Джаз-фантом, или вариации для виброфона и скрипки

Ян Кунтур
Он виброфонит
о как он виброфонит своими джаз-палочками

стриженные седеющие усики
черная оправа строгих очков
выписывают ритмические петли
над горизонталью импровизаций
над горизонталью автостоянки

не хватает только маленькой белой стильной бабочки
которая порхала бы в цветении металлических звуков

Татататататата – Таа – Таа -  Тааа-а!

Маленькая баттерфляй на чёрной рубашке
"в разрезанном саване вся",  где ты,
"кусава" парных аккордов,  сядь на моё темя
запусти свой хоботок...  Я согласен поделиться с тобою
теми ритмами, из которых состою...

--------------------------------------------------

Ритмы появлялись в ушах, как наваждение,
когда я вылетал с широко раскрытыми глазами
в августовский зной из прохладного темно-синего
подъезда пятиэтажки моего детства на улице Народовольческой.
От них невозможно было избавиться.
 
Двор включался постоянным шелестом громадных тополей,
за которыми на две четверти взрывался Простор
и упирался в крутизну егошихинских* правобережий –
подсознательной модели восхождения
к небесам обетованным. 

Двор делал тест на воображение и удачливость
и отправлял дальше –
сдавать норматив на отвагу в прыжках по железным гаражам
и деревянным крышам «Гаража Связи»,
откуда нас гоняли рабочие, 
чем невольно превращали в следопытов,
выслеживавших вражеские скальпы и следы мусорных тигров
(но уже в другом месте – в заболоченных ивняках у отравленной речушки).
После этих авантюр
одичавшие наполняли себя одичавшей же малиной,
а иногда и разбойничьими трофеями
обширных зелёных хозяйств.


...Почти нетронутый городом заповедник первобытных лип и дубов -
за домом и пустырём, в речном урочище,
ограниченном с двух сторон тылами частных заборов,
у таинственной трубы-арки – родительницы мутного потока,
исследованной вглубь метров на пятнадцать.

...Черностволье языческого храма, священная роща,
стерегущая своё зелёное лиственное небо с проколами лучей – удочек,
выцепляющих из полутьмы на разноцветные крючки не-городских цветов
десятилетних подружек
(моих одноклассниц), плетущих венки.

А среди них одна...
Но она уедет в Салехард...
Куда будет написано большое иллюстрированное послание (так и не отправленное)...
Каждый приезд на каникулы которой станет тайным праздником
(со сторожевыми постами, наблюдательными пунктами и спец.агентами)
для траппера, ничем особо не выделявшегося
(разве что, врожденным талантом к перевоплощению и декламации стихов,
но это мнимое достоинство,  существенное только для родителей, учителей, вожатых)...
А потерянная во время прыгания по сваям очередной новостройки
дефицитная автоматическая заколка
станет поводом для романтических приключений...
Но Салехард победит...

...Сладковатые липовые орешки и крестоносец,
идущий в липовый Ронсеваль в одиночку, с одним деревянным Дюрандалем –
на полчища сарацин – метровой крапивы.
(Спустя восемнадцать лет, на Вогулке, этот «враг № 1»,
рассчитается со мной за те победы:
после дня прорыва сквозь крапивные джунгли, вечером у костра
меня будет лихорадить от переизбытка крапивного яда,
а ночью поднимется температура).

...Липово-дубовый островок, окруженный городским разливом,
он мог бы стать Памятником Природы, местом отдохновения...

Теперь же на его месте одна из обычных городских улиц
(а именно «Революции»)...
Бестолково-аритмичные многоэтажки... банальность спального района...
Чьи-то отхваченные на проектах «бабки», премии...
Желание втиснуть (да побольше! побольше!) продукты своих деланий...

Бережливый Восток умело вправляет здания в естественный ландшафт...
Гармония сочетания... Взаимодополнение...
Но мы относим себя к цивилизованному Западу...
А где цивилизация, там, конечно же, не может быть места естественному...первоначальному...   
Искусственный мир под линейку и угольник...
Глаза изрезанные о грани,  исколотые об углы...
Прямоугольные, кирпичеподобные души...
Заурядность...


Маленькая белая бабочка
которой никогда не существовало
Маленький зимний джаз-фантом   неоновая снежинка
упорхнувшая в последний звук
тебя недостаёт
как недостаёт спокойного утреннего пробуждения
в воздушном потоке счастья с широко раскрытыми глазами
с желанием встать   не заботясь ни о чем
и творить даже неважно что
нырять в сам процесс демиургии
состояние Создателя   не знающего
что это продлиться всего шесть дней...
Быть одновременно Творцом, процессом и творением
в экстазе забывая о результате
растягивая каждый миг до Вечности...

Сесть бы под те липы и дубы
не подозревая о существовании  голода  финансов  времени
стать травою у их корней
или цветами подвешенными за лески-лучи к солнцу
Стать тенью 
вышедшей из мегаполиса на просёлок
и вдруг забывшей своё имя 
место жительства 
права и обязанности
умения-навыки-комплексы
радующейся каждой детали 
каждому жесту
пока не свалится от истощения
на железнодорожной лавке

Самое лучшее из самоубийств

"Сложи свои крылья   Боюсь"
Но как он виброфонит
Почему я не джаз-палочка в Его руке
которой  не надо есть  пить  прятаться от холода
а сломается – не жалко…

Татататататата – Таа – Таа -  Тааа-а!

21.02.02.


*Егошиха - малая речка в черте города Перми
В кавычках - цитаты из Мандельштама.