Правый иероглифический мозг - текст 2

Борис Пинаев
КОНКРЕТИЗАЦИЯ-ИЕРОГЛИФИКА

(180 строк)

Основные формы конкретно-иероглифического мышления — это К-матрица (координационная матрица), А-ряд (ассоциативный ряд) и категория.С их помощью "работает" правый мозг.

Матрица - это некая таблица, состоящая из строк и столбцов. Строка - это и есть А-ряд.

А-ряды, состоящие из одинакового числа элементов-категорий (три, пять и т.д.) обнаруживают "взаимное влечение". "В китайской нумерологии это объекты и пр., занимающие одинаковое относительное положение в параллельных рядах с таким же числом компонентов, например: "пять элементов", "пять вкусовых ощущений", "пять цветов" "пять направлений", "пять божественных властителей" ... Пространство не было абсолютно единообразным и простирающимся во всех направлениях, а было разделено на области: юг, север, восток, запад и центр. И они объединялись вместе в таблицах соотношений (мы называем их К-матрицами. — Б.П.): восток был неразрывно связан с весной и деревом, юг — с летом и огнем" (Кроль Ю.Д. О влиянии "ассоциативного мышления" на "Записки историка"//Историко-филологические исследования. М., 1974. С.372-373). То есть кусочек матрицы выглядит так:

восток — весна — дерево
юг — лето — огонь.

Сейчас мы сами (и далее в некоторых случаях, чтобы читателю было понятнее) можем "сочинить" матрицу, где одно слово легко заменяет другое (например, рождение, исток и начало):

исток - устье - Река
начало - конец - Путь
рождение - смерть - Жизнь.
 
На деле же "взаимное влечение" обнаруживают очень далекие по смыслу слова. Конечно, они кажутся далекими нам, абстрактно-алфавитным людям. Их связь можно обнаружить в соответствующей мифологической образности. Вот одна из таких матриц (Люсьен Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении.М.,1994.С.166):

Восток — Весна — Синий — Дракон
Юг — Лето — Красный — Птица
Запад — Осень — Белый — Тигр
Север — Зима — Черный — Черепаха

Типичному представителю эпохи конкретно-иероглифического мышления совершенно ясно, что категория как таковая, будучи изолированной от других категорий, не имеет смысла. Она приобретает смысл лишь заняв свое место в А-ряду и К-матрице. Так, слово "устье" не имеет смысла без сопутствующих слов "исток" и "река". Слово "конец" — без своих родичей "начало" и "путь". Слово "смерть" — без слов "рождение" и "жизнь". И все эти слова не понятны конкретно мыслящему человеку вне цепи отождествлений: исток = рождение = начало и т.д. Все эти категории образуют К-матрицу, входя в соответствующие А-ряды:

начало — конец — Путь
утверждение — отрицание — Истина
рождение — смерть — Жизнь
исток — устье — Река

Конечно, каждое из этих слов может более или менее бессмысленно употребляться и в обыденной речи, но категориями они становятся только в матрице, где достигается высшая степень постижении смысла, высшая степень конкретизации, доступная "правополушарному" мышлению.

В К-матрице категории противоречиво отождествляются по вертикали, происходит конкретизация (сращение) смыслов:

начало = утверждение = рождение = исток
конец = отрицание = смерть = устье
Путь = Истина = Жизнь = Река

Как видим, К-матрица, состоящая из А-рядов, — это воплощенное противоречие, потому что, например, "отрицание" здесь есть и не есть "смерть" — и так со всеми категориями, сращенными по вертикали. В то же время понятно, что каждая горизонталь также включает в себя ряд отождествлений (и различий):

исток = река, устье = река, исток не есть устье
начало = путь, конец = путь, начало не есть конец и т.д.

Слова Путь, Истина, Жизнь, Река — это в данном случае категории-репрезентанты, представляющие соответствующий А-ряд в целом, обозначающие его как некое целое. "Странной на первый взгляд особенностью многих китайских философских терминов является принципиальная разноуровневость их значений, выражающаяся в том, что один и тот же термин обозначает и определенный класс явлений в целом, и отдельный элемент этого класса. Например: "небо" (тянь) — это и элемент космологической триады "небо, человек, земля" (тянь, жэнь, ди), и обозначение ее в целом в значении "природа"; "пневма" (ци) — элемент гносеопсихологической триады "пневма, душа-семя, дух-божество" (ци, цзин, шэнь) и одновременно обозначение каждого из трех ее элементов... Данное терминологическое явление кажется странным с точки зрения формальной логики, требующей самостоятельного обозначения для каждого уровня обобщения и строгого соблюдения иерархии множеств... Но с позиции обобщения посредством репрезентативных абстракций (на наш взгляд, категория-репрезентант конкретна, как никакая другая. — Б.П.) все выглядит естественно. В классе А, состоящем из элементов а...z, выделяется главный (центральный) элемент х (эту процедуру мы предлагаем назвать репрезентацией). Поскольку он является наиболее характерным (репрезентативным) в данном классе, его обозначение переносится на все остальные элементы, т.е. осуществляется мыслительная операция: а = х, в = х, ... z = х. После этого уже просто перенести обозначение х на весь класс А, т.е. признать, что А = х" (Кобзев А.И. Генерализация в классической китайской философии//Народы Азии и Африки. 1986. №6. С.48).

Как видим, противоречие — это "душа" А-ряда и К-матрицы, а противоречивейший элемент их — категория-репрезентант. Сосредоточив в себе все смыслы А-ряда (и смыслы категорий соответствующего столбца матрицы), репрезентант затем полагает их вовне в преображенном виде. Он выступает в конце концов в роли субъекта антиномии, полагающего обратные предикаты. Так, если есть А-ряд "начало — конец — Путь", то репрезентант Путь может быть истолкован антиномически: 1) Путь есть пространство ("мир" — в творениях св. отцов) и 2) Путь есть не-пространство (время). При этом Путь сам по себе, очевидно, принадлежит вечности, поэтому Христос говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Иоан. ХIV,6), "Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний" (Апокалипсис XII, 13).

Итак, мы рассмотрели ситуацию, когда в мышлении людей иероглифического общества доминирует правое полушарие мозга. Можно даже предположить, что у конкретно-иероглифического человека нет четко специализации полушарий (как сегодня ее нет почти у трети людей). Доминирующий в этом случае аспект логики мы назвали конкретизация (в противоположность абстрагированию). Важно, впрочем, учесть, что в конкретно-иероглифической культуре соседствуют конкретизация, абстрагирование и наука, как в иероглифике можно обнаружить элементы алфавитного письма и научной символики.

Так, существует способ создания иероглифов-идеограмм, который затем будет использован создателями научно-символических формул. В идеограммах "смысл целого рождается как комбинация смыслов составляющих частей" (Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975. С.124-125). "Тангутский иероглиф представляет собой как бы алгебраическое выражение понятия... Легко видеть, что создатель тангутской иероглифики предвосхищает пазиграфические идеи Лейбница" (там же. С.126). Однако и в древнейшей китайской иероглифике "знаки письма ... делятся на две категории: простые рисуночные знаки и компилятивные знаки. /.../ Компилятивные знаки образовались путем совмещения в одной плоскости простых знаков с целью изобразить вещи, ненаблюдаемые в природе, или идею... Компилятивные знаки создавались как символ (см., например, знак "император") или как метафорический и метонимический намек на более общую или частную ситуацию" (там же. С.63).

Точно так же в абстрактно-алфавитной культуре наличествует конкретизация с ее "основными формами мышления" — К-матрицей, А-рядами и категориями. Так, в полноте Христианства можно обнаружить всю триаду форм: матрицу, антиномию и умозаключение.

Вот матрица: "Святой престол православного храма знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы, Бога — Творца и Промыслителя всего сущего, всей вселенной. ... Четыре стороны престола соответствуют четырем сторонам света, четырем временам года, четырем периодам суток (утро, день, вечер, ночь), четырем степеням области земного бытия (неживая природа, растительный мир, животный мир, человеческий род). Престол знаменует собою также Христа Вседержителя. В этом случае четырехугольная форма престола означает Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя... Четыре стороны престола знаменуют также свойства Личности Иисуса Христа: Он был Великого Совета Ангел, Жертва за грехи человеческого рода, Царь мира, совершенный Человек. Эти четыре свойства Иисуса Христа соответствуют четырем таинственным существам, которых видел святой Иоанн Богослов на престоле Христа Вседержителя в Храме Небесном. /.../ Движения звездицы над дискосом, сопровождаемые возгласами священника во время евхаристического канона, также сопряжены с символами четырех таинственных существ: ПОЮЩЕ соответствует орлу, горнему существу, присно воспевающему Бога; ВОПИЮЩЕ — жертвенному тельцу; ВЗЫВАЮЩЕ — льву, царственному лицу, возвещающему со властью свою волю; ГЛАГОЛЮЩЕ — человеческому существу. Этому движению звездицы соответствуют и изображения четырех евангелистов с их символическими животными в парусах на сводах центральной, подкупольной части храма, где особенно наглядно видно теснейшее единство богослужебной, предметной, живописной и архитектурной символики православного храма" (Как устроен православный храм//Голос Православия: Учредитель и издатель — Екатеринбургское епархиальное управление Русской Православной Церкви. 2000. №32. Октябрь).

Конечно, конкретизация не является достоянием одного только человеческого мышления, но являет себя и в природе, в письменах Бога. Это обнаружил Дм. Менделеев, создав величайшую из естественнонаучных матриц. Как мы знаем, он показал, что химический элемент есть часть большого целого, которое может быть описано путем построения некой таблицы (матрицы). Причем ПО ГОРИЗОНТАЛИ химические свойства элементов постепенно меняются на противоположные (например, переход от щелочных металлов к инертным газам, как от истока к устью), тогда как ПО ВЕРТИКАЛИ они тождественны в каждом столбце, становясь лишь более или менее интенсивными.

Логика культуры "дописьменных" обществ выглядит точно так же, как и логика овладевших письмом (правда, "логика" там называется так: "мышление" — интуиция, сознание, логос-разум). Конкретизации там соответствует ИНТУИЦИЯ, а иероглифике — РИТУАЛ, абстрагированию — СОЗНАНИЕ, выражающее себя в сакральной и профанной РЕЧИ (предшественнице алфавитного письма). А науке и символике соответствует МИФОЛОГИЯ (логос-миф, как наука-символика).
Или в подсистеме умозаключений:

воля — деятельность/архетипы = интуиция
представление — архетипы/деятельность = ритуал
интуиция-ритуал — знание/знак = сознание
ритуал-интуиция — знак/знание = речь
сознание-язык — творчество/образ = логос
язык-сознание — образ/творчество = миф.

Как видим, здесь обнаруживаются такие любопытные "цепочки": деятельность — знание — творчество, архетип — знак — образ, интуиция — сознание — логос (разум), ритуал — речь — миф. Академик В.Н. Топоров: "Не случайно, что смысл жизни и её цель человек космологической эпохи полнее всего переживал именно в ритуале. Можно думать, что ритуал был основной, наиболее яркой формой ОБЩЕСТВЕННОГО бытия человека и главным воплощением человеческой способности к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, потребности в ней. В этом смысле ритуал может приниматься как прецедент любой производственно-экономической, духовно-религиозной и общественной деятельности, их источник, из которого они развились…, главная сфера реализации социальных функций коллектива. …Только в ритуале достигается переживание ЦЕЛОСТНОСТИ бытия и целостности знания о нем, понимаемое как БЛАГО и отсылающее к идее БОЖЕСТВЕННОГО как носителя этого блага. …По-видимому, лишь в ходе постепенного развития в недрах ритуала формировался ЯЗЫК, перенимая функции, исполнявшиеся ранее другими системами. …Именно ритуал составляет ЦЕНТР жизни и деятельности в архаичных культурах. …Жертвоприношение стоит в центре ритуала … в любом ритуале явно или тайно содержится отчетливая искупительная нота" (О ритуале. Введение в проблематику//Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 17,18, 22, 36).
(Продолжение http://stihi.ru/2010/02/11/7861   )