Алгоритм мышления. Асимметрия - текст 1

Борис Пинаев
ПРОЛОГ  (20 строк)
1. В античной Греции люди иногда терзали себя  такими вот вопросами: "Человек говорит: я лгу... Лжёт он или говорит правду? Если он лжёт, то говорит правду... Если он говорит правду, то лжёт... Как быть?"


1. ЗАГАДКА СЕРВАНТЕСА (как повод показать АЛГОРИТМ мышления)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был князь, приказавший построить мост через реку, а возле моста поставить стражу, чтобы каждого опрашивать: зачем идешь на тот берег? Если говорят правду, то пропускать на другой берег, а если лгут — казнить. Но однажды пришел некий человек, сказавший: "Я пришел, чтобы меня казнили". Что же с ним делать? Если пропустить, то он солгал — и его надо казнить. Если же казнить, то он сказал правду — и надобно пропустить...

Эту загадку (выше дан ее вольный пересказ) пытался решить по просьбе трудящихся оруженосец Санчо Панса, когда исполнял обязанности губернатора. Чтобы ее решить, необходимо знать некоторые логические тонкости, уводящие за пределы учебного курса формальной логики. (Утешает лишь то, что о формальной логике как таковой мы говорить ПОЧТИ не будем.)

Надо, например, познакомиться с основными формами мышления конкретно-иероглифического человека, абстрактно-алфавитного человека, научно-символического человека. То есть познакомиться с алгоритмом мышления. Предстоит понять, что такое логический (теоретический — по А.Ф. Лосеву) сатанизм. А для начала нужно хоть немножко рассказать о функциональной асимметрии человеческого мозга.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА
(28 СТРОК)

Всякий грамотный человек сегодня знает, что МИР (вселенная) представляет собой не безумный хаос, но космос, т.е. нечто упорядоченное, подчиняющееся ЗАКОНАМ. Кроме того, тот же грамотный человек знает про функциональную асимметрию человеческого мозга, т. е. для него не секрет, что человеческое мышление тоже подчиняется неким ЗАКОНАМ. Человек умеет мыслить как целостно, конкретно, так и аналитически, абстрактно.
 
Правое полушарие мозга называют иногда образным, а левое — логическим. Но, конечно, здесь просто два разных аспекта логики. "ПРАВЫЙ" мозг отвечает за целостное и одновременное осмысление действительности, "ЛЕВЫЙ" — за расчлененное, дифференцированное, растянутое во времени. И, что особенно важно, "правое" мышление выражает себя в конкретной иероглифике, тогда как "левое" — в абстрактном алфавитном письме. Иероглиф выражает смысл в некой "картине", тогда как отдельная буква алфавита абстрактна до потери смысла. Чтобы истолковать целостный, конкретный (в переводе — "сращенный") смысл, выраженный в одной-единственной идеограмме, иногда приходится сочинять длиннейший абстрактно-алфавитный трактат.

И только целостный двуполушарный человеческий мозг наделяет абстрактную букву конкретным иероглифическим смыслом, так что возникает третий вид письменности — научно-символическое письмо (современная математика, физика). Таким образом, три ипостаси ЛОГИКИ выражают себя в трех видах письменности: конкретизация — в иероглифике, абстрагирование — в алфавитном письме, спекуляция — в научно-символическом письме. Впрочем, можно обойтись и без последнего понятия ("спекуляция"), выразив ту же мысль гораздо проще: наука выражает себя в символике, или: целостная "двуполушарная" логика выражает себя в научной символике.

Конечно, каждый аспект триединой логики сам троичен, сам является единством всех трех аспектов. Дело лишь в акценте, дело лишь в том, какой аспект становится главным. Если перед нами иероглифический текст, то главной становится конкретизация, если алфавитный текст — то абстрагирование. То есть о том, какой аспект является главным, мы судим по внешнему ВЫРАЖЕНИЮ: если шкатулка выполнена в виде иероглифа, то в ней содержатся конкретизация, абстрагирование и наука, однако в начальниках ходит КОНКРЕТИЗАЦИЯ.

Здесь кое-что может подсказать св. Максим Исповедник, говорящий о Боге (по образу и подобию Которого создано наше мышление): "...Божество неделимо, и Отец или Сын или Святой Дух не есть несовершенный Бог, но совершенное Божество целиком и совершенным образом есть и в совершенном Отце, и в совершенном Сыне, и в совершенном Святом Духе. Отец целиком и совершенным образом есть в целом Сыне и Духе; Сын целиком и совершенным образом есть в целом Отце и Духе. Святой Дух есть целиком и совершенным образом в целом Отце и Сыне. Поэтому Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог" (Творения преподобного Максима Исповедника. М.,1993.Кн.1.С.234).

(Продолжение   http://stihi.ru/2010/02/11/2346  )

+++