное положение), а также рекламировали в своём кругу общения. Таким образом каждая из сторон  остаётся в выигрыше.


       Ввиду того, что рассматриваемая нами в данном очерке группировка фактически имеет под собой твёрдую основу «культа неформального лидера», то  её  рядовые члены, естественно, в большинстве своём характеризуются личностями самих неформальных лидеров. В связи с этим я считаю необходимым рассмотреть в качестве примера,  подтверждающего мои наблюдения, личности Кумиров одной из подобных группировок
      Их двое: Горе-барин и Мария Рублёвская. В своём творчестве они так же  непохожи, как и близки в повседневной  жизни, поскольку очень удачно дополняют друг друга  в стремлении достичь любыми путями народного признания. Поэтому я рассмотрю их личности по отдельности.

     Горе-барин.
     Вкратце о его творчестве можно сказать, что  пишет он  серую, ничем не примечательную   муть (впрочем, как и 50 % всех поэтов сайта), но выделяется за счёт более высокого исполнительского мастерства. Как сказал  один мой знакомый про этого писателя: «Он пишет высококачественную х-ню». Однако данный Кумир проявляет, воистину, сизифово рвение при самопиаре на десятке различных литературных сайтов (у меня, к примеру, и на один сайт времени не хватает). Методы самопиара самые разные:
- он может грязно ругаться с оппонентом, как  человек с уровнем IQ ниже 40 ед.;
- может  на публике громогласно заявлять о своих реальных и мнимых достижениях на литературном поприще;
- может  абсолютно безосновательно, но с видом гуру от поэзии, обгаживать творчество тех или иных авторов.
     Также любит использовать все ранее перечисленные методы самопиара.

     Умные люди просчитывают такого «гения» сразу и не обращают на него внимания, а вот  на людей недалёкого ума и «романтиков в розовых очках» такие «демонстрации интеллекта» производят неизгладимое впечатление.
     Страничка Горе-барина в последнее время имеет бледный вид по причине того, что он всё-таки умудрился каким-то чудом  добиться своей цели – занять пост редактора отдела  одного из литературных периодических изданий. Однако до этого его страничку украшало «резюме» примерно следующего содержания: «Горе-барин: поэт и публицист; автор двух книг стихов; редактор и составитель десятков поэтических сборников; автор многочисленных статей  в зарубежных и отечественных СМИ….. и т.п.» 
      Авторитет!

     Мария Рублёвская.
     Она  более интересна как автор и как человек.  Иногда ей удаются яркие, интересные стихи, но это, как правило, исключение из общей блеклой массы её произведений. В целом,  по уровню своего творчества Мария является твёрдым представителем прослойки «середняков». Но взгляните на её резюме на страничке сайта:
  «Член Союза стихотворцев им. Берлиоза.
Персона энциклопедий "Знаменитые личности  Пятигорской улицы" и "Великие люди Ставрополя", изданных при поддержке местного дворянского собрания.
Директор литературного  международного ежемесячника  "Японский звонок"  (учредитель  - Союз стихотворцев им. Берлиоза)
Член жюри Межрайонного литературного конкурса "Каждый сходит с ума по своему" (учредитель конкурса - Союз стихотворцев им. Берлиоза)
Член жюри Международного  конкурса для  молодых сумасшедших  "Приколись, как я могу".
Член судейской коллегии Художественного конкурса  "Тараканы в голове - 2009" (Издательство «Заплати и лети»)
с 2010 года - член комиссии Союза стихотворцев им. Берлиоза по творческому наследию великого чукотского поэта  Акына»


       Как говорили в советские времена: «Да с такой характеристикой прямая дорога в политбюро ЦК КПСС …. ». Впрочем, здесь, я думаю, комментарии излишни.  Однако к чести Марии следует отметить её чисто женские интуицию и хитрость  в противовес прямолинейности, туповатости и психопатии горе-барина.

      Всё вышеперечисленное влечёт к этим Кумирам других авторов сайта, причём в достаточно большом (по меркам литсайта) количестве. Только, увы, стихи их от этого лучше не становятся, в связи с чем Кумиры представляют из себя по сути «поэтов для поэтов». Т.е. их стихи пройдут  «на ура» в какой-нибудь литтусовке, где большинство авторов такие же, как и они, но для «простых смертных» их стихи никогда не станут Стихами.
Посудите сами. В своё время я нелестно выразился о качестве одного из произведений  Марии, назвав его, возможно бестактно, полным бредом.  Мне в ответ что Мария, что Горе –барин (отвечали они  вместе)  высказали в грубой, истерично-визгливой форме ряд претензий, суть которых, мягко говоря,  сводилась к выражению: «Сам дурак!».       Данное обстоятельство навело меня на мысль, что    эти авторы в глубине души от  собственных стихов  тоже не в восторге, но это «их работа, их хлеб»…. Почему я так решил? Да потому что действительно авторитетный, уверенный в себе поэт пропустил бы моё замечание мимо ушей по принципу: «Сoбака лает, караван идёт…», или для начала попросил бы меня обосновать своё мнение. Если бы я ничего внятного не смог бы ему ответить, то он жёстко и  остроумно «отшил бы» меня. В случае с Рублёвской и Горе-барином ни того, ни другого сделано не было…..
      Кто-то мне может сказать: «Так тебе и надо! Раз ты не понимаешь высокой поэзии, не лезь со свиным рылом в калашный ряд!» И он будет прав, только есть одно «но»…. До меня стихотворение Марии прочитали  мои знакомые, не обременённые познаниями в высокой поэзии, но все имеющие как минимум по одному  высшему образованию и добившиеся в этой жизни очень многого.  После прочтения 9 из 10 моих знакомых выразились о нём ещё грубее, чем я……, и лишь один – также.
 


      Так что, делайте выводы, «ПОКЛОННИКИ КУМИРОВ»!