Медной горы Хозяйка. Часть 3

Чувалова Татьяна
Вопрос о сакральном символизме Хозяйки Медной горы сложен и имеет несколько уровней постижения.
Начнём с мифологии.
Известно, что Даная, аргосская царевна была заточена своим отцом

ГЛУБОКО ПОД ЗЕМЛЁЙ В МЕДНОМ ДВОРЦЕ, куда к ней и проник Зевс в виде золотого дождя.

Налицо сиволическая триада"медь-золото-подзеный мир",

 соответственно проецируемся на владения Хозяйки Медной Горы.

Образ Хозяйки не специфический уральский феномен, а явление общемирового масштаба.

Сквозной линией проходит по многим мифам.
Например, Тангейзер - герой средневековой немецкой баллады, хорошо известен из оперы Вагнера.
Фабула такова:молодой рыцарь попадает в любовные капканы, не кого-нибудь, а самой Венеры. Он забывает о земной жизни в её БЕЗЖИЗНЕННЫХ ПОДЗЕМНЫХ ЧЕРТОГАХ (а мы привыкли, Венера - на небе) и действие происходит в глубокой и мрачной пещере внутри горы Герзельберг, которая своими очертаниями напоминает гигантскую гробницу. Именно здесь, древние германцы поместили владения властительницы зимы и метели Хольды. В середине века она отождествляется с Венерой, а её горное убежище именуется Венусберг.
 
В последующем Венера в интепретации воплощает необузданную и страстную  языческую стихию в противовес пресному христианству.
Но эти образы венчали общую линию развития матриархальной любви, которая началась с общемировой Великой Богини-Матери и пройдя различные ипостаси шумерской Ианны и аккандской Иштар, завершилась в эллинской Афродите и латинской Венере (к которой мы привыкли).

Схема сооблазнения рыцаря и уральского паренька (Каменный цветок) мало чем отличаются. И их обоих настигла месть горных хозяек и постигла одна и та же участь - Тайгейзер гибнет, потому что пренебрёг любовью Венеры; Степан- из-за того, что отверг предложения Хозяйки.

Её характер мы рассматривали, и останавливаться на этом я не буду.

Вот другая мировая история: Генрих Ибсен "Пер Гюнт", музыка Эдварда Грига: действия происходят тоже в пещере и связаны с историей дочери Подземного короля Зелёной принцессой, соответственно по статусу, являющейся тоже Хозяйкой. Здесь та же составляющая:отношения Хозяйки и её "кавалеров" и место убежища Подземного короля.

Это всё сходные мотивы фольклёра.

Знакомые черты есть и у японцев. Это СЭНГЕН-САМА-Хозяйка Фудзиямы. С ней встречается самурай ТАДАЦУНЭ. И далее очень похоже на сказы Бажова.

Теперь Бразилия. Легенда-сказка - "Договор с ящерицей". Здесь тоже волшебница из глубокой пещеры может обернуться то старухой, то сооблазнительной девушкой, ящерицей и одаривает бедного юношу несметными сокровищами. Правда, одной монетой, но её нельзя истратить, она всегда возникает.

Я подвела Вас к пониманию того, что Образ Хозяйки Медной горы не специфичен, а присутствует в фольклёре многих народов.

На сцене образ её идеализирован, не всё договаривал и сам Бажов.

Народы Алтая так говорили о ней: рыжеволосая девушка, возникает внезапно и требует любви. Насладившись ею, на одаривает мимолётного возлюбленного удачей или настойчиво предлагает себя в жёны, суля богатство. Вот в этом и проявляется самоцензура Бажова, он полностью опустил сексуально-эротический аспект сказаний. Естественно, раз были любовные связи, то были и дети. У Хозяйки Медной горы была дочь- Змеегорка. Кроме того Бажов указывает на присутствие множества ящерок, которые способны к оборотничеству, которых хозяйка именует то войском, то слугами, то ДЕТКАМИ. То есть начинает высвечиваться матреархальный типаж.

Найден рисунок до Бажёвских времён, естественно наскальный. Обнажённая юная дева с двумя мечами, набедренные ножны - вот Вам и амазонки воительницы. (это найдено в раоне Кыштыма).Возможно они и брали Аркаим при помощи хитрости, разрушили и сожгли. Аркаим - древний астральный центр Урала. Сейчас там остатки древней спиралевидной крепости, под ковром степных трав.
Несколько позднее поговорим и мужском начале хозяев гор.