Хозяйка Медной горы. Заключение

Чувалова Татьяна
На этом заканчивается только тема Хозяйки, исследование дальнейших образов Бажова будет продолжено, если будет настроение, потом перейдём к Великому Полозу, узнаем, что это за "Зверь".

Итак, мы остановились на том, что образ Хозяйки наиболее конкретный На Урале И Алтае, но дальше по территории он тоже присутствует, но становится более обобщённым. Стираются не только женские, но и человеческие черты.

Пример, китайская богиня, хозяйка гор СИВАНМУ или СИ-ВАН-МУ.

Главное сокровище которой - напиток бессмертия. В китайском эпосе "Каталог гор и морей" утверждается:
"...находится нефритовая гора. Это место, где живёт Бабка (Хозяйка) запада Сиванму. Она похожа на человека, но с хвостом барса, клыками, как у тигра, любит свистеть; на всклоченных волосах надеты украшения.Там водится животное, похожее на собаку, но пятнистое, у него рога, как у быка и называется цзяо. Там водится птица, похожая на фазана, но красного цвета. Она называется си-нъюй...."

Сохранилось и древнее изображение богини в человеческом виде, но специалисты расходятся во мнении, кто изображён- женщина или мужчина. Эту черту проявления женского и мужского начала мы рассматривали. Но потом в народных преданиях она превратилась в совершенную красавицу и стала именоваться Горный духом, к которому обращались молитвы и посвящались стихи:

В далёких горах Востока
Живёт прекрасная дева,
Одетая в листья смоковниц,
С поясом из повилики.
Очи её лукавы,
Прелестна её улыбка,
Ласково её сердце,
И красота чудесна.

С этим образом связан ещё один интересный миф. Великий стрелок И, богоборец, отправился к Сиванму, чтобы выпросить у неё элексир бессмертия. Но его жена - небесная фея Чан-э - коварно воспользовалась одна этим снадобьем и выпила его.

ЗА ЭТО ОНА БЫЛА НАКАЗАНА И ПРЕВРАТИЛАСЬ В БЕЗОБРАЗНУЮ ТРЁХПАЛУЮ ЖАБУ И ВОЗНЕСЛАСЬ НА ЛУНУ И СТАЛА БОГИНЕЙ НОЧНОГО СВЕТИЛА.

Здесь высвечиваются два аспекта - неотвратимость наказания (об этом говорили) и напоминает сказку о царевне-Лягушке.

В повседневном обиходе она называлась просто Бабка или в ряде случаев - каменная баба. Возможно с этим связан древний ритуал водружать на месте захоронения матерей, жён, дочерей, любимых наложниц - каменные бабы.

Из истории известна ещё одна Баба - ЗОЛОТАЯ, которая долго выступала символом России.

Её изображали на картах, предполагается, что она восходит к ВЕЛИКОЙ БОГИНЕ.

 Имеются глухие намёки, что двое детей, изображённых возле неё

- ЭТО АРТЕМИДА И АППОЛОН И СЛЕДОВАТЕЛЬНО, САМА БОГИНЯ ИХ МАТЬ, ТИТАНИДА ЛЕТО.

 Рождение Апполона в Гиперборее встречается во многих источниках, и кстати оба этих ребёнка называются ГИПЕРБОРЕЙСКИМИ.

Началась колонизация Урала, древние боги канули в лету, но остались мифы, изваяния, произошло формирование новых народов и образ расслоился, предоставив каждому народу свой идол.

У коми-зырян была была своя "золотая Баба", у самоедов - своя и т.д.

НО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ИЗВАЯНИЕ,ПОКРЫТОЕ ЗОЛОТОМ, СЧИТАЛОСЬ ВЕЛИКОЙ РЕЛИКВИЕЙ И ТЕМИ, КТО ИМ ОБЛАДАЛ, И ТЕМИ, КТО ЗА НИМИ ОХОТИЛСЯ.

Была она противником христианства. Во владениях пермяков с ней столкнулся в эпоху Дмитрия Донского святой Стефан - первый епископ Пермский. Пермяки на крещение обязательно приносили Бабу, устраивали жертвоприношения, а после крещения она бесследно исчезала. Так соединялись верования.

В царствование Василия 3, Россию дважды посетил СИГИЗМУНД ГЕРБЕШШТЕЙН, всегда считала его немцем и труд читала, не лестно пишет о России, но много правды,-

НА САМОМ ДЕЛЕ ОН БЫЛ ПОСОЛ ИМПЕРАТОРА СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ, НАХОДИВШЕГОСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ГАБСБУРГСКОГО ДОМА И ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ СЛОВЕНЕЦ.

Он написал "Записки О Московии" и там описал Золотую Бабу, но добавил к образу, что там есть есть инструменты, которые издают звук труб, звук ветра.

В последующем кладоискатели искали ЗОЛОТУЮ БАБУ ПО ЭТОЙ ПРИМЕТЕ.

Она стала, как фантом. Кто только её не искал - Ермак, Атаман Богдан Брязга (сообщение Ремезовской летописи).

Григорий Новицкий, православный мессионер искал её с целью уничтожить древнего кумира, чтобы ему не поклонялись. Но это стоило ему жизни.

И в настоящее время остяки (ханты) и вогулы (манси) сохраняют, прячут продолжат поклонятся Золотой Бабе.

СУЩЕСТВУЕТ СТОЙКОЕ МНЕНИЕ, ЧТО ОНА ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ЧУЖАКОВ ИСЧЕЗАЕТ БЕССЛЕДНО ИЛИ БРОСАЕТСЯ С БЕРЕГА В ОБЬ.

"Янгал-Маа", эпос манси, записанный до революции от столетнего шамана-сказителя Кутони:

Вы скажите, кто здесь помнит
По берёзовую Рачу (Золотую Бабу),
Что с горы упала в воду
И не далась в руки русским.
Всё проходит, умирает
И родится в новом свете...

За ней охотились и сотрудники НКВД, о чём говорят рассекреченные архивы. В 1933 году один из отрядов добрался до тайного святилища, но вооружённые охотники оказали сопротивление, был бой, защитники погибли.

Была она и у старообрядцев и были там рукописные книги, но всё было сожжено.

Первые сведения о ней опубликованы в 1814 году в журнале Карамзина "Вестник Европы".

Сейчас многочисленные экспедиции ищут её, но... итог тот же.

Если рассматривать образ через матриархальную призму, то она может воплотиться в Северной богине, есть ещё указания, что на связь образа с древнеперсидским Ардви-Суры Анахиты (Ардви Могучая и Непорочная). В Авесте Ардви -Сура (прочитайте сура с конца - рус - корень) объявляется дочерью верховного владыки, ей посвящён возвышенный гимн:

Она явилась, зрима,
Благая Ардви-Сура,
Прекрасной юной девой,
Могучею и стройной,
Высокой и прямой,
Блестящей, благородной,
В наряде с рукавами,
Расшитом золотом.

Бобровую накидку
Надела Ардви-Сура
Из шкур трёхсот бобрих,
Четырежды родивших
(Когда они шерстистей,
Когда их гуще мех),
Так сделанную, чтобы
Смотрящему казалось
Она покрыта золотом
И полным серебром.

Это считается одним из доказательств миграции прапредков иранцев С Севера, это, о чём я писала - исход индоариев. А может это начало Золотого Руна, кто знает?

Индийский писатель Аниль Джанвиджай отмечает, что столь почитаемая в Индии богиня

счастья и красоты ЛАКШМИ - ЖЕНА ВИШНУ- ДОСЛОВНО ПРОЗЫВАЕТСЯ ЗОЛОТОЙ БАБОЙ.

Сходный образ и в Китайской культуре - - богиня ГУАНЬИНЬ, это сходство отметил Сергей Марков в книге "Земной Круг".

Гипотезы об идентичности Золотой Бабы и Уральской Хозяйки высказывались неоднократно, в частности историком Виктором Грицковым. Он даже предположил, что истукан был сделан первоначально не из золота, а меди, которая при окислении зеленеет. Поэтому те, кто видели фигуру принимали за малахитовое одеяние, отличительное одеяние Хозяйки Медной горы.
Есть ещё одна версия формирования образа Золотой Бабы - это технология создания, как мы говорим, производства идолов и кумиров. Каменный или деревянный остов обкладывали листами тончайшего железа, инкрустировали самоцветами, жемчуом и т.д. Тогда это сохранившаяся основа для ритуальных акций.

Вот так, как на перекрёстке времён и миров создавались образы и символы, которые нашли отображение в литературе.