Музыка-Зрелище-Поэзия Сергея Летова

Влади-Мир Климов-Владимир Климов
Сергей Летов - чрезвычайное эстетическое происшествие (пиршественное пришествие)... Летучее феерическое приключение... Это сдвиг музыкальной фразы и вдвиг ее из фазы чистого вообраза в образ пречистой музыкальной зрелищности и зрительнейшего премузыдейства.
Сергей Летов - это стилистический обвал... Некое сочинение, случившееся с летучим столкновением нестолкновенного:

МУЗЫКИ    ЗРЕЛИЩА    ПОЭЗИИ

Кои дерзновенно столкнулись и их алхимное (алхамное) соединенье вылилось - влетело - в Летова... Материализовалось во плоти и стиле его... Воплотилось в С. Летова, чей любимый Саксофон - потрясающий актер в его руках: с собственной судьбой и драмой, со своим говором и норовом, со своим миром и мерой... со своим репертуаром, каковые неприсущи никаким музинструментам ни в чьих руках... (только - в его!..)
Сакс - по-летовски - именно не просто персонаж (хотя ж и то ж - редко ж...). Он - именно живой актер, лицедей, играющий много САКСОлиц и ФОНожизней, от летовской режиссуры и пьесы его же - в зависимости...
Но и Сергей Летов - в руках собственного саксофона (и пр.) - диковинный, виртуозный, карнавальный и катастриозный музинструмент, переигрывающий собой - то саксофон же, то флейту, то кларнет, то тары-бары-эт (какой-нибудь еще невиданный инструмент летовского же сочинения)...
Вместе со своими «партнерами» (саксом и пр.), наряду и наравне с оными - С. Летов и его «окружение» - труппа музыкиантов и музкагиков, джаз-банд лициментов и инструдеев, или лицоинстров ментодеев... Разыгрывают небывалый поэтический спектакль...
Отношение к звуку здесь - столь же трепетно и страстно, как у Поэтов... Гроздья изысканных рифм, изысканных музоэтом Летовым в пространстве странствий – пространствий, зрителями простроенных - пронизывают плотно перенасыщенное тело его зрелищеслышащ - насквозь и до зрителя...
Свисящие с труб, с губ
метафоры - как переспелые плоды - шлепаются в зал...
И зашлепывают зрителя...
Вообще, по своей природе концерты Сергея Летова, эти концентраты спрессованных в инструмент энергий, чрезвычайно доверчивы к зрителю... Переполнены его дыханием... Музыка буквально вскипает на публике...
Флейты, саксы и фаготы летовы - играют на сцене, раскрыв объятия клапанов своих, и струны расструнив, и разомкнув смычки; мостя мосты созвучий и нот - они -
вбирают зрителя в свой мир... Не осаксофонивают его собой - а всаксофонивают - в - себя... Вынуждают публику отыгрывать музыку - в воображе, фантазии, сквозь ритм аплодисментий...
О, эта скоморошья привычка - сыграться со зрителем в единое пространство. Создавать мир не для него – а вместе с ним и сквозь него... Музыка С. Летова не ведет за нитку флейт своего хозяина (автора), демонстрируя публике: смотри, какой он талантливый, а - опрокинута в зрителя, расставлена для него ловушками...
Она пронзает его острием своим или просвечивает насквозь, вынуждая раскрыться. Как бы вскрывает его, заклиная - смотри, какой ты, зритель, талантливый! И зритель раскланивается в пояс флейт - завороженный - : ВИЖУ... Живу...
Не случайно у меня все время срывается - «публика», вырывается на эти страницы «зритель» - о музыке (а не слушатель!) У музыки Летова - всегда зритель. И только зритель...
Это музыка Зрелища
Это зрелище Музыки
Это нота, овеществленная в музыканте - и она весьма телесна. Это музыкант, перевоплощенный в звук - и он весьма явствен (летовствен)...
А сама музыка здесь - процесс лицедейского воплощения-и-развоплощения музыканта... И даже самый вид муз'актера С. Летова - некое артистическое сочинение: пальц-переритм по клавиатуре арт'пианино
аккорд-в-барокко.
Он как бы не оставляет зрителя вне чрезвычайной арт'пре-на-сыщенности - ни глаз
не закрыть... ни уш не оторвать...
Это - не от недостаточности музыки, а от выраженной премузычайше
поэзии-в-артистизме...
Явление Сергея Летова - не синтетическое: он не соединяет резчайше разъятое (поэзия, музыка, театр), как бы восстанавливая справедливость задним числом, не воссоединяет безнадежно разбредшихся, разошедшихся Муз в - своем спектакле... О, нет!
Явление Сергея Летова - это терпко, крепчайше, кричаще презрелищенный (перезрело пере-зрелищенный) раствор восхитительного синкретизма - в дораспадстве...
Это энергия целостности, еще не пораженной ржой и жаждой разложения, рассоединения...
Раз'яз'а...
Это мир детски чистого и изобретательски искуснейшего Самовыражения - в-тот'арте... Так что поэты, художники, актеры - вокруг Музыки Летова - это не от недостаточности ее, от премузыкства... От музычайшей природы его Искусства...
В этой музыке - много всего... Она как бы - больше просто музыки как таковой... И все музы притягиваются к этой экзотической энергии для воссоединения, для глотка живительного восстановления... Для Восса...
И музыка - лишь частный случай его музЫки, столь же артистичной, сколь же и живописной, и драматургической (с конфликтами и игрой).
Он - именно И Г Р А Е Т свои композиции и импровизации, то перевоплощаясь в звуки, то развоплощая свой саксофон и приглашая на подмостки флейт - флиртуя - всех...
Он - то по-брехтовски очуждает свои инструменты - собой, своей антиинструментальной (астральной!) ментальностью...
То сам очуждается чистейшим, классичнейшим звуком своих САКС... Его флейтовизации (от - импровизации) и саксазии (от - фантазии) всегда живут и дышат - рифмами, ритмами, красками, цветом, светом, лицами, интонацьями, улыбками, пластикой, мимикой, аплодисментами - всем пространством, всем миром, всей жизнью - в которых Летов начинает свою музыку. И потому - не измузычится его Муза - никогда. А мне - писать о нем - не переписать...
_________
На фото Татьяны Зоммер:
мегаджазмен Сергей Летов