Вкус добра-2 Сергей Декабрев

Кубок Стихиры
               
               


Очень хотелось надеяться, что уроки первого  конкурса не пройдут даром для  участников. И на втором турнире мы увидим больше ярких и замечательных произведений, достойных высокой поэтической задачи. Однако, на мой субъективный взгляд, этого не произошло. Более того, мне показалось, что интересных и по-настоящему добротных стихов стало меньше, хотя число авторов увеличилось. О странном «смущении» авторов при выборе стихотворения на конкурс я уже писал в первом обзоре на прошлый турнир: http://www.stihi.ru/2009/11/05/8820. Такая ситуация, по-моему, ничуть не изменилась.

Видимо нужно  самому влезть в шкуру участника, чтобы понять, наконец , отчего вдруг даже опытные и самобытные авторы именно на этот конкурс выставляют с сомнительные даже в плане технического исполнения тексты. А видеть стихи с явными блёстками таланта, но выполненные в резко негативном ключе, даже без поиска возвышающих и укрепляющих дух моментов, было совсем странно. Сидеть и просто раскисать над строкой – добрым поступком ( а стихотворение – это и есть поступок)  назвать никак нельзя.


Это самое общее впечатление.

А в наличии  тут у нас шестьдесят с лишним очень разных миров.  И с каждым из них надо бы разбираться по отдельности. …Увы, не получается.  Погружение в такое количество миров в резко ограниченные сроки - и Железного Дровосека сделает шизофреником.  Остаётся вспомнить известный эпизод из «Кавказской пленницы»:  «Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!» И ещё процитирую одного автора Стихиры.  Уж больно понравилось мне одно его высказывание:


«лучше честно построить нормальную табуретку,
любовно обструганную и подогнанную, чем обвешивать кривобокое
сооружение неизвестно какого назначения мишурой
и пытаться выдавать его за космический корабль.»

                (Тимофей Бондаренко)
 


О тех парах, где я остался в меньшинстве. Как ни странно их оказалось совсем немного, всего четыре. В трёх случаях «проиграл»    1:4, и в одном 2:3.

«Один против всех» ( по Балубыбу):

 
4.. Артём Литфулин  vs Ника Харламова 
http://www.stihi.ru/2008/11/12/3595 
http://www.stihi.ru/2009/10/26/1677   


Ту я предчувствовал, что могу остаться наедине со своим мнением. Ника Харламова уже известный человек на конкурсах, к тому же с неплохим поэтическим багажом. А в стихотворении Артёма Литфулина концовку иначе как большим недоразумением и назвать нельзя. И нельзя даже придумать никакого оправдания такому безалаберному сбою ритма в конце.

Но если закрыть  глаза на эту злосчастную концовку, то получается всё не так уж и  плохо.  Рефрены «краше неба только звёзды», краше снега только воды»  и т. д .скрашивают откровенные банальности между этими строками, наполняют стихотворение любопытной музыкой.

У Ники Харламовой первые три строфы глубоки и интересны. Несмотря на затоптанную до сального блеска тему, тут нет «воды», как, допустим, у её соперника. Но последняя  строфа ( опять концовка!) у меня убила все предыдущие позитивные впечатления. Вместо эффекта неожиданности для меня, например, тут замаячил призрак «слезовыжималки». «Альбом» и «сиротский дом», на мой взгляд, возникли тут очень некстати.

Вот в итоге  и предпочёл  отсутствие поэтического мастерства ( что дело наживное) отсутствию, в критический момент стихотворения, эстетического вкуса.


12. Галина Курбатова  Воронеж  vs    Христиана Росс   
 http://www.stihi.ru/2009/06/12/369 
http://stihi.ru/2009/11/09/5893   


Тут для меня вопрос не принципиальный. Оба стихотворения  откровенно не понравились . Но у  Галины стихотворение конкретней, без  особого псевдопоэтического тумана. А самое главное – оно гораздо лаконичней.  Что для меня всё тут и решило.

   
25 Полякова Любовь Аркадьевна vs Татьяна Муратова   
http://www.stihi.ru/2008/09/16/2310 
http://www.stihi.ru/2009/07/02/3619 


Пожалуй, пара, где  результат больнее всего отозвался  в сердце моём. Вот где вспоминаются преимущества анонимных конкурсов ( хотя недостатков , точнее, неудобств я в них вижу больше)!  Глубоко уважаю творчество Любовь Аркадьевны, но тут был откровенно разочарован. Замечательные и очень правильные мысли ею высказаны. Но поэзия ещё подразумевает ещё и некоторую новизну. А подобные молитвы мне, например, приходилось уже читать  в десятках ( если не в сотнях) вариантах.

У  Татьяны  Муратовой простота исполнения вообще зашкаливает. А строфа:

«Фея одарила
Лика красотою.
Щедро наградила
Сердца добротою…»


Просто безобразна, несмотря на то, что здесь говорится о красоте и доброте. Но если элементарно выкинуть эту строфу ( для чего и существуют редакторы), то в этих на редкость, казалось бы, примитивных стихах можно увидеть тонкую гармонию.  Это стихотворение действительно залито светом и добром. Хотя побольше изощрённости в построении словесных рядов Татьяне конечно бы не помешало.
 
7. Валерия Еремеева vs .Ефремович   
http://www.stihi.ru/2008/11/05/964
http://www.stihi.ru/2007/06/02-2030 


Пара где  я оказался в меньшинстве со счётом  2 : 3 .


Результат тут  тоже для меня совершенно не принципиален. Вовсе не в восторге от стихотворения Ефремыча, Но в нём мне увиделась неплохая композиция. Сама идея любопытна. Начинается всё с того, что «скорей бы двадцать пять» (лет), а закачивается тем, что вернуть бы эти самые «двадцать пять».

Хотя, конечно, сильно подкачало исполнение. Допустим. Трава надежд и грёз – крайне вычурная метафора. Или вот, как можно понять эту строфу:


«Любовь. Хотелось нам узнать,
Что представляет эта дама.
На что решился поменять
Всевышний наш ребро Адама…»


Библейской  мифологии это как-то противоречит, а какую фантазию тут надо включать – даже не знаю.


Ещё о двух парах, где для меня была некоторая интрига.
 
6. Валерий  Алешков  vs  Людмила Старцева 
http://www.stihi.ru/2010/01/09/3954 
http://stihi.ru/2009/10/03/5317   


Тут я был  в шоке, поскольку вдруг ни с того ни с сего  прочитал стихотворение о своём родном городе.  Который на Урале, и который, кстати, небольшой. Да ещё и понятия не имею кто такой Валерий Алешков.

И ситуация мне  позволила быть патриотом и проголосовать  за стихи о своём городе, поскольку  Людмила Старцева выступила тут  явно ниже своих возможностей.

Идея со старой открыткой у Людмилы, в целом, понятна. Но выражена она не  очень вразумительно. Почти всё стихотворение посвящено весьма сомнительному описанию старинной открытки. Одни «букашки», которые «ждут  решения» чего стоят! А в итоге:
 
«Вот так когда-то в сорок пятом
Отец в любви признался маме…»

А как именно «отец» …»признался» –ведь ничего и не сказано. Можно конечно догадаться, что жених подарил открытку своей невесте…Но проблему художественного построения речи в литературе никто пока ещё не отменял. 
               

8. Вера Гаевская vs   Галинасмирнова   
http://stihi.ru/2009/11/25/30 
http://www.stihi.ru/2009/10/15/3504   


Можно ли назвать  сенсацией то, что победитель прошлого конкурса на этот раз уже в первом же туре выйдет из борьбы? Хотелось бы так представить, но то, что Вере Гаевской не удастся далеко пройти на этот раз, стало понятно, едва она выставила своё стихотворение. Небо и земля по сравнению с предыдущим стихом!  Хотя тематика схожая. Но если там (про спички и соль») верилось каждому слову, то тут уже первая строка вызвала недоверие:


«По телевизору старушка…»


Словом, тут  так и получилось, что вместо реальных чувств – какой-то «телевизор». А  по телевизору у нас и Дом -2 показывают… Иначе говоря, сам подход к теме откровенной искусственностью отдаёт.  И «Дом-2» тут конечно не причём.

«Глядит с  экрана так печально,
В глазах надежда светит тайно.
Слезам давно потерян счёт…»


Вот не верится  и всё  во все эти «слёзы в платочек».  Нет тут переживания описываемой ситуации изнутри. Всё очень внешнее, будто рассчитанное на беспроигрышный эффект.
 
Прошу прощения у тех  26 миров, которые уже вышли из конкурса, за то, что добрых, да и вообще никаких слов у меня для них не нашлось. Это уже проблема замороченного житейскими делами человека.


С добром: Сергей Декабрёв