Флейринг-Novinkiy - http www. youtube. com watch?

Серж Флейринг
Человек с глубокой жизненной и профессиональной философией, инициатор и бессменный руководитель «BAR-SHOW» и настоящий профессионал. Рекордсмен Книги рекордов Гиннеса 2001 г. и 2003 г, ученики которого - призеры международных конкурсов барменского искусства.    (редакция 2017год)

- В течение 5 лет Вы занимали пост вице-президента Барменской ассоциации России, а  в настоящее время возглавляете "Центр барной эстетики" и проект BAR-SHOW в Москве. С уверенностью можно сказать, что Вы состоявшийся и успешный человек. Как начиналась Ваша история?

- К тому, что я имею, и что я из себя представляю, я пришёл – в прямом смысле - по горлышкам бутылок. Это не метафора. Всё началось в цирке: тогда я работал канатоходцем, выступая на свободной проволоке. В какой-то момент стало понятно, что бутылка – гораздо более гибкий материал для шоу: закрепить проволоку сложно. А здесь: поставил бутылку, встал и пошёл.

- Известно, что Вы год провели в Штатах: Лас-Вегасе и Лос-Анжелесе. Оказало ли это какое-либо влияние на Ваш карьерный путь?

- С 1990 года я регулярно путешествую по разным странам. Сначала этого требовали цирковые гастроли, а затем, конечно, целью поездок стал flair. В Лас-Вегасе это мастерство известно уже очень давно и хорошо развито. В России же долгое время флейринг даже назывался иначе – фристайл. Сейчас ситуация изменилась, и если Вы подойдёте к бармену в любом заведении - непременно сможете узнать о флейрингистах, если не от него, так от менеджера точно.

- Можно ли сказать, что Вы имеете отношение к истокам барменского искусства в России?

- Без лишней скромности могу сказать, что прямое. Так сложились обстоятельства, мне это напоминает паззл. Впервые я вышел на сцену в Нижнем Новгороде: мой друг ангажировал меня для выступления в местном казино. На тот момент в моём арсенале был номер с жонглированием и хождение по закупоренным бутылкам с шампанским – по ним было легче ходить и смотрелось это гораздо более эффектно. Тогда же приятель познакомил меня с женщиной, которая рассказала о существовании Барменской Ассоциации России и предположила, что её президенту Сергею Викторовичу Цыро, возможно, придётся по вкусу идея совместной со мной деятельности. Так, с 1996 года мы начали сотрудничать. Я вёл факультатив по мастерству флейринга (на тот момент ещё фристайлу) и получал на тот момент доллар с человека. Сергей Викторович вёл набор будущих барменов – молодых и амбициозных. Долгое время я был его помощником и, безусловно, многому научился. Кто-то начинал занятия с нуля, кто-то приходил, уже имея опыт. Преподавателями были Саша Трифонов, Слава Ланкин – сейчас у них свои пользующиеся большой популярностью заведения. В этом смысле Цыро воспитал очень много народу.


- Выходит, с Вашей стороны это был в большей степени энтузиазм?

- Мне было интересно, я чувствовал, что это новое перспективное направление. К тому же спустя 2-3 месяца у меня появились воспитанники, которых я мог выпускать на сцену в ночных клубах - мы начали обкатывать наши авторские программы и популяризовывать Барменскую Ассоциацию, а позже - и  вручать Дипломы, устраивать выпускные вечера для выпускников. Вскоре флейринг стал отдельной дисциплиной – не только как факультатив к занятиям по мастерству бармена.

- Насколько сложно освоить искусство флейринга? Какими свойствами личности и характера должен обладать будущий мастер: целеустремлённость, авантюризм, страсть к риску?

- Безусловно. Это сродни тому, что я, к примеру, собираюсь поставить Вас на коньки и говорю о том, что в перспективе мне бы хотелось видеть Вас Чемпионкой Европы. Мне в этом смысле повезло: цирковые артисты, те, которые труженики, не лентяи – всегда стремятся делать вещи, которые раньше никто делать не решался. Это во многом меня воспитало.


- Вы дважды рекордсмен Книги Рекордов Гиннеса…

- Первый раз я прошёл 101 бутылку, а во второй, побив собственный рекорд – 155. Мы ставили рекорд прямо на заводе. Это был настоящая информационная бомба, об этом пишут по сей день. Не могу на сказать об идее, которая недавно пришла мне в голову: я бы очень хотел заняться обучением того, кто в итоге побьёт мой собственный рекорд. Или придумать новый рекорд: то, чего ещё не было. Сделать это очень непросто: все интересные элементы и фишки во флейринге давно известны.


- Как считаете, насколько сложно «переплюнуть» Вас в мастерстве?

- Признаюсь, сложно. Даже чемпионам. Хотя, конечно, то, что среди гуру есть конкуренция и каждый хочет быть человеком первой величины – явление только положительного свойства. В соперничестве рождаются рекорды.


- Когда Вы только начинали, задумывались ли о масштабах грядущего успеха? Можете ли Вы назвать себя перфекционистом?

- Боюсь, что перфекционистом в квадрате. И более, чем максималистом. У меня была возможность остаться в Лас-Вегасе и иметь всё: деньги, социальные гарантии. Но возмутило то, что в этом случае пришлось бы с начала доказывать то, что ты из себя представляешь и кем являешься. И даже тогда остаться «одним из». А ведь время ценно и нужно многое успеть.


- Насколько профессия флейера соотносится с шоу-бизнесом?

- Шоу-бизнес и ресторанный бизнес очень похожи. Я, например, получается, из шоу-бизнеса – цирковой среды - спустился в подвал ресторанного бизнеса, в цех по приготовлению пищи. Есть, конечно, определённые нюансы: коммерческая сторона, отношения между людьми. К примеру, можно говорить о том, что ни один опытный ресторатор не может по достоинству и со знанием дела оценить навыков умелого бармена. Это зачастую обидно: мастера ценятся наравне с теми, кто умеет в разы меньше.

- Но если так, получается, что некомпетентность ресторатора может так или иначе сыграть на вас. Каким образом?

- Конечно. Это своеобразная афёра. Мастеру легко при желании одурачить публику и владельца: это как прийти в театр и следить за игрой актёров. Вам нравится действо, происходящее на сцене, вы восхищаетесь, но ведь для артиста – это больше даже жизнь нежели игра. Артисты – не совсем артисты. В этой искусной афёре и есть, по сути, прелесть. Ресторан – это тоже своеобразный театр.

- Ваша профессия напрямую связана с алкоголем. Это вещество, обладающее известными свойствами. Человек употребляет спиртное, наблюдает за праздником, который Вы дарите ему  своим шоу, отвлекается от насущных проблем, а потом снова к ним возвращается. Нерешённым. Не считаете ли Вы, что это глобальный обман?

- Я бы скорее сказал об опасности, которая неизбежно подстерегает тех, кто находится вблизи от флейринга. Одним из элементов моих последних мастер-классов является старание донести до молодёжи, что флейринг – это не только спортивное увлечение, но и спортивное увлечение алкоголем. С другой стороны – это своеобразное очищение и проверка на стойкость.

- Как готовятся коктейли во время соревнований: заранее или в процессе собственно шоу? Нет ли здесь элементов мошенничества, пусть даже красивого?

- Всё происходит моментально - во время выступления. У каждого настоящего профессионала стоит внутренний счётчик, благодаря которому он точно определяет количество каждого ингридиента. Причём процесс приготовления включает понимание того, что у того или иного гостя тоже свой счётчик, и напиток должен готовиться индивидуально. Скажу откровенно, что тем не менее флейрингисты часто забывают о том, что коктейль обязан быть вкусным. Мастеров это, конечно, не касается.

- Часто ли участники могут позволить себе импровизировать и готовить авторские коктейли?

- В основном. Это ведь всегда интереснее. Кроме того, существует ещё такой вариант: авторский коктейль для персоны. Моя задача угадать настроение гостя, для чего с помощью нескольких наводящих вопросов, я стараюсь понять, что за человек передо мной. Вопрос может быть абсолютно любым: нравится ли Вам методично отбивать теннисный мячик или Вам больше по душе таскать за собой скейтборд? При этом человек может не отвечать, по одной только реакции я  могу сказать, что ему ближе, к примеру, водные виды спорта, а не прыжки с парашютом.

- Есть мнение, что бармены – отпетые шарлатаны. И профессия бармена существует для того, чтобы путём банального надувательства уже подпившего клиента заработать лёгкие деньги.

- Люди, которые так считают, по-своему правы. Такую картину можно наблюдать во многих местах, как это ни печально. В этом отношении мне нравятся несколько мест, среди них располагавшийся ранее на Смоленке болгарский ресторан «Механа Банско». Как-то раз, придя туда я разговорился с барменом – как оказалось, выпускником моей школы. Он рассказал, что хозяева заведения прислушиваются к его мнению относительно того, как сделать так, чтобы гостям было комфортно, уютно и у них не возникало ни малейшего подозрения подмены какого-либо ингридиента более дешёвым алкоголем. Выяснилось, что хозяин заведения не скупится и платит чуть ли не самую – я не знаю ставки всех заведений – высокую зарплату барменам.


- Хорошо, а на Ваш собственный взгляд, в каком аспекте флейринг – это афёра?

- Не в чистом виде. Это скорее характерное для афёры, как интриги и приключения, желание ощутить чувство риска и испытать свою судьбу. Это предупреждение. Как анекдот иногда. Вроде бы смешно, но когда задумываешься о смысле, часто бывает вовсе не до смеха. Я говорю о показательном действии. Приведу пример: я делаю совершенно несложные элементы, но Вам это нравится. Ввиду того, что я Вас уже загипнотизировал, погрузил в своеобразный транс…

- Плюс я уже что-нибудь выпила.

- Вот именно. Вы выпили что-нибудь (смеётся). Возможно, не совсем то, что хотели изначально, а то, что я Вам предложил: чуть-чуть другое. И тут ещё стоимость. Немаленькая. Но Вы довольны: «Это же профи мне сделал, ничего страшного». И пусть это стоит 5,30, а не 2,30. Вот с этой точки зрения можно думать, что во флейринге есть момент лёгкого шарлатанства. Но не всегда. Почему? А ты попробуй научись!
«Афёра» - само по себе многозначное слово. Возьмём яркий пример: образ афериста Остапа Бендера. Все сразу понимают, о чём речь. Он ни положительный, ни отрицательный герой. И что такого в том, что ты научился с лёгкостью выходить из непростой жизненной ситуации? Да, понятно, что ты кого-то наверняка задел. Но в результате часто оказывается, что пострадавший ни кто иной, как какой-нибудь Шура Балаганов.

- Если говорить об истории смешивания напитков. Многие не любят вкус чистого алкоголя, но знают об эффекте, который он вызывает. Как Вы считаете, не придуман ли коктейль для того, чтобы пополнить ряды выпивающих? Нет ли в этом пропаганды?

- Это скорее вопрос об истоках: ведь всё придумано не вчера. Одно могу сказать точно: смешивать напитки сейчас очень модно. А эффект, который вызывает спиртное, зачастую используется в корыстных целях. Вплоть до ситуации, когда целью является подписание важного документа. Эффективно сделать это за ужином с бокалом вина – это отличный способ расположить к себе человека.


- Расскажите о новых идеях и о Ваших последних проектах.

- У меня есть мечта донести до масс понимание того, что стоит за понятием «флейринг». И сейчас для меня важно найти адекватный способ это сделать. До сих пор не существует книги о флейринге на русском языке. Объяснить суть философии флейринга с помощью художественных средств – не выйдет: нет гарантии, что смысл интерпретируют верно. В этом случае, пытаясь изобразить Мадонну, ты не можешь быть уверен, что другие не разглядят за ней дракона, к примеру. У меня есть идея сценария, который, возможно,  позволит популяризовать флейринг. Героями станут мистер Флейринг – взрослый человек и Флейер – мальчик, подмастерье. Вопрос в том, как создать цельные образы того и другого? Часто в представлении непосвящённого это жонглирование, разбитые бутылки - спроецированная на бар ситуация из цирка. В этом, конечно, есть, определённая правда. Но! Это абсолютно точно не цирк.

- Идея Flair Kremlin Stars - конкурса, который уже зарекомендовал себя как престижный - принадлежит Вам?

- Да. Прообразом для него послужил известный «Flair Ring». В этом году мы готовим конкурс во второй раз и приглашаем ценителей алкогольной культуры своими глазами наблюдать за грандиозным шоу показательного флейринга и за тем, как коктейль превращается из просто «продукта» в культурный артефакт.