Наука-символика - текст 6

Борис Пинаев
(90 строк)

Спекуляция (наука) выражает себя в научной символике. Основные формы научно-символического мышления — это СИСТЕМА, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПОНЯТИЕ.

По современным представлениям, "мыслители, стоящие у истоков современной науки, к числу которых мы можем причислить Декарта, Галилея, Гюйгенса, Ньютона, а также Коперника и Кеплера, подходили к исследованию природы как математики, будь то избранный ими общий метод или конкретные исследования. Будучи мыслителями абстрактно-теоретического толка, они надеялись постичь широкие, глубокие, но вместе с тем простые, ясные и незыблемые математические принципы либо с помощью интуитивных прозрений, либо путем решающих наблюдений и экспериментов, а затем вывести из этих фундаментальных истин новые законы точно таким же образом, каким в самой математике строится геометрия. Научная деятельность, по их мнению, должна в основном сводиться к дедуктивным рассуждениям, и именно дедуктивным путем надлежит строить все системы умозаключений.

Галилей надеялся, что с помощью немногочисленных решающих экспериментов удастся открыть первые принципы, и это вполне понятно. Все названные ученые, глубоко убежденные в том, что план, лежащий в основе природы, построен на математических началах, не видели причины, почему бы им при изучении природы не следовать математике" (Клайн М. Математика. Поиск истины. М., 1988. С.116-117).

В этой цитате — лишь намек на то, что же такое наука. Там есть слова "метод", "интуиция", "математические принципы", "наблюдение", "эксперимент", "закон", "дедуктивные рассуждения", "система умозаключений". Однако все это свалено в мешок, из которого каждый может вытаскивать слова в любом наборе. Впрочем, ответа на вопрос "что такое наука?" до сих пор не существует: "Попытки выработать точное определение науки, научного знания, научного метода, определение, которое позволило бы отделить науку от других форм общественного сознания и видов деятельности — от искусства, философии, религии, — не увенчались успехом" (Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991. С.116).

В инструментарии ученого нет процедуры ответа на вопрос "что есть икс?", поэтому остаются без ответа гораздо более простые вопросы. Вот лишь некоторые ученые недоумения.

"Во-первых, что мы понимаем под пространством и временем? Это, оказывается, очень глубокие философские вопросы, которые нужно внимательно проанализировать, что не так-то легко" (Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М., 1977. Вып.1,2. С.145). "Быть может, следует признать тот факт, что время — это одно из понятий, которое определить невозможно" (там же. С.87). "Важно понимать, что физике сегодняшнего дня неизвестно, что такое энергия" (там же. С.74). "Нужно признать, чтс несмотря на совместные усилия физиков и философов, математиков и логиков, не достигнуто никакого окончательного прояснения понятия массы" (Джеммер М. Понятие массы в классической и современной физике. М., 1967. С.230). "Дело в том, что мы не знаем сущность жизни... Современная наука не готова ответить на вопрос о происхождении жизни (Дубинин Н.П. Диалектика происхождения жизни и происхождения человека//Вопросы философии. 1979. №11. С.32).

 МЕТОД
Итак, как найти МЕТОД, используя который можно ответить на вопрос "что такое наука?" Метод (в буквальном переводе с греческого) — это "ПУТЬ к чему-либо". Что такое ПУТЬ? Если это КАТЕГОРИЯ, то ее место в К-матрице:

начало — конец — Путь
утверждение — отрицание — Истина
рождение — смерть — Жизнь.

Здесь возникают цепочки ассоциаций: начало = утверждение = рождение, конец = отрицание = смерть, Путь = Истина = Жизнь. Путь есть начало и конец, утверждение и отрицание, рождение и смерть, истина и жизнь. Еще раз вспомним Христа: "Я есмь путь и истина и жизнь (Иоан. 14;6). "Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний" (Отк. 22,13). "Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2 Кор. 2, 15-16).

В контексте Евангелия ПУТЬ — это Господь наш Иисус Христос. Кто Он? Антиномический ответ:

Христос есть Бог
Христос есть не Бог (человек).
И в умозаключении:
Христос — Бог/человек — Личность.

Самое отрадное заключается в том, что это умозаключение невозможно вывернуть наизнанку. Христос не поддается искушениям сатаны.

...Вот  антиномия, приближающая нас к ответу на вопрос: "А что же такое наука?":
путь есть метод
путь есть не-метод (система).

И в умозаключениях: путь через соотношение "метод/система" есть наука, а через обратное соотношение — научная символика:
путь - метод/система = наука
путь - система/метод = научная символика.

Но правильнее, конечно, здесь показать всю подсистему "Логика и письмо", чтобы оказался обозримым весь ПУТЬ к понятию "наука":

логос-миф — канон/иносказание = конкретизация
миф-логос — иносказание/канон = иероглифика

конкретизация-иероглифика — истина/истолкование = абстрагирование
иероглифика-конкретизация — истолкование/истина = алфавит

абстрагирование-алфавит — метод/система = наука
алфавит-абстрагирование — система/метод = научная символика.

Если посмотреть по вертикали, то в подсистеме можно обнаружить такие вот "исторические" (раскрывающиеся в человеческой истории) умозаключения:

конкретизация — абстрагирование/алфавит = наука
иероглифика — алфавит/абстрагирование = научная символика.

Конкретизация через соотношение "абстрагирование/алфавитное письмо" есть наука (или: есть наука логики; "логика есть чистая наука, т. е. чистое знание во всем объеме его развития". — Гегель. Наука логики//Соч. М., 1937. Т.5. С.52).

Логика — это триединство конкретизации, абстрагирования и науки, как письменность складывается из иероглифики, алфавитного письма и научной символики.

Мифология становится логикой, овнешненной в письменности. На триединство логики в XIX веке обратил наше внимание Гегель (но мы ему не поверили, почему-то назвав его логику "диалектикой"): "Логическое по своей форме имеет три стороны: 1)абстрактную, или рассудочную, 2)диалектическую, или отрицательно-разумную, 3)спекулятивную, или положительно-разумную. Эти три стороны не составляют трех ЧАСТЕЙ логики, а суть МОМЕНТЫ ВСЯКОГО ЛОГИЧЕСКИ РЕАЛЬНОГО, т. е. всякого понятия или всего истинного вообще" (Гегель Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т.1. С.201-202).

Мы попытались показать, что эти "три стороны" выглядят ИНАЧЕ. История культуры свидетельствует, что с абстракций начинает логику только абстрактно-алфавитный человек ("Чистое знание дает лишь то отрицательное определение, что начало должно быть АБСТРАКТНЫМ началом". — Гегель. Соч. М., 1937. Т.5. С.57). Она же, эта история, сообщает нам, что диалектика, отождествляющая обратные предикаты суждений антиномии, является представительницей логического сатанизма (бытие есть ничто, свобода есть необходимость и т.д.).

Правда, Гегель уходил от логического сатанизма, дополняя предложение "Бытие и ничто суть одно и то же" другим предложением — "Бытие и ничто не суть одно и то же", так что в результате бытие и ничто теряли свою самостоятельность в чем-то третьем — в становлении. Но факт остается фактом: Гегель избежать неудачи никак не мог, потому что традиционно начинал свою систему с фикции — с одного-единственного слова "бытие", которое, как любое другое слово, само по себе есть ничто (вне суждения оно бессмысленно, ничтожно, как показал Платон).

Уже много столетий наука учится понимать, т.е. выражать некий смысл в понятиях и умозаключениях. Простейший вид усеченного (без первого элемента) умозаключения — формула Галилея:

пространство/время = скорость.
Обратное соотношение рождает противоположное скорости понятие:
время/пространство = инерция.

Собственно говоря, новость тут небольшая: уже древние китайцы умели соотносить термины и подвергать инверсии эти соотношения:

творчество/исполнение = расцвет
исполнение/творчество = упадок.
Или по-другому:
свет/тьма = расцвет
тьма/свет = упадок.
(продолжение   http://stihi.ru/2010/02/14/131   )